Больше рецензий

2 февраля 2024 г. 08:57

8K

5 Смешные уроки дисциплины

В детстве и юношестве я всегда почему-то мечтала стать учителем. Сначала воспитателем детского сада, потом учителем начальных классов, затем учителем русского и литературы и, наконец, преподавателем музыки по классу скрипки в музыкальной школе. Последнюю мечту я даже попыталась осуществить, но вовремя одумалась... В итоге - три моих закадычных подруги таки стали учителями, а я нет! И, собственно, ни сколько не жалею о сём, если не считать отсутствие филологического образования... Кошки иногда скребут на душе, и локоть немного дразнит своей недоступностью, но, как говориться, судьба... Руки мои проложили мне дорожку в жизни, ну а детская мечта... Её ещё не поздно немного приблизить, минуя преподавание, потому как я по натуре не учитель и не люблю обучать и контролировать других...

Однако, к чему я об этом? Рассказ этот об учителе. А тема, которая меня саму не раз интересовала - а как учителю держать дисциплину в классе? Учителя ведь по натуре и психике все разные. И степень их учёности не всегда равняется способности прививать знания, как и держать внимание учеников. А к этому ещё и примешиваются вредные детские натуры, ибо все знают, что дети - самые жестокие в мире люди. Развивающийся человеческий интеллект, который ещё не контролирует внутреннюю мораль - ядерная смесь, которая подчас дорого обходится многим вполне талантливым учителям.

Так вот, некий математик, Харлампий Диогенович, который, как и Пифагор, был грек по происхождению, выбрал себе, как приём удержания дисциплины в классе, которым несколько наказывал провинившихся учеников, всеобщее осмеяние. Нет, он не позорил свою жертву, он просто слегка подтрунивал над ней, якобы остроумной шуткой или сравнением с кем-либо, а весь класс при этом начинал смеяться. Что чувствовал при этом нашкодивший по умыслу или без умысла ученик? Стыд, конечно, который потом забыть было трудно, а значит урок по дисциплине усваивался однозначно. И вот воспоминания героя данного рассказа Искандера, которому математик приписал несуществующий тринадцатый подвиг Геракла :

Я, понятно, об этом нисколько не жалею, но мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.

Возможно, и хороший метод выбрал учитель, и многим он подошёл, в качестве некоего отрезвления, особенно в детстве. Ибо, как говорил Б. Окуджава - "Когда я кажусь себе гениальным, я иду мыть посуду".
Но... Я бы не стала применять этот метод со всеми подряд, потому как некоторых, особенно в детстве, можно и ранить до глубины души и не заслуженно даже, а вовсе не исправить их мелкие огрехи, потому что мы ведь все разные... Поэтому профессия учителя очень сложна и ответственна. Ведь, учитель не только даёт знания, но и в некотором смысле "лепит" наши души.

o-r.jpg


Ветка комментариев


Ведь, учитель не только даёт знания, но и в некотором смысле "лепит" наши души.

Очень понравилась мысль, Тань. И сама рецензия очень хороша.
Учитель, именно как ваятель..
У Платонова есть замечательный маленький рассказ-притча - Ещё мама.
Он про учительницу и ребёнка. И правда, учитель - это ещё мама. Но у Платонова как всегда, это почти евангелический образ.

Если не ошибаюсь, он про то, как Геракл лишил за ночь девственности 100 девушек.
Не об этом же учитель рассказывал?
Ты такую тему затронула..
Для того чтобы быть учителем, нужно прям гореть этим и чуточку быть.. подвижником.
Помню, когда я пошёл в 1 класс, то 1 сентября я полез зачем-то на школу.
Весело было карабкаться по кирпичному древнему зданию.
Долез почти до 3 этажа.
Мимо проходила учительница.. моя классная, как оказалось.
Я уже не смог слезть, как котёнок с дерева и вызывали людей.
Она тогда вздохнула, грустно улыбнулась. Поняла, что бедовый мальчик в её классе.
А помню ещё. как классе в 9, на уроке литературы, один мальчик вёл себя мерзко и нагло (не я), срывал урок. не реагировал на слова учителя.
А у учителя случилась трагедия перед этим и нервы сдыли.
Он что то писал у доски и не выдержал, повернулся и кинул мелом в мальчика. Но.. промахнулся и попал в голову девочке.
Это было ужасно. Девочка плакала. её успокаивали, учитель бросился к ней, прося прощения.
Мальчик притих, пристыженный: этот промахнувшийся мел, словно бы попал в самое сердце его.
Девочка оказалась чуткой, она всё понимала и сама чуть не не успокаивала учителя.
Мы проходили Достоевского.. и разыгралась сценка из его романа почти.
Хотелось подойти и обнять их всех, и девочку и учителя и мальчика притихшего..
А может этим мальчиком был я..


У Платонова есть замечательный маленький рассказ-притча - Ещё мама.
Он про учительницу и ребёнка. И правда, учитель - это ещё мама. Но у Платонова как всегда, это почти евангелический образ.

О, опять Платонов? Он как и Чехов, часто стал появляться, надо взять на заметку..

Если не ошибаюсь, он про то, как Геракл лишил за ночь девственности 100 девушек.
Не об этом же учитель рассказывал?

Неет, не озвучивал) И слава Богу, что не озвучивал такие вещи перед классом. Ну, может, они потом прочитали. Я вот тоже не знаю, что за подвиги, а теперь уж думаю, что надо погуглить..

Помню, когда я пошёл в 1 класс, то 1 сентября я полез зачем-то на школу.
Весело было карабкаться по кирпичному древнему зданию.
Долез почти до 3 этажа.

Саш, ты чё?? Ты что, человек - паук?) И зачем тебе это нужно было?)) Тянулся к свету знаний, как Леонов в "Большой перемене"? Он правда через окно лез, будучи уже не первоклассником )))

А у учителя случилась трагедия перед этим и нервы сдыли.
Он что то писал у доски и не выдержал, повернулся и кинул мелом в мальчика. Но.. промахнулся и попал в голову девочке.
Это было ужасно. Девочка плакала. её успокаивали, учитель бросился к ней, прося прощения.

Это что... А мне рассказывали историю, как одна мощная историчка кидалась не мелком, а указкой,  как в городках. И вот также попала не тому ученику в лоб указкой, потому что "цель" вовремя увернулась. Ей это с рук сошло, потому что в советские времена было... А сейчас поди посадили бы))

Очень понравилась мысль, Тань. И сама рецензия очень хороша.

Спасибо, Саша, мне приятно, что отозвалось и за отклик спасибо))


Саш, ты чё?? Ты что, человек - паук?) И зачем тебе это нужно было?)) Тянулся к свету знаний, как Леонов в "Большой перемене"? Он правда через окно лез, будучи уже не первоклассником )))

Тань, в детстве, меня хоть хлебом не корми, а дай полазать.
Однажды, лет 8 мне было. Пошёл погулять.
Мама говорит. Сына, далеко не ходи. Будь осторожней.
Ну, мне скучно.. далеко не ходить, а вокруг всё такое искусительное.
Стоит тополь. Огромный.
Ну, я полез. Знаешь как весело лезть было?
Когда я отошёл от вдохновения вскарабкивания и посмотрел вперед, я.. с ужасом увидел прямо перед собой, свой балкон синий. А это 7 этаж.
Метрах в 40 от дома.
И тополь так стал раскачиваться.. как мачта в бурю.
Мне стало жутко. А если мама выйдет и увидит дурачка?
Ага, вспомнил тот эпизод с Леоновым. Милый фильм.
По характеру я больше на героя Збруева похож..

Ого, Тань, про указку, жёсткий момент.
Живописно представил. Да и ты описала живописно.
Учителям нужно выдавать путёвки на канары за их нервную работу.
Вспомнил.. как в школе и в универе, у меня были странные амурные дела с учительницей и преподавательницей.
Помогло мне по физике 5 получить в году и зачёт сдать..


А это 7 этаж.
Метрах в 40 от дома.
И тополь так стал раскачиваться.. как мачта в бурю.

А ты ничего не путаешь в воспоминаниях?) Тополя, ведь на такой высоте очень тонкие и хрупкие к тому же, ветки ломаются у них легко.. Да ещё в 8 лет.. Однако...)

По характеру я больше на героя Збруева похож..

Збруев там очаровательный и к тому же красивый хулюган.. Но он настоящий, человек хороший..)

Учителям нужно выдавать путёвки на канары за их нервную работу.

Некоторые из них периодически не на Канарах отдыхают, к сожалению, а в "дурке" восстанавливают свои нервы)

амурные дела с учительницей и преподавательницей.

Это был ход "конём" или нравятся женщины постарше?)


А ты ничего не путаешь в воспоминаниях?) Тополя, ведь на такой высоте очень тонкие и хрупкие к тому же, ветки ломаются у них легко.. Да ещё в 8 лет.. Однако...)

Не путаю, Тань.
Может чуть округлил.
Там возвышенность маленькая была. Так что примерно, в сумме, близко к 7 этажу. Но чуть меньше, да.
Но тополь огромный.
В том то и дело, что я не сразу понял, что он истончился и раскачиваюсь там.

Это был ход "конём" или нравятся женщины постарше?)

Да просто вспомнил.
Это сложная тема, Тань. Проф риск, так сказать.
У каждого наверно была влюблённость в учителя.
Это я сейчас понимаю, что тогда, со стороны учительницы, ко мне, быть может просто нежность была. 10 класс.
В универе иначе всё было.


Там возвышенность маленькая была.
Но тополь огромный.

Ааа.. Ну тогда да, верю))

Это я сейчас понимаю, что тогда, со стороны учительницы, ко мне, быть может просто нежность была. 10 класс.

Ну это большой возраст. И если учительница молодая, то вполне и любовь бывает в таких случаях)

Я тоже вспомнила два эпизода из жизни, связанных с учителями. В пятом классе у нас вёл историю и литературу один и тот же учитель. Он, видимо, тоже ко мне что-то типа нежности испытывал. Постоянно выделял меня и постоянно подходил поправлял лямку фартука (всегда сваливалась) Это приятно вспоминать.)
А вот одного карапуза старого и лысого (как какой-то набоковский герой, не помню кого напоминает, может пильграма), который бегал за мной по школе, а я от него пряталась... брр.... неприятно вспоминать)))