Больше рецензий

AntesdelAmanecer

Эксперт

весьма сомнительный

12 марта 2024 г. 17:50

8K

4.5 «Как я могу выразить свою любовь сильнее, чем желанием на вас жениться?»

Второй роман Троллопа, прочитанный мной в последнее время, и опять то же приятное чувство, которое сопутствует чтению. Попробую разобраться, что это за чувство и чем оно вызвано.
Возможно на меня повлияло мнение Льва Толстого о Троллопе. Толстой вложил в руки своей героини Анны Карениной роман Троллопа во время поездки из Петербурга в Москву. И комплимент Толстого необычайному литературному мастерству Троллопа предваряет все книги последнего.
Но я обратила внимание на необычайную "мягкость" стиля Троллопа до того, как прочла очередную аннотацию (редко читаю аннотации и порой жалею об этом, но чаще нет). То, что я называю мягкостью или округлостью Троллоповского стиля, возникло еще при чтении романа"Барчестерские башни" и сейчас только укрепилось.
Удивительная округлость сюжета (возможно, здесь уместней слово композиция) связана с гибкостью переходов между сюжетными линиями, тонкими переходами от света к тени в описании персонажей, умелое сочетание иронии и серьёзности.
Там, где Троллоп хочет поморализаторствовать, он делает это, но так иронично подаёт сие блюдо, предоставляя возможность нам самим делать выбор в пользу или во вред обсуждаемого.
Сюжет построен вокруг скандала с акциями в аристократических кругах Лондона, разоряющихся, чванящихся, не умеющих сохранить баланс между своими доходами и расходами, связанными с непомерно выросшими требованиями к комфортной жизни. В центре скандала аферист Мельмотт, с которым все эти семейства общаются, зажимая нос. Таким неприглядным им видится не способ зарабатывания денег Мельмоттом, а его низкое происхождение и недостойные манеры. Считая Мельмотта не более чем мясником, у которого они приобретают мясо. Они не гнушаются обманом и воровством в жажде набить свои карманы.
Смешно и грустно наблюдать за небольшой вознёй среди сыновей почтенных семейств, которая развернулась при сватовстве к дочке Мельмотта.
Кстати о сыновьях. В романе несколько линий, рассказывающих об отношениях родителей и детей. В желании выдать замуж дочерей или женить сыновей, мамы в романе порой приводят безумные доводы, не уступая в своей глупости всем известной миссис Беннет.
Дочери в романе покоряют своим непослушанием в деле их замужества. При этом они могут руководствоваться как желанием выйти замуж по любви, так и чрезмерной расчётливостью.
Не забыл Троллоп о журналистах и пиар компаниях.
К сожалению, прослеживается небольшое высокомерие по отношению к женскому писательству. Уж слишком глупой выведена писательница леди Карбери, беззаветно любящая своего избалованного сынулю.
Есть ещё одна спорная линия любовных встреч и расставаний, когда моё отношение к героине, а главное, к герою, было не на стороне автора. Но это не связано с устаревшими взглядами писателя на отношения полов.
Напротив, Троллоп очень современен во всем, о чем бы он ни писал.

Ветка комментариев


Насчет отношения к писательницам. Троллоп очень ценил Джордж Элиот, ставил ее вровень с Теккереем и выше Диккенса. Так что леди Карбери -- пародия на определенный типаж писательницы, а не на писательниц вообще. (И, может быть, отчасти на его собственную мать.)


Радует, что я ошиблась и приняла иронию за высокомерие. Про мать я не подумала. А ведь мать Троллопа тоже писала и издавалась. Про Элиот не знала.
Спасибо за интересный комментарий.