Больше историй

21 июня 2016 г. 02:01

225

Беломор и школа

Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними Дядька Беломор.

История моя случилась ещё в прошлом тысячелетии в одной из европейских стран. Я там работал гастарбайтером, когда на родине наступила asshole.

В городе L. было множество пивных, так много, что они всегда были пустыми. Я всё удивлялся: вот сидят там три бюргера, тянут весь вечер одну пинту и читают газету. Никто ни с кем не общается, разве что по телику показывают футбол, тогда, разумеется, все друзья и товарищи. А без футбола полная тоска. Ну что бы им дома не почитать эту газету?

Но была одна пивная под названием Neuestadt, в которой всегда был аншлаг. Там собиралась большая компания гастарбайтеров со всего мира, так что после 7 вечера свободных мест уже не было совсем. Хозяин её был человеком дружелюбным и без комплексов, потому что сам был "понаехавшим". Звали его Тедди, он был англичанином. В его пивной висели на почётных местах напротив друг друга портреты:
-- известного трезвенника Горбачёва (работы неизвестного фотохудожника)
-- и известного пьяницы Мусоргского -- кисти Репина, конечно.
Оба портрета, каждый по-своему, способствовали продажам пива.

Хозяин пивной Тедди заслуживает как минимум повести. В следующей жизни обязательно напишу её. Так случилось, что он был родственником одного моего приятеля (пакистанца -- о нём в следующей жизни я напишу целый роман). Поэтому мы у него были наподобие VIP. Тедди частенько присаживался за наш столик и рассказывал какую-нибудь весёлую байку. Например, такую.

Вы знаете, джентльмены, это государство берёт деньги за воздух! Не знаете? А ведь это чистая правда! Вот послушайте.
Приходят ко мне как-то двое с лестницей. Влезли, померили мою наружную вывеску и говорят:
-- Ваша вывеска занимает 3 кубических фута городского воздуха, поэтому вы должны за неё городу 3 франка в год. Потрудитесь явиться в мэрию и заплатить!
Я им говорю:
-- Джентльмены, никуда я не пойду, мне людей обслуживать надо, а не по мэриям шляться. Пришлите мне счёт. Я его оплачу да и дело с концом.
-- Нет, -- отвечают "джентльмены", -- мы так не можем.
-- Почему же?
-- Видите ли, посылка счёта стоит больше трёх франков.
Вот почему это государство такое богатое. За воздух деньги берёт. Но я платить не буду, пока мне не пришлют счёт из мэрии.

Всё это случилось, как я уже сказал, в прошлом тысячелетии. Насколько я знаю, счёт из мэрии Тедди пока ни разу не получил. Видимо, мэрия ждёт, когда сумма возрастёт до миллиона долларов, чтобы прихлопнуть бизнес одним махом. Думаю, разорение Тедди будет настоящим ударом по экономике города. Его пивная заменяет пару дюжин заведений, которые стоят пустые.

Ну ладно, пора уже переходить к теме Беломора, заявленной в заголовке.

Сидим мы как-то в Neuestadt-е, полностью занимаем столик на четверых, Тедди ходит, как обычно, по залу, интересуется настроением завсегдатаев.
Один из нас русский (я),
другой -- пакистанец, сбежавший от соотечественников-дикарей,
третий -- венгр (этот, как и я, вырвался, наконец на свободу и втайне ненавидит меня как оккупанта его страны),
четвёртый -- чилиец, косящий от родной чилийской армии.
Про пакистанца вы уже знаете, остальные двое тоже заслуживают отдельного рассказа, но не прямо сейчас. Разговор по справедливости идёт на нейтральном английском языке, который никому не родной. Я курю Беломорканал и угощаю им окружающих.
Беломор канает
Угощённые старательно кашляют и прикидываются, что Беломор крепче гаванской сигары -- пусть порадуются, мне не жалко.

Вдруг к нам подходит человек и говорит:
-- May I ask you, where have you got this wonderful Belomorkanal?
(Скажите пожалуйста, а где вы взяли этот удивительный Беломорканал? Далее я буду писать русский перевод, чтобы не замусоривать текст.)
-- В Москве, -- отвечаю я. -- Угощайтесь.
Он взял беломорину, прикурил и видно было, что он это делает не впервые. И говорит:
-- Вы часто бываете в Москве?
-- Я там живу, -- отвечаю.
-- О! Как интересно. И вы, наверно, умеете говорить по-русски?
-- Ну да, -- говорю я. -- В некоторой степени умею.
И тут этот хрен вдруг говорит человеческим голосом, хотя и с немецким акцентом:
-- Я очень люблю Москву! И ещё Байкал!
Тут я, конечно, поперхнулся пивом и говорю собутыльникам:
-- Ну-ка подвиньтесь, джентльмены! Это ко мне!
Все потеснились, и далее разговор между нами уже шёл по-русски. Это, разумеется, было не совсем вежливо по отношению к остальным троим, поэтому ключевые темы мы им дублировали.

А таких тем было две.

Первая.
Он (вот же черт, стыдно как, я забыл, как его зовут, это было лет 20 назад):
-- А ты был на Байкале?
-- Никогда, -- говорю.
-- Почему же?
-- Ё! Это же охренительно далеко!
А он говорит:
-- Ну и ничего подобного, ничего не далеко. Летишь до Москвы, а там уже Иркутск рядом! Я, -- говорит, -- каждое лето отдыхаю только на Байкале. Рыбалка, чистая вода, природа, тишина, нерпы плавают. Меня там всегда ждут. Хочешь, в следующий раз поедем вместе?
К сожалению, с Байкалом не сложилось. В Москве мы с ним так и не пересеклись. Думаю, я никогда не увижу "славное море священный Байкал". Боюсь, при сегодняшнем отношении к России в мире этот любитель тоже его больше не увидит.

Вторая тема была ещё интереснее.
-- А скажи мне, пожалуйста, как ты научился так хорошо говорить по-русски? Наверно, кто-то из твоих родителей россиянин?
Прошу обратить пристальное внимание на ответ этого иностранца!
Совершенно будничным тоном он сказал:
-- Я изучал русский в школе.
-- Что же за школа такая?
-- А это международная школа, рядом с железнодорожным вокзалом. Преподают там на английском, а в качестве дополнительного языка я выбрал русский.

Вот так вот, друзья мои. Наша школа против их: почувствуйте разницу. Может быть, английский и русский языки там изучают в ущерб какой-нибудь математике. Очень может быть. Хотя я почему-то подозреваю, что их выпускник знает математику не хуже нашего. И уж если честно: что в жизни важнее и полезнее, синусы с логарифмами или свободное владение двумя иностранными языками?..

А вы говорите, Дядька Беломор...

Комментарии


Шикарная история! И английский он тоже, наверняка, действительно знал. Моим удивлением было, насколько хорошо скандинавы владеют английским - любого из толпы выдерни и что-то спроси (независимо от возраста) и получишь развернутый ответ. Те, что совсем постарше еще и немецким владеют. И они все в большинстве изучают язык ТОЛЬКО в школе. Мне все время хочется узнать - что ж за схема преподавания у них, и какие учителя, может, исключительно носители языка?))


Спасибо на добром слове :)
Думаю, это не обязательно носители языка. Это талантливые преподаватели, вот они кто.

У меня был ещё один приятель, валлиец. (Он всегда подчёркивал, что это совсем не то же, что англичанин.) Мы с ним общались по работе в Швейцарии, а там четыре языка: швайцер дойч, французский, итальянский и ретороманский. И в каждой части от говорил с людьми на их языке.
Я его как-то спрашиваю: 'How come, Richard, that you know all those languages?'
А он скромно отвечает: 'I'm a European.'
Очень жаль, что мы не только не европейцы, но и становимся всё дальше от Европы и обеих Америк...


Это талантливые преподаватели

думаю, дело ещё и в желании учиться, а не просто отсидеть за партами и как-нибудь на халявку сдать экзамены, что часто бывает у нас.


Ну да, и это, конечно, есть.

Я уже давно живу на свете и хорошо помню свою реакцию на очередной запущенный пропагандой лозунг. Идея была такая: в СССР живёт каждый четвёртый научный работник планеты.
А я как раз в это время работал в одном из академических институтов, под моим началом была группа из пяти женщин. И эти женщины обладали удивительной квалификацией: каждая могла в любой момент аргументированно доказать, что именно она именно сейчас именно эту работу сделать не может!
Потом я видел ещё несколько "научных коллективов", и во всех работники были примерно такие же. Всю работу делали 5-10% сотрудников, остальных можно было немедленно уволить -- никто и не заметил бы их отсутствия.
Это значит, что тот лозунг надо читать так: "почти каждый четвёртый бездельник планеты живёт в СССР." Это было бы точнее.

Сегодня ситуация ещё хуже.
"Высшее образование" стало поголовным, причём, у каждого таких "образований" несколько.
А в то же самое время количество аспирантов за 10 лет уменьшилось на треть.
Что это значит?
А значит это только одно. Несмотря на то, что диссертации сегодня делаются совершенно жульническим образом, "специалисты" даже и так не в состоянии их защитить. Максимум, на что они способны, это заплатить за "обучение" в какой-нибудь "академии" и коллекционировать пустые дипломы.

Да, хана нашему образованию. И это из-за государственного регулирования, я это точно знаю. Впрочем, как говорит Леонид Каневский, это уже совсем другая история...


зря вы так про науку. да, я сама оттуда (и из тех времён тоже), но именно вот это обывательское представление: "учёный? ни хрена не делает, да ещё и от государства деньги получает!" — в сильной степени и угробило науку. в первую очередь, фундаментальную. потому что наши бесценные власти находчиво решили, что платить надо только за ту науку, которая даёт немедленный экономический эффект *facepalm*


Ну, что нынешняя власть путает науку и технологию, я спорить не буду. Согласен. Наука даёт научный результат, технология -- прибыль от вложенных денег.

Но и советская наука была не скажу чтобы очень эффективна.

Мне нравится известная история Ричарда Фейнмана про Нобелевских лауреатов. Знаете, наверно, но перескажу вкратце для тех, кто, возможно, будет читать нашу переписку.

Когда Р.Ф. закончил работу в Манхэттенском проекте, он получил кучу денег, купил автомобиль и отправился к месту новой работы в Принстон. Там он обнаружил автостоянку без единого свободного места и расстроился. Но оглянулся, и -- о чудо! -- совершенно пустая стоянка на пять мест. Он, недолго думая, остановился там, как вдруг к нему подошёл какой-то человек и сказал:
-- Сэр, вы видите табличку NPW only? Сожалею, но вам придётся освободить это место.
Р.Ф. спрашивает:
-- А что такое NPW?
-- А это значит Nobel Prize Winners, сэр. У нас в Принстоне работает пять Нобелевских лауреатов, и это для них. Когда вы тоже станете Нобелевским лауреатом, мы для вас организуем шестое место.

Как говорил Р.Ф., это была одна из причин, которые подвигли его к получению Нобеля. Кстати, самым известным принстонским NPW был Альберт Эйнштейн.

Теперь вопрос: сколько было Нобелевских лауреатов в СССР за всё время существования государства?
Правильно, вы знали ответ!
Их было 6, столько же, сколько в Принстоне, считая вместе с Ричардом Фейнманом.

Не знаю, какой наукой занимались вы. Очень может быть, что вокруг вас были одни только светлые головы. Но у меня статистика, как я уже говорил, другая: 90-95% сотрудников АН СССР можно было немедленно уволить за профнепригодность. И не только научных сотрудников, но и инженеров, техников и кто там ещё работал. От этого наука только выиграла бы.


в том, что наших нобелевцев было раз-два и обчёлся, тоже, знаете ли, политика государства виновата в большой степени. тот же железный занавес. ни туда, ни оттуда. с работами зарубежных коллег знакомиться — сложно. опубликоваться там — нереально. а если и опубликуешься — моментом в неблагонадёжные попадёшь.

занималась гидробиологией, конкретно макрозообентосом и антропогенным эвтрофированием озёр. с одной стороны, повезло: вокруг действительно были увлечённые люди, настоящие высококлассные специалисты. с другой — опять же масс-культ-восприятие: червячками занимаетесь, лягушек режете, дармоеды проклятые :))


И снова вы правы: железный занавес и отсутствие общения. И все велосипеды изобретаем сами. И это тоже не увеличивает общую эффективность. Вы ещё забыли "кибернетику, служанку буржуазной лженауки" и "генетику, продажную девку империализма".

Очень может быть, что увольнение 90% гидробиологов и повлияло бы на развитие гидробиологии в целом. Тут мне судить трудно.

Зато я могу совершенно ответственно утверждать, что из математиков вполне можно было бы уволить 99%, оставить Келдыша, Понтрягина, Маркова, Колмогорова и ещё дюжину, которых сходу вспомнить не могу. И я вас уверяю: советская математическая школа от этого совсем не пострадала бы.
А уж чем занималась наша computer science в то время -- вообще вспоминать стыдно. Огромное здание НИЦЭВТ длиной почти в километр на Варшавском шоссе было битком набито сотрудниками, которые пытались передрать IBM-овские mainframe-машины в мёртворождённую ЕС ЭВМ... Да если бы они все внезапно делом занялись, дело бы и получилось, а так... как вы верно заметили,

"дармоеды проклятые"

:)))

Причины всего этого могут быть совершенно разные, в том числе и объективные, но факт остаётся фактом: наука была неэффективной -- стала вообще никакой.


про генетику и особенно про Лысенко забыть довольно трудно :))
повлияло бы, это точно. потому что это математики могут заниматься теоретическими и умозрительными изысканиями; результат работы биологов вырастает из огромного количества полевых исследований и наблюдений.
она просто умирает, причём и в буквальном смысле слова тоже. специалисты старой школы уходят из жизни. на смену им не приходит никто.


Да будет им земля пухом.


Это катастрофа сейчас. Дети в большинстве своем вообще не хотят учиться - на уроках с наушниками или в соц сети. Очень трудно поломать, особенно в самых последних классах. И часто родители этому невольно способствуют.


Мотивация тоже - европейцу иностранные языки действительно нужны, а нам редко, когда попадется интстранец для общения в быту. На средиземноморских курортах персонал знает русский)


Ещё есть интересный факт. У нас многие любят смеяться над ошибками "условного таджика", говорящего по-русски: какие-то идиотские "юмористические" программы на эту тему тему, не менее дебильные анекдоты и т.п. И чем тупее такой телезритель, тем с бОльшим восторгом он относится к такого рода "юмору". А ведь "у-таджики" русский язык скоро выучат. А идиоты-телезрители так и останутся идиотами.

У меня был знакомый, давно, к сожалению, покойный, по имени СНБ. Он свободно владел немецким и в разной степени несколькими другими языками. И это был далеко не единственный его талант; надо бы написать про него несколько сотен слов, этот человек того заслуживает. Напишу обязательно.
И вот однажды в разговоре кто-то сказал: "Мне не нравится немецкий язык, он очень грубый". Тогда СНБ говорит: "А я, знаете ли, люблю по вечерам почитать Гёте и никакой грубости в его стихах не чувствую".


О, вы первый человек, который высказал эту простую мысль - этот условный таджик помимо своего родного знает как правило и родственные , и русский тоже, а ты, "румяный критик мой", каким владеешь кроме русского и матерного? Я задавала это вопрос, но как-то кроме снобского "а кому он нужен, это таджикский?" ничего не слышала


Ну нет, я не первый до этого додумался :)))
Кто первый, не знаю, но точно не я. Это лингвисты, думаю, какие-то были :)


Замечательная история!
Знаете, если вспомнить школу, то лично у меня с языком не особо сложилось, там. Да была четверка, но обычная зубрежка (французский). Причем, в начале, я радовалась предмету и даже помню, что свою первую домашку я выполнила украсив фломастерами, но преподаватель меня высмеяла и велела больше так не делать. То есть предмет стал обычным, таким, как и другие... Мне кажется, что в этом ошибка. В моем случае - точно!) А четверка была потому что, уже второй преподаватель занижала мне оценки за говор, ну не хотела я гнусавить))


Спасибо вам :)
Ребёнка старшего дошкольного возраста можно совершенно легко научить любому языку, так что и произношение у него будет приличное. Можно начать даже в младшей школе. Но потом изучение языка даже в объёме разговорника превращается в суровую интеллектуальную задачу.
В нашей стране люди это стали понимать лучше, но всё равно учат своих детей языкам совершенно недостаточно. Зря. Это самое ценное знание, которое они могут им дать. Даже ценнее, чем верховая езда
:)))


Мне кажется, что сейчас, когда английский начинают изучать не в 5-м, а в 1-м классе, ситуация выправляется. Сужу по моим детям, они знают его гораааааздо лучше меня, хотя я в своё время была лучшей ученицей по языку и в школе, и в вузе.
Но вот нонсенс: в разных сетях встречала я вопли негодующих родителей: зачем так рано начинать изучать иностранный язык? зачем мучить детей?
Вот этого не в силах я понять!


Да потому, что в детстве, чем моложе, тем легче языки гораздо проще учить. Это не мучение. Мучение - это когда в 12 лет ты читаешь Илиаду, когда под подушкой соответсвующий возрасту Гарри Поттер


Ужас какой вы рассказываете! Илиаду! В 12 лет!!!
Гомер велик, но читать его невозможно в любом возрасте. Я пробовал, знаю :)))

Подобные первоисточники все "условно читабельны".
Слово о полку Игореве, обе Эдды, Калевала, Шахнаме, Гильгамеш, Библия, Коран, Махабхарата... всё это великие памятники, но читать их практически невозможно. А знать очень желательно.
Вот ведь проблема...


Гарри Поттер тогда еще не вышел, но Школа Ласковой долины читалась. А если не прочитаешь Илиаду историчка могла устроить тебе конец света в конкретном классе


Снова ужас!
Что за историчка такая?
Илиада не имеет отношения к истории. Это литература, мифология, что угодно, но только не исторический источник. Она что, действительно считала, что Ахиллеса убил Аполлон?


Древняя Греция - мифы входят в программу


Не убедили вы меня.
Учитель странный.
Если уж ему (ей) так надо углублённо изучить мифы, задала бы Гаспарова. Он прекрасно адаптировал мифы для школьников. Ученики с удовольствием прочтут, в отличие от Илиады, которую я даже в сознательном возрасте прочитать смог не иначе как в дайджесте.
Это была плохая учительница, и даже не пытайтесь меня убедить в обратном.


Вот, кстати, как должен выглядеть один из уроков истории Греции. Такое создать -- это вам не Илиаду прочитать, тут думать надо :)))


Илиаду проходят по литературе.


Чтобы проходить что-то по литературе, совершенно не обязательно это что-то читать. Я в школе написал некоторое количество сочинений о книгах, которые не прочитал и до сего дня :)))
Самая главная из таких книг -- "Война и мир". Я её знаю настолько хорошо, что нет смысла тратить время на реальное чтение. На эту тему есть отличная книга Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали .


Ну не знаю... я сама, будучи школьницей, стремилась прочитать произведения на будущий учебный год заранее, чтобы составить собственное мнение, без всей этой идеологии. По крайней мере, так происходило до тех пор, пока мы не начали проходить шедевры соцреализма. Вот их я действительно "проходила".
Такую же привычку я постаралась привить и детям. Хотя, надо признаться, дочка в своё время "Илиаду" не осилила, а вот сын пренебрёг "Войной и миром". Но в целом, они старались читать книги, по которым пишут сочинения. Может быть потому, что сейчас можно честно писать своё мнение, это мотивирует. Они разнесли Печорина в пух и прах, это было приятно.
Рекомендуемую Вами книгу я возможно прочитаю, это любопытно. Хотя и не понимаю, зачем нужно рассуждать о том, чего не читал...


Вам и вашим детям я завидую от всей души :)))
А книга, которую я упомянул, вовсе не про то, что вы подумали. Это просто название у неё эпатажное. Кстати, если вы возьмётесь читать Лайвлибовские рецензии, хочу предупредить: самые популярные принадлежат тем, кто не врубился, про что написал Пьер Байяр. Самое смешное, что не врубились как раз филологи :)))


Да? Ну Вам я доверяю, поищу в электронном виде и попробую почитать.


Да ну, Гильгамеш легко читается, и объём небольшой. Моя дочка с интересом читала, и я после неё. Недавно она Калевалу прочла. Впрочем теперь она взрослая совсем. Вот Махабхарата безразмерная, там все перипетии запомнить невозможно.


Да нет, почему же? Мой сын читал Илиаду с большим интересом, там же сплошные сражения, там интересно описывается вооружение, всякая тактика со стратегией! Это для мальчишек увлекательно.


Да, конечно, сегодня английский знают очень многие.

У меня рядом имеется совсем тяжёлый случай.
Когда моей внучке было года 2, мы с ней нашли обучающий мультик по математике. Сидим, смотрим, никому не мешаем. Нас считать учат. А в тот момент у неё счёт был на нуле, прошу прощения за каламбур. Ни на каком языке мы считать не могли. До и говорила она по-русски тогда не так, как сейчас. Поэтому смотрим мультик по-английски. Британцы умеют хорошо такие вещи снимать. Всем интересно. Ребёнок смотрит серию за серией с явным удовольствием.

Вдруг откуда ни возьмись мама!
-- Выключите сейчас же! Пусть сначала по-русски научится.

Удивился. Выключил. Занялись какой-то фигнёй. Я не спорю с ними никогда. Это их ребёнок, и они могут делать с ним что пожелают. Когда у меня были свои дети, я тоже делал с ними то, что мне казалось правильным, и ни у кого не спрашивал.
Потом я, конечно, поделился с девушкой мнением, что считаю владение иностранными языками самым ценным достоянием человека. А родной язык любой выучит и так. Не знаю, повлияло ли моё мнение на маму.
Сейчас внучке 4. И её учат-таки английскому в детском саду. Думаю, я бы её лучше научил, но главное -- чтобы родителям нравилось :)))


У меня родители в школе немецкий учили и я с детства, года 4 учила немецкий, потом - в детском саду и в школе инглиш. В школе была засада - две группы и в нашей учителя менялись. А потом я захотела его выучить. И читаю спокойно, редко к словарю прибегаю


Да, по-настоящему язык можно выучить только в детстве. Потом это уже тяжёлая интеллектуальная работа с сомнительной перспективой. Меня в детстве учили английскому, и я совершенно свободно чувствую себя в обществе англичан и американцев. А много позже пришлось пожить на чужбине, я с ними общался на разных языках, но ни одного по-человечески не знаю. Например, по-немецки хорошо понимаю только verbotten. Там у них это любимое слово, на каждом углу написано :)))


Согласна, лучше всего обучение происходит, когда ребёнок не догадывается, что его чему-то обучают.