Больше рецензий

5 октября 2023 г. 08:15

2K

5 " Не стреляйте в белых лебедей"

Надо же, какие  всё-таки разные мнения об этой книге. Одни считают её любимой и настольной, а другие пустой и неубедительной. А мне, когда я перелистнула последнюю страницу этого увесистого тома в траурной чёрной обложке, захотелось сходить в церковь и поставить свечки за упокой душ всех погибших героев этой семейной саги, будто бы они были живыми и недавно умерли у меня на глазах. Я прожила с ними почти две недели своей вечерней жизни и многих из них чуточку полюбила, если вообще можно любить литературных героев.

Я не поклонник исторической литературы и совсем неискушённый читатель в этой области, но думаю, что художественная литература вовсе не обязана отражать объективный взгляд на события в ней отражённые, которые, как правило, связаны с определённой исторической эпохой какого-либо государства. Она имеет право быть однобокой и приоткрывать лишь ту сторону ощущения времени, которая отражается в главных героях событий именно этой книги. У каждого своя боль и свой взгляд, и он имеет право им делиться. И очень хорошо, что мы, читатели, можем посмотреть на одни и те же события с разных сторон, тем более что продолжительное время были лишены альтернативного взгляда на события начала 20 века в нашей стране.

Эту лебединую песнь поют белые лебеди царской России. Пришла беда и их озеро, где они грациозно плавали, растили потомство и процветали, закидывают землёй и пытаются закатать бульдозерами, не оставив даже мокрого места и воспоминаний от них и их среды обитания. А что лебеди? Они умны и воспитаны, у них прекрасные манеры и исключительный аристократический вкус, они благородны. Эта книга о них, об их беде, об их трагической гибели одного за другим. Красные бульдозеры приближаются, не щадя никого, сметая ковшами всё, что попадается им на пути.  Эти прекрасные белые создания не нужны новой эпохе. Они мешают и не вписываются в неё. А кроме того, они опасны. Вдруг они соберутся в стаи?

Поэтому проще всего одним властным жестом убить всё живое, что было в прошлом и сравнять враждебную среду обитания с землёй, на которой когда-нибудь вырастет новая и свежая трава. Да, она когда-нибудь вырастет и украсится луговыми цветами, выглянет солнышко, и жизнь наладится. А пока много грязи, крови и стонов. Белые лебеди не привыкли жить в инородной среде, но они бы научились постепенно и в силу их интеллекта сумели бы приспособиться. Но у них нет шансов, их истребляют. Те, кто не попал под гусеницы сразу, будет убит при попытке взлёта. А выжившее потомство, которое в неразберихе затерялось в траве, погибнет либо от голода, либо выдаст себя своим оперением, когда подрастёт.

Это их печальная история, их боль. И они не виноваты, что за этими красными машинами смерти мало разглядели хорошего и доброго, пока умирали. На самом деле, это страшно читать, учитывая, что в этом романе практически нет выдуманных героев и событий, о чём говориться в послесловии. Книга читается легко, но она тяжелая и неприподъёмная в прямом и переносном смысле. На каждой 50 странице я невольно издавала глубокие вздохи, обращая на себя внимание окружающих - это чья-то смерть, неверный шаг, приведший к гибели, неосторожное слово, за которое расстреливали в те времена. Господи, люди, как же вы жили тогда? Так вы не просто жили и прятались, что наверное было бы вернее, так вы ещё и Родину продолжали любить.

А то что в романе есть некоторый неестественный  пафос в личных думах о России - да Бог с ним. Мы же не белые лебеди и не знаем, что было в их мыслях, да и вообще времена изменились. А может, они действительно так думали даже в глубинах своих душ? Писала книгу же реальная участница событий, которые она почти не выдумала. Поэтому я ей верю и не стану придираться ни к эмоциональности, ни к преувеличению. Она автор, а это не учебник по истории Октябрьской революции. Роман этот не стал для меня любимым, но я его никогда не забуду, как не забыла до сих пор первую для меня книгу на эту болезненную тему С. Монтефиоре "Сашенька", которую я никому не рекомендую, поскольку как литературное произведение, написанное британским историком, мне она показалась на очень низком уровне, однако события в ней вызвали у меня шок в тот момент. И на последок цитата - обращение:

Я понимаю, что в самом принципе аристократизма есть нечто возмутительное, несправедливое в самом корне: небольшая часть общества оттачивает, утончает и облагораживает свои чувства и свой мозг в то время, как вся масса поглощена борьбой за существование. Но ведь положение, при котором возможно было это различие, уже отмирало, дворянство разорялось, оно уже потеряло свои привилегии. Еще две-три либеральные реформы — и с этим порядком было бы навсегда покончено. А те реки крови, в которых вы пожелали утопить людей, вместо того чтобы разумно использовать их, привели только к тому, что вы истребили интеллигенцию, во всяком случае, потомственную, рафинированную. Попробуйте обойтись без нее! У вас уже теперь не хватает «кадров», а чем дальше, тем будет хуже. Вам грозит полный застой мысли. Культура воспитывается поколениями, вы разрушили то, что создавалось веками!

o-r.jpg


Ветка комментариев


Хотите подчеркнуть, что Вы сильны?

Честно говоря, даже и не думал вас обидеть, и подчеркивать мне не нечего, я обыкновенный малообразованный рабочий) что мне подчеркивать) Я просто смотрю, читаю книги и удивляюсь новому тренду, все думают, что были бы на месте аристократии и это в стране с 80% крестьян.

Данный роман не о таких людях

А это не доказуемо, что аристократ признается, что любит захаживать к малолетним проституткам? Или в узаконенные публичные дома на Невском? Или признается, как арендовал земли за большие деньги полунищим крестьянам, а деньги прокатывал на озере Комо при самой большой детской смертности среди государств Европы?
Прошу не обижаться)


все думают, что были бы на месте аристократии и это в стране с 80% крестьян.

Ну что Вы, я вовсе так не думаю. Просто вариант с террором и революцией - такой себе, жестокий очень и может быть не очень умный.

Прошу не обижаться)

Я не обижаюсь, всё нормально)


Просто вариант с террором и революцией - такой себе, жестокий очень и может быть не очень умный.

А никто и не оправдывает террор и жесткость, просто изучая предыдущий этап истории до революции приходишь к пониманию почему у людей была такая жестокость. Не оправдывать, а понимать поступки наших предков, вот что важно.


Не оправдывать, а понимать поступки наших предков, вот что важно.

Понять можно, но то, что они потом истребили столько народа почём зря (всех подряд почти)из-за страха потерять власть, это оправдать никак нельзя. Это ещё более жестоко, по-моему..


то, что они потом истребили столько народа почём зря (всех подряд почти)из-за страха потерять власть, это оправдать никак нельзя

Это ваше заблуждение, ни на чем не основанное.
Если народ истребляли всех подряд и друг друга, то почему он опять не восстал против истребителей?
И как может меньшинство всех истреблять?
И как может народ, который друг друга истреблял, построить такое государство?
Как народ выигрывший самую кровопролитную войну, мог ее выиграть если до этого друг друга истреблял?
Мне отвечать на вопросы не надо, я давно на них ответил через чтение книг, это вопросы для вашего раздумья))


Любопытная у вас беседа, не могу пройти мимо)

Мне нравится объяснение Бердяева

Революция случилась, она и была мрачной и кровавой реакцией против дореволюционного зла, зла старой жизни, злой реакцией на злую реакцию.

Революция имеет онтологический смысл. Смысл этот пессимистический, а не оптимистический. Обнаружение этого смысла направлено против тех, которые думают, что общество может бесконечно существовать мирно и спокойно, когда в нем накопились страшные яды, когда в нем царят зло и неправда, внешне прикрытые благообразными формами, идеализированными образами прошлого.

Слишком большое негодование против большевистской революции, слишком исключительное приписывание всякого злодейства большевикам есть нередко результат идеализации революции, непреодоленной иллюзии, что революция может быть хорошей и благородной. Историческая память очень коротка у людей революционной эпохи. Слишком многие люди эпохи революции хотят по-своему направить ее и очень озлоблены, что это не удается. Но они забыли, что революции вообще направить нельзя, как нельзя ее и остановить. Революция есть рок и стихия.




У меня дома одна его книга есть "Антология мысли". Это не оттуда?