Больше историй

23 октября 2019 г. 05:43

960

Нет места. Нигде.

Об этой трагической истории любви я узнал случайно, просматривая старые фотографии французской прессы.
На пожелтевшем фото газеты L'Humanité за 1919 г., были изображены красивые мужчина и женщина, и под ними, маленькая история их печальной любви, приводившаяся на последней странице, должно быть, после скучных и важных строк о политике, извержении вулкана на острове Ява и каком-то популярном и забытом ныне романе.

Наверное, эта история чем-то тронула журналистку Шелли Клермóнт, отозвавшись в её сердце печальным символом невозможности подлинной любви на земле.
Любовь дерзнула быть не той, какой её привыкли видеть, она решилась бросить вызов суете мира и самым законам природы, и вот, вышло то, что вышло..

Читая об этой истории любви, мне вспомнился пронзительный рассказ Андрея Платонова - Фро.
Любимый человек женщины уехал за море, в далёкие края, и она физически чувствует абсурд и трагедию этой разлуки, боль разъятых, рассечённых синих пространств.
Сила любви женщины была столь велика, что не могла обитать лишь в теле... она перелилась через него вместе с душой, ступая по прибою синего вечера печальной русалкой-афродитой, которой доставляет боль просто идти по земле и дышать... без любимого.

Сходя сердцем с ума в разлуке с любимым, женщина просит отца отправить ему срочную телеграмму.
Отец прочёл телеграмму, в которой, от его имени, писалось: срочно приезжай... Фро умирает... при смерти
И ответная телеграмма, срочная, словно трепетный и белый взмах в синеве второго крыла: не хороните без меня. Выезжаю...

Разумеется, для постороннего взгляда, Фро вовсе не умирала.
Да, была печальна и бледна... ходила куда-то вечером, разносила письма, чтобы весть от любимого получить раньше всех.
Разве так умирают? Нет. Видели её даже на танцах...
Помните тот пронзительный эпизод из советской экранизации Русалочки, где дочь Моря с улыбкой танцевала на вечерней улице, когда принц женился на другой, устроив праздник?
Плакать хочется от этого танца "весёлого".

Люди улыбались на Фро... она живее многих!
А потом Фро шла ночью в поле, волнующееся на ветру карей пеной цветов, ложилась в них, и плакала, кричала...
Люди не слышали этого. Люди вообще не слышат, как человек умирает, и в этом сокрыта трагедия, а может быть, и счастье жизни: часто человек даже не слышит как он сам умирает...
Что-то в человеке всё же ещё не может высказать человека, и потому печально и немо.
Русалочке было больно ходить и она не могла говорить...

Если бы осязание - зрение человека, стало зримым на миг, то мы бы увидели стройные, голубые ноги взора ( как бы идущие в воде), с бледными и хрупкими коленными чашечками век.
Эти трепетные ноги оступаются, ранятся о звёзды, сердца людей... красоту мира, раз за разом падая в неё.
Но мы привыкли не замечать всего этого, а говорить, говорить... обо всём, о чём даже не нужно, главное, говорить, даже про себя, теряя и забывая себя в пене слов, пене дней...
А иной раз посмотришь на счастливого человека... и понимаешь, видишь, что он упал на колени сомкнутых век и не может подняться... он мимолётно и грустно взглянул на вечернее море, веточку сирени... и ты припадаешь на колени вместе с ним, и просто молчишь навстречу ему... слёзы на глазах.
Вдруг, замолкает и он. В этот миг, все друзья, что веселились рядом, оказываются далеко-далеко, а что-то самое главное и нежное в вас, до этого находящееся за тысячи вёрст друг от друга, сближается, видит друг друга.

Замечательный и редкий сюжет для художника, к слову: Афродита, любовь, вышедшая из пены морской, отвержена людьми, не нужна им... оболгана, даже изнасилована, быть может.
И вот, она идёт к морю на тонких, дрожащих ногах, походкой музы из одноимённого стиха Цветаевой, оступаясь, закрыв ладонями лицо.
Она идёт умирать, топиться... оборачивается в последний раз на человечество, безумный мир: в её печальном взгляде есть что-то от Царевны-Лебеди Врубеля.

Марина Цветаева не любила газет: "глотатели пустот", называла она читателей газет...
По злой иронии судьбы, история Пьера и Марион, достойная пера Цветаевой, Платонова, Сартра... нашла себе последнее убежище на задворках обычной вечерней газеты.
Её поруганная, тусклая белизна, похожая на смятую и неряшливую простыню в захолустной гостинице, приютила на себе два одиноких сердца, неземное чувство любви.

Иногда мне кажется, что если однажды человек и откроет истину, способную преобразить своим светом весь мир, то это будет поруганная истина, отвергнутая миром.
Печальные слова о ней будут не в книгах великих авторов, издаваемых миллионными тиражами; произнесутся эти слова не с религиозной, политической или научной трибуны, по счастливому радио... нет, эта истина будет написана робким, оступающимся почерком какого-нибудь безнадежно влюблённого мальчишки на обрывке листа.

И эту нежность мира, девочка понесёт с собой в кармашке по вечерней улице, в театре, на спектакле Ромео и Джульетта, которому будут все аплодировать...
Но что-то, кто-то... и на улице и в театре, всё же почувствовали бы тайное присутствие истины, неизъяснимой нежности: птицы на улице, по которой бы возвращалась домой девочка, запели бы чуточку ярче. Листва прошелестела бы чем-то небесным и синим...
И дети, влюблённые, даже замечтавшийся и строгий, чуть захмелевший учёный, улыбнутся... и пронесут это чувство через всю жизнь, а учёный, возможно, изобретёт для человечества что-то удивительное, но всё это будет лишь бледным эхом этой нежной истины.

Придя домой, девочка ещё раз перечтёт это необычное, странное признание в любви у вечернего окошка, улыбнётся, сомнёт письмецо, и выбросит в вечер: ну что за чепуха? Разве... так любят? Так признаются в любви?
Женская рука, выбрасывающая из окошка трагически-маленький, смятый белый комочек любовной записки... словно плевочек ангела.
Вот она, слюна ангела, в тёмной траве и цветах... сколько в ней поруганной нежности!
Какими красками запечатлеть и воспеть эту отверженную красоту и безумие жизни?
Краски Боттичелли , Врубеля, Ван Гога... грустно молчат.
В эту ночь, природа, в которую выбросили истину, словно люди на старых фотографиях, печально стояла как бы в стороне от людей, смотря куда-то мимо "зрителя", мира...

Рас-стояние, вёрсты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли...

( Марина Цветаева).

В газете было написано, что Пьер и Марион ни разу не виделись. Они только нежно переписывались, словно в романах Руссо и Шодерло де Лакло.
Белый лист письма был похож на балкончик Джульетты, куда выходило сердце Марион, говоря с ночной листвой, луною и Пьером.
Шелли Клермонт чудесно подметила связь этого шекспировского эпизода с романом Толстого, которую мне хотелось бы чуточку развить.
Прошли века... сменились декорации, страна... но по прежнему была неизменна в своей нежности луна и осеребрённые её тихим светом кончики листвы, похожие на пальцы влюблённого, касающихся локонов любимой женщины и как бы наматывающих этот мягкий свет на палец.

Да. Балкончик Джульетты сменился окошком Наташи.
Боже, в самой фамилии, Болконский, Толстой навеки повенчал ту вечную сцену Шекспира с Джульеттой и Ромео на балконе, с высоким, лунным небом, с которого раздавался нежный, мечтательный шёпот Наташи...
Высокое, чистое небо на поле Аустерлица, где лежал раненый князь Андрей, глядя в его голубую тишину, было лишь бледным отблеском неба влюблённой Наташи...

Князь Андрей открыл окно, и лунный свет, о котором говорила Наташа, хлынул на него, словно бы ждал, когда откроют окно... сама любовь и нежность прильнула к нему, поцеловав.
И почему он не отдался этому чувству, луне?
Он словно был рождён для этого мига... и вот, он прошёл мимо него: все его чувства к Наташе и миру, были письмами в то утраченное окошко, озарённое луной.

Как следует из газетной статьи, Пьер и Марион однажды встретились в весеннем и солнечном Марселе, в уютной гостинице в Старом порту.
Их соединила любовь... Они не могли поверить своему счастью.
До этого, лишь бледные ладони конвертов с письмами касались их ладоней, и им казалось, что ладони ангелов соприкасаются...
и вот теперь, соприкасались уже их тёплые ладони..
Они провели чудесную ночь...
Шелли Клермонт описывает это с чисто женской чуткостью ( как я понял, она узнала об этом и многом другом из писем Марион) : Марион сбросила на пол свою одежду, представ обнажённой: послушная тень обморочно-нежно упала к ногам... Пьеру показалось, что он, словно князь Андрей, открыл лиственный сумрак окошка, и на него хлынул, нежно прильнул к нему, белый, ласковый свет тёплого женского тела.

Да, влюблённые были счастливы.
Пьер не мог надышаться своей любимой, как и она им.
Он проникал, входил в Марион теплотой нежности дыхания всего своего тела.
Марион как бы вдыхала его всем своим существом, но, странным образом, и она сама словно бы входила в него с тем же трепетным и тёплым отражением этого зеркального ощущения, когда Пьер дышал ею не только носом, губами, но, казалось, и самыми ладонями, подвижным и трепетным сердцем самой кожи, которое мы иногда блаженно ощущаем занимаясь любовью.

Пьер не мог высказать Марион всей той нежности, которую испытывал к ней, говоря о том, что для этого ему мало его человеческого, грустного тела, что он хотел бы говорить о любимой своей и обнимать, нежностью звёзд, взошедшей луны и карим прибоем листвы за окном.
В невозможности обнять любимую всей этой нежностью природы, словно утраченными крыльями человека, есть что-то невыносимо абсурдное. Мы ещё миримся, что природа прозрачно и грустно участвует в наших признаниях в любви, но мы уже преступно смирились, что природа, её нежность, фактически вычеркнута из наших спален, любовного сплетения тел.

Марион не придавала этим безумным и нежным словам особого значения. Она просто была рядом с Пьером, обнимая его, целуя не столько даже его тело, но самое сердце, как бы поднявшееся на поверхность его волнующегося, нежно вздрагивающего тела, словно вечернего, лунно озарённого моря, прозрачной и тёплой пенкой мурашек.
Сердца, как и времени - не стало.
Оно всё рассыпалось на тысячи трепетных мурашек, бьющихся навстречу Марион, её ладоням, губам.
Так солнце отражается на ласковой ряби моря, дробясь в подвижной синеве на миллионы призрачных звёзд: для влюблённых, звёзды, нежно открывают свой таинственный лик среди дня в голубом отражении вод!

Утром Марион проснулась самой счастливой женщиной в мире.
Нежно потянулась и поцеловала в плечо мирно спящего Пьера, с тихой улыбкой на губах.
Перед ними был открыт целый мир, полный надежд.
Бледная и тоже как бы счастливая, улыбающаяся всеми своими складочками, постель влюблённых, была похожа на балкон, выходящий в небо и нежность природы.

Спустя несколько минут, из комнаты Пьера и Марион раздался душераздирающий крик.
Не могли достучаться за закрытую дверь...
Когда её взломали, то швейцару, горничным и разбуженным постояльцам предстал комнатный ад: полуобнажённая женщина склонилась над простёртым в постели мужчиной, со слезами на глазах, целуя его лицо, послушную, бледную тишину ладоней, затихшую грудь...
Мужчина не откликался на эту нежность: он был мёртв.
Он умер от избытка нежности к любимой женщине; умер потому, что не мог ей высказать в поцелуях и ласках того, как он её бесконечно любит.
Его нежное сердце не выдержало этого чувства и разорвалось.
Так пузырёк воздуха всплывает в ночи из глубин моря, рвётся к небу и звёздам, мерцая светом луны... он похож на счастливую и странную планету, во тьме и космосе глубин; планету, населённую одной любовью.
Вот, пузырёк касается поверхности воды, и отдаёт всего себя воздуху, словно бы воздух был его сердцем, и теперь он подарил, вернул его миру...

Да, Пьер дышал своей милой Марион. Она была его воздухом, и теперь он слился с ней совершенно в каком-то пантеизме любви... обнял её уже не телом, но всей той красотой мира, о которой он писал ей в письмах своих.
Ладонь Марион была на груди Пьера, когда он умер.
Тёплая, розоватая белизна ладони влюблённой женщины - губы ангела.
Эти губы вобрали в себя яркий воздух сердца мужчины, последнее его дыхание, грустно сомкнувшись во сне...
Рука узнала о смерти раньше, чем Марион, она проснулась раньше... и замерла в печали, сжавшись на груди, словно обнажённая женщина в одинокой и белой постели.
Так человек, заснувший при ровном шуме разговора, просыпается от ярко обступившей его тишины.

Марион сошла вскоре с ума и её поместили в дом для душевнобольных, где она продолжала писать свои письма Пьеру, вот только... это были необычные, странные письма: она писала нежные и печальные письма луне, деревьям, звёздам, морю, любимым стихам... всему тому, чем любил её Пьер, о чём он ей так часто писал, но так и не смог высказать: он просто дерзнул любить женщину так, как ещё никто не любил, как боялись любить многие, чувствующие эту неизъяснимую и опасную бездну любви в себе.

В одном из последних сохранившихся писем Марион было написано, что слова похожи на грустные и белые тела-конверты чувств, смирительные рубашки чувств и сердца.
Марион писала, что в подлинной любви, не нужно слов, и потому, в раю - царит чудесное и лунное безмолвие...
Последние письма Марион были пустыми.
Она просто ложилась в постель с голым и белым листом, и, улыбаясь, грустно гладила его, целовала, что-то корябая на нём своими бредящими пальцами, похожими на трагическую, оступающуюся походку русалки по лунно освещённому берегу моря.
картинка laonov

Ветка комментариев


Здравствуйте)

Да, название мне особенно нравится. Оно ведь со смыслом. В юности читал повесть Кристы Вольф - Нет места. Нигде.
Это повесть о немецком писателе Клейсте и немецкой поэтессе Каролине фон Гюндероде: они оба покончили с собой.
Они лишь однажды встретились, да и то, просто, как друзья, но Вольф придумала об этом целую историю. Если не ошибаюсь, там даже не о любви речь. Просто им, их внутреннему миру, не было места нигде.
Повесть забыл, а название - пронзило и помню до сих пор.

Тут сразу вспомнила фотографию с ангелами.)
Не знаю, почему, она сама пришла.

Так и знал что вспомнишь о нём) Спасибо. Но нет, о нём я вообще не думал когда писал.
Ну разумеется название газеты не случайна) И как общий символ, и как камерный: тема газет, что приютила Пьера и Марион... человечность их приютила.

И ещё. По поводу романа. У тебя обычно о реальных романах речь идет, только ты завуалируешь. Здесь также?

Нет, тут просто роман. Некий образ популярной и милой чепухи, которая канула в лету. Зачем перегружать текст символами?)

Но Фро мне эта не понравилась. Она только себя слышит - так тоже нельзя.

Постой, ты ведь не читала Фро?
Надюш, Платонов создал гимн именно этому чувству в человеке, когда от разлуки с любимым - нельзя жить. Он как Достоевский довёл это чувство, как струну, до звенящей испарины безумия. Это нормально. Фро сама не сознавала что с ней. Мир без любимого - рухнул и сузился. Она стала слышать только себя. Скорбный и маленький мир заговорил её болью.

Почему именно там?)

Старый порт в Марселе - дивное место, уютное, к тому же - русалочье, связанное с морем)
Да и как рамка подходит по тону: старая фотография, старый порт... старая как мир, любовь.

Тебе спасибо, Надик)


Зачем перегружать текст символами?)


Во-первых, странно читать такое от тебя.
Во-вторых, не считаю, что это было бы перегрузом.
В-третьих, это аллюзия, отсылка, но не символ. Как по мне.

Надюш, Платонов создал гимн именно этому чувству в человеке, когда от разлуки с любимым - нельзя жить.

Совсем не это там увидела. Но твои отсылки поняла.


Во-первых, странно читать такое от тебя.
Во-вторых, не считаю, что это было бы перегрузом.

А мне писать было странно)
Да, права. Была даже мысль на реальный роман намекнуть... но что-то в последнее время во мне стремится к упрощению стройному и прозрачности)

Совсем не это там увидела. Но твои отсылки поняла.

Ну, про "гимн" это я как всегда погорячился... Но там ведь был момент этой дивной экзальтации чувства и его предела, но потом оно стало разрушать и чувство любви человека, замыкая его на себе. И в конце - что-то вроде катарсиса...