Больше историй

10 января 2021 г. 08:48

3K

Ты меня на рассвете разбудишь... (К ***)

Вдруг так тихо сделалось в мире моём без тебя

Не знаю для чего я пишу эту историю. Одним она покажется грустной, другим — нелепой.
Мне хочется выговориться.
С чего начать? За утренним окном взошла синева. Именно синева, а не солнце.
Его ещё нет, но округлая, тёплая синева дня уже взошла и светит миру.
Чувствую себя на другой планете.
Да, синева дня взошла и вместе с ней, как бы взошли жёлтые листья на деревьях и пение птиц.
Словно планета нежности приблизилась к земле, населённая одною листвой и пением птиц.
На этой планете нет войн, революций и грусти — сплошная и бескрайняя нежность.
 
Так случилось, что я встретил счастье в своей одинокой жизни: если бы сердце могло сократить это невнятное предложение, оно написало бы просто: со мной случилось счастье.
Я познакомился с ней по переписке.
Мы как-то сразу поняли, что нашли друг в друге родственные души: в наших днях рождениях были одинаковые числа, и она написала, что мы душу склеили из дней наших рождений.
Я даже шутил в письме, что она — моя первая душа, основная, а моя душа — вторая, вторичная, похожая на грустную планету, вращающуюся вокруг солнца.
 
Мне было сладостно близко само вещество её мышления.
Даже когда я был с ней не согласен, я чувствовал себя в безопасности, как у себя дома, где отключили свет.
Первый порыв был забавен, как у того же человека, в доме которого отключили свет и он хочет развеяться и включить телевизор или радио.
Мне же хотелось в уютной и комнатной ночи подойти к любимой и обнять её, ощутив достоверность погасшего мира на кончиках пальцев.
Достоверность моего мира погасла. Ну и чёрт с ним.
В моменты нежных ссор я ощущал себя как в музее… в котором выключили свет.
 
Погасла, перегорела, как лампочка, красота полотен Фердинанда Келлера (Леандр и Геро) Боттичелли (Рождение Венеры).
Я продолжаю стоять в темноте, лицом к пустой стене, как идиот.
Рядом со мной стоит любимая. Её ладонь в моей руке: мне больше ничего не надо.
И если бы воры своровали в этот миг со стены перед нами картины, мы бы всё так же стояли с ней перед погасшей пустотой.
Она бы мне что-то говорила, говорила, на повышенном тоне, а я был бы счастлив одним её голосом, и робким, почти новорождённым движением её тепла в моей руке, как бы спелёнутого моей нежностью.
 
Если бы воры, и ты, мой незримый читатель, могли видеть во тьме той музейной, вы бы улыбнулись: никого в музее уже нет, и лишь мужчина и женщина стоят перед пустой стеной, сворованной тишиной, и о чём-то увлечённо спорят.
На губах мужчины — улыбка.
Но её не видит женщина. Она увлечённо доказывает что-то своё.
Да, мужчина быть может не согласен с этим, но он был бы готов отдать жизнь за эти мысли женщины, так глубоко они в нём отзывались.
Ему казалось, что это и его мысли, но сейчас, в темноте, её тёплый голос как бы пророс из его плеча лиловой веточкой сирени.
Ах, если любишь человека, то любишь его целиком.
Самый вес мыслей любишь, их климат..
 
Любимая чувствовала, что я её принимаю целиком, и потому ощущала себя в нежной ссоре со мной, как бы смущённо-раздетой: я принимал её всю, каждый изгиб её мыслей мне был важен и даже их запах.
Она чувствовала доверие опоры в сумерках ссоры: знала, что я никогда ей не причиню боль, и что в ссоре люблю её ещё больше, боясь потерять.
Вот, стоят два обнажённых человека в темноте перед пустыми стенами в музее, и держатся за руки, чуточку стесняясь, бог знает чего, словно Адам и Ева.
 
Помню, я ей писал, что её мысли — это мои мысли, но как бы с другой, лунной стороны.
Я просто вечно витаю в облаках и порываюсь что-то помыслить с другого конца, сладостно зная, как дом счастья, эти мысли её, куда я вернусь обязательно: славно, когда мыслям есть куда вернуться.
Например, я упоминал в письме, что играя в футбол, я вижу, что вот этот пас — самый верный.
Я его проживаю в уме и мы забиваем прекрасный гол.
Но поступаю то я иначе: проблема в том, что пас и чудесная комбинация, зреющая у меня в уме, была как бы чуточку не для футбола и этого мира: для этого паса, у моего партнёра по игре, должны быть 4 ноги, рост — 5 метров и минимум 2 крыла.
Любимая шутила в ответном письме: сознайся, ты просто не умеешь играть в футбол, как говорится — бьёшь по голубям.
Ты больше с птицами играешь в футбол, а не с людьми.
 
С нежностью вспоминаю, как вместо цветка в письме, послал ей фотографию дивной птицы, и ещё посетовал на то, что у учёных очень грустное и бедное воображение: ну разве это чудо — Хохлатый Турако?
Хохлатый Турако… это больше относиться к моему соседу, утром.
Нет, это зелёное чудо — перелётный ландыш.
Ах, если бы можно было подарить любимой спелый и зацветший букет птичьих голосов!
Но можно ведь и птицу такую подарить, как самый нежный и живой цветок.
Так наверно Адам дарил Еве в её первый день рожденья, цветы и птицу, держась рукою за правое, ещё саднящее, ребро.
Любимая прижала бы этот тёплый, поющий букетик к груди, и выпустила в небо, как бы пересадив цветок пения — в синеву.

Я упомянул о том, что послал любимой фотографию птицы: важный момент в нашей переписке: мы общались с ней как бы при выключенном свете: она не знала как выгляжу я, а я ничего не знал о её внешности, только цвет её глаз: голубовато-серый.
Да нам это и не важно было: мы любили чувства друг друга и как бы видели лица этих чувств.
Замечали, как в темноте, самые чужие порой люди, в общении раскрываются сердцем, как цветы у окна?
Словно погасили тело и остались в темноте одна душа и голос: голос стал равен душе, тело — голосу.
Некий небесный поэт перевёл тело — в голос, и тело впервые зазвучало на райском языке оригинала: невесомое, нежное.
 
В лёгких сумерках переписки, есть что-то эдемическое, что-то от 6-го дня творения, когда Адам спал и во сне был как бы нежно беременен женщиной, ощущая блаженную тяжесть и боль под грудью.
Он её ещё не видит, но предчувствует. Ему снится что-то нежно-тревожное: шум листвы, далёкая гроза, голубая змейка реки и следы на песке… и из всей этой красоты вот-вот что-то родится — женщина!
И женщина ведь что-то ощущала в сумерках сна Адама, и неизвестно ещё — кто кого снил.
По сути, Адама ведь не было до неё: было его оголённое существование и звёзды над душой.
 
У меня сейчас грустно улыбается сердце. На миг я представил, что пишу письмо тебе...
Вспомнил, как ты в конце своего письма оставила поцелуй: чуть накренённый, лиловый почерк сердца.
Было в этом что-то чеширское: я не видел твоего лица, но видел губы - разве это не чудо?
Боже мой, с каким упоением я приложился своими губами к твоим губам!
Я даже ощутил тонкий вишнёвый вкус.
В ту чудесную ночь мне приснилось, что я хожу счастливый и голый в Эдемском саду, подхожу к вишнёвому дереву, обнимаю его и целую, очень нежно, до птичьего трепета в высокой листве.
Потом я подходил к другому дереву, к яблоне, и обнимал её, не менее трепетно, и тут же ощущал странный метафизический стыд: словно бы делал что-то грешное, изменял кому-то.
Под грудью, возле ребра, я чувствовал острую боль: ещё нерождённая Ева мне мстила по-женски.
Я склонялся на колени под яблоней и рыдал, прижавшись к стволу.
 
Утром я кое-что сделал с письмом: отпарил утюгом то место с поцелуем и приложил к груди: нежнейший водяной знак губ любимой проявился на ней: на глазах проступили слёзы.
Коснувшись поцелуя, мне хотелось продолжить касание на чём-то ещё, и я погладил счастливую пустоту возле груди, словно лицо своей милой.
Она вот-вот могла проявиться вся, как на райской фотографии: сначала губы, потом звёзды в ночи, спелое пение птиц в прохладной вазе голубого окна: и как венец всего, она сама — блаженно вся.
 
Я нежно сходил с ума: целовался с этим письмом, брал его в постель: да, я спал с письмом.. письмами любимой.
В тот первый день, когда я поцеловал оттаявший поцелуй любимой, я подошёл к зеркалу: на моих губах был нежный оттенок её губ.
Мои губы как бы несли её невесомое тело на себе, беззащитную, сонную…
Стоял перед зеркалом, и, как нежный дурачок, гладил свои губы и улыбался от счастья.
Мне вспомнилось тогда, как в детстве, на уроках рисования, я любил есть с кисточки акварельные краски.
Нарисую девочку, речку, дерево с широкошумной листвой, и… всю эту яркую нежность — к губам: было в этом что-то от причастия в Эдеме.
Вкуснее всего была голубая краска, фиолетовая и зелёная.
Учительница возвращалась в класс, а у детей — губы перепачканы в чём-то счастливом, словно они в Эдеме ели запретные ягоды.
 
Мне захотелось сделать подарок любимой.
Купил в магазине помаду черничного цвета, и, в конце письма, оставил отпечаток своих губ. Даже дважды.
Первый у меня получился смазанный, как если бы ангел-ребёнок шкодно прижался губами и носиком к окну, за которым проходил кто-то грустный.
Только в конце дня я заметил, что у меня всё ещё накрашены губы.
Вот почему мне на улице улыбались девушки и даже некоторые парни.
А я то думал, что они просто счастливы, как и я.
Думал, что все в мире стали счастливы.
 
Любимая интересно понимала счастье.
Ей казалось, что люди в искусстве, красоте мира, во многом ищут себя.. дабы полюбить собой уже всецело.
Она писала, что люди желают найти себя в своей душе и душе ближнего, и залечить в себе дыру, размером с бога.
Мы тогда нежно поспорили с ней.
Я написал, что пуантилизм в живописи, полотна Поллока и вообще современное искусство, даже странный пейзаж современной любви, во многом.. напоминает фотографии межзвёздных туманностей, так похожих на осень в Эдеме.
Словно бы космос мучительно желает проявиться сквозь поры искусства, революций, любви…. но не может родиться вполне, оставаясь с нами тёплым обещанием чего-то в грядущем.
Наши мысли уже незримо полны чем-то невесомым, туманно-звёздным… но что с этим делать?
Вот залечим мы дыру в душе, размером с бога, найдём себя… и разве не этой звёздной красотой вздохнёт наша грудь?
Разве не захочется нам тогда.. умереть, обнять всей этой красотой — всех людей, животных милых, всю природу?
 
Любимая не верила в бога, и как и Цветаева, не любила слово — люблю, за которым она всегда ощущала жуткую пустоту жизни.
Однажды я ей написал: обожаю тебя, а не люблю.
Обожать — значит чуть больше, чем просто любить.
Значит заполнять пустоту в мире, а не просто в душе: душа стала частью мира, полюбив.
Обожать — обожествлять, пантеистически нежно сливать существование любимого человека с ранимой красотой искусства, звёзд и шума листвы над рекой.
Любимая написала мне, что так ей ещё никто не признавался в любви.
На полях письма, словно на асфоделевых, девственно-чистых полях, был отпечаток её влажного пальца: след высох и стал похож на пяточку чьей-то ноги на прибрежном песке.
 
« Знаешь, милый, ты тронул моё сердце… Ещё никому не удавалось это сделать.
Может это потому, что ты сам — нежно-тронутый?
Не обижайся, Александр Сергеевич, но ты любишь чуточку не от мира сего.
Ты так ласково и искренне написал, что я — Ничто. Нежное ничто…
В первый миг я даже хотела обидеться, но потом прочитала твои… мои мысли о дыре в душе человека, и про то, как ты написал: у меня в груди дыра — размером с тебя, и ничто в мире не сможет её заполнить, утолить: ни бог, ни вся красота мира, искусства.
Я поцеловала твоё письмо, вытерла слёзы на глазах и приложила его к груди: оно.. успокоило на миг у душе дыру, размером с бога, в которого я не верю.»
 
Однажды мне приснился странный сон.
Я спал в постели и ощутил в темноте тёплое касание любимой.
Не веря себе, я взял её руку, нежно-послушную, и поднеся к губам, поцеловал: я просто перележал руку во сне под ребром и перестал её чувствовать... как свою.
От боли незримой, округлой, я заплакал в ночи, зачем-то продолжая целовать свою безжизненную руку, как бы пытаясь вернуть ощущение любимой рядом со мной.
Потом я заснул и мне приснилось, что любимая исчезла из моей жизни навсегда, словно потух свет маяка в моей жизни.
Я кинулся к краю постели, но там была бездна бушующей реки и птицы летали в сумерках.
Оглянулся с трепетом и замер: постель обратилась в бескрайнюю и белую пустыню.
С неба, как пёрышко, тихо упало письмо любимой.
Бросился к нему и стал дрожащими руками раскрывать его.
Плечи и грудь обнял тёмный холодок: письмо было пустым.
На постели появился мужчина в грязных ботинках и отдал мне ещё одно письмо, чуточку пожелтевшее.
Я стал открывать письмо как можно нежнее, словно от этого зависело то, что будет внутри.
Но внутри была всё та же пустота — ничто.
Белым шумом сердцебиений пустоты неба, посыпались на меня сверху пустые письма любимой.
 
Проснулся я в поту и слезах: плакали не глаза, а всё моё несчастное и бесприютное тело.
Писем от любимой не было уже 2 месяца.
Стал подозревать страшное.
Я не мог больше ждать. И пусть я поклялся, что мне не важно как она выглядит, что не буду её искать: наша любовь — любовь обнажённых и ранимых душ, вне времени и пространств,- я предпринял попытку её разыскать.
Не буду здесь писать, как я приехал в её многострадальную страну после случившейся там революции, как разыскал её адрес.
Из разговоров с жителями я узнал нечто, что меня поразило: в одиноком доме, на окраине села, жил мужчина со своей слепой сестрой.
Но это было не всё. Как гром среди ясного неба, меня поразило другое: они погибли не так давно, сорвавшись на машине в реку.
Я был в отчаянии. Дальнейшее общение с местными жителями я помню как в тумане, словно оно происходило на чужом для меня языке.
 
Одни говорили, что женщина была замкнутая и мало с кем разговаривала.
Прихрамывая, она прогуливалась по вечерам в вишнёвом саду возле дома: люди часто видели, как она улыбается пению невидимых птиц.
Другие говорили, что мужчина, довольно симпатичный брюнет в тёмных очках, художник, часто ходил на почту, и однажды, на какой-то вопрос почтальона, сказал ему с улыбкою счастья, что переписывается с любимым человеком.
 
Мой незримый читатель, теперь тебе понятен весь ад моей ситуации: я не знал и сейчас толком не знаю, с кем я переписывался, кого любил и… люблю больше жизни: с мужчиной, или с женщиной.
Бессонными ночами я думал об этом и вот к чему пришло моё сердце: это не важно.
Я любил человека, всего человека, понимаете?
Только представьте: вы просыпаетесь утром в постели и видите, что ваш любимый человек, в котором вы любите каждую его частичку, каждый изгиб чувств, вдруг непоправимо изменился, как не снилось и Кафке: он стал толстым, волосатым, как зверь, стал карликом или даже одного с вами пола.
Вы бы перестали его любить?
Здесь какая-то тайна любви, творчества и самой жизни.
 
Бытие определяет сознание, или наоборот?
Для любящего и для ребёнка — это бессмысленный вопрос.
Вот я открыл книгу и вижу открытую не так давно литературоведами, неизвестную строчку Пушкина.
Если взять её саму по себе, без имени и «пола», и дать прочесть её другим, даже любителям Пушкина, то она вряд ли что-то глубокое всколыхнёт в их груди.
Но если… сказать, что это Пушкин, когда и при каких обстоятельствах она написана, и, главное, кому… 
Боже! Какой весной очарования зацветёт на ладонях эта строка!
 
Марина Цветаева, в письме писателю Андре Жиду, высказала удивительную мысль о своих переводах Пушкина.
Она писала, что в переводах позволила себе вольность, дав вздохнуть строке, душе.
Пушкин был стеснён рифмой, и некоторые образы были не совершенны: миг до совершенства, и потому обязанность Марины была в том, чтобы дать этим образам договорить себя.
Это акт сотворчества, который не прекращается ни на миг, начиная от сонного атома 5 миллиардов лет назад, в котором гроза пробудила жизнь и весну материи, до ребёнка, склонившегося над невзрачной былинкой и этой же былинкой, зацветшей красотой в стихе поэта.
 
В вечности любви — пол, возраст, вес, болезни — лишь рифмы, в той или иной степени сковывающие душу и одновременно дающие осязание её бескрайних границ.
Любящий, всегда чуточку переводчик: в своём сердце, он может довершить тот образ и чувство, которые были заложены в душе другого.. и не важно, мужчина он, или женщина, горбун или слепой.
Если я люблю человека… душу его милую, вечную, которая в коловращении времён была и былинкой и шумом листвы у реки и мужчиной и женщиной, мне это не важно.
 
Время от времени я посещаю парную, как два крыла, могилку мужчины и женщины.
Оставляю на земле веточку сирени и ландыш, склоняю колени и плачу, касаясь рукой травы на могилке, всегда такой счастливой, улыбающейся цветами на ветру.
Я долго говорю с цветами, и здесь я не хочу писать о чём именно. Я люблю их обоих. Люблю всё то, что любили и они.
Теперь их души стали бесполыми, как ангелы и цветы.
В пространстве любви, нас теперь не разделяют страны и мы говорим на одном языке: я их люблю целиком, до обнажения смерти.
Жалко.. что поздно уже. Но я верю, что мы с тобой встретимся на небесах, ангел мой родной.
 
картинка laonov
Фердинанд Келлер - Геро и Леандр.

Комментарии


На этой планете нет войн, революций и грусти — сплошная и бескрайняя нежность.

Вот бы так и было на самом деле. Грусть я бы оставила)

И если бы воры своровали в этот миг со стены перед нами картины, мы бы всё так же стояли с ней перед погасшей пустотой.

Какой красивый кадр. Ты так пишешь, что я не читаю, а смотрю твою историю. Думаю, если бы у твоих влюблённых исчез мир вокруг, они бы этого не заметили)

Любимая прижала бы этот тёплый, поющий букетик к груди, и выпустила в небо, как бы пересадив цветок пения — в синеву.

Где обитает такое хохлатое чудо, в раю наверно?)

Любящий, всегда чуточку переводчик: в своём сердце, он может довершить тот образ и чувство, которые были заложены в душе другого.. и не важно, мужчина он, или женщина, горбун или слепой.

Совершенно не важно.

В пространстве любви, нас теперь не разделяют страны и мы говорим на одном языке: я их люблю целиком, до обнажения смерти.

Саша, как же красиво и трогательно.

Словно погасили тело и остались в темноте одна душа и голос: голос стал равен душе, тело — голосу.

Саш, спасибо тебе за "нежно-тронутую" историю. Просто праздник чудесный в душе.


Грусть я бы оставила)

Она как воздух и пятая стихия мира, всегда с человеком)
Но пусть будет как у Пушкина: печаль моя, светла)

Где обитает такое хохлатое чудо, в раю наверно?)

Значит рай где-то в Африке)

Викуш, большое спасибо тебе за прекрасный и чуткий коммент, и за ступеньки цитат и то как они отозвались в тебе)


Саша, такая поэтичная история)


Анна, большое спасибо вам за внимание)
Вот незримый читатель и стал зримым на миг))
Доброго вечера вам)


спасибо)
и Вам доброго вечера)


Если бы воры, и ты, мой незримый читатель, могли видеть во тьме той музейной, вы бы улыбнулись:

Саш, незримым (хотя не таким уж и незримым) читателям и читательницам нравится обращение "незримый читатель"))

дыру, размером с бога, в которого я не верю.»

Про "дыру размером с бога", которую человек всю жизнь пытается заполнить какими-то смыслами, это Сартр, да?

Если взять её саму по себе, без имени и «пола», и дать прочесть её другим, даже любителям Пушкина, то она вряд ли что-то глубокое всколыхнёт в их груди. Но если… сказать, что это Пушкин,

Это очень верно. Если посмотреть с точки зрения холодной логики, это скорее не справедливо, какие-то "двойные стандарты") Но речь здесь ведь не об этом, а об умении видеть за пределами обычных рамок, чувствовать невысказанное... и о том, что ты пишешь потом:

Любящий, всегда чуточку переводчик: в своём сердце, он может довершить тот образ и чувство, которые были заложены в душе другого.. и не важно, мужчина он, или женщина, горбун или слепой.

Чудесно сказано... но может ведь быть так, что любимый человек сильно меняется, или раскрываются в его душе какие-то бездны, о которых другой не знал. Просто хочу сказать (это моё рациональное "я" возникает), что с переводом образов и чувств можно ошибиться)

Бессонными ночами я думал об этом и вот к чему пришло моё сердце: это не важно.
Я любил человека, всего человека, понимаете?

С сердцем здесь хочется только согласиться))
Саш, но ты смог в конце поразить незримого читателя, когда выяснилось про брата и сестру. Сильный и неожиданный поворот.

Спасибо, Сашуль! Получилась прекрасная история, одновременно добрая, грустная и лёгкая! Мне очень понравилось - и содержание, и стиль :) Доброго тебе вечера)


Саш, незримым (хотя не таким уж и незримым) читателям и читательницам нравится обращение "незримый читатель"))

Правда? Я рад, Никуш, особенно тебе)
Кстати, на самом деле эти слова не просто так повторяются несколько раз в истории и отсылают читателя к слепоте женщины в конце истории и не только.

Про "дыру размером с бога", которую человек всю жизнь пытается заполнить какими-то смыслами, это Сартр, да?

Да) Приятно когда милые незримые читатели так считывают отсылки))

Чудесно сказано... но может ведь быть так, что любимый человек сильно меняется, или раскрываются в его душе какие-то бездны, о которых другой не знал. Просто хочу сказать (это моё рациональное "я" возникает), что с переводом образов и чувств можно ошибиться)

Спасибо что подметил это, Ник. Ты права.
Сама знаешь, по каким карнизам бездн порой ходит переводчик)
Но ты права так же и в том, что человек реально может меняться.. катастрофически.
Изменять не столько близкому, но прежде всего - себе.
И тогда в нём полыхает разрушение, его самого.
И тогда это и правда уже не тот человек, которого мы любили. Да, некая искорка-зёрнышко его прежнего, всегда будет в нём, под золой и тлением разрушения, но по сути - это уже другой человек. И это страшно.
С той же вероятностью можно полюбить ( попытаться, сквозь безумие) любого прохожего, сказав: он был прошлой жизни моим любимым. Забавно)

Ник, пробежался по истории сейчас и пришлось редактировать.
Ты прости. Столько чисто школьных грамматических и стилистических ошибок!! Ужас)
Особенно стыдно, когда после публикации почти сразу что до исправляешь, заменяешь слова в строке, но забываешь исправить слово, наклон его и падеж до слов перед исправлением, и получается - катастрофа с акцентом))

Очень рад что тебе понравилась история, Никуш)
Спасибо тебе большущее за такой чудесный коммент)
Отличного и ласкового дня тебе, Никушка)


эти слова не просто так повторяются несколько раз в истории и отсылают читателя к слепоте женщины в конце истории и не только.

Да... и к тому, что герои истории ни разу не виделись вживую.

Ужас)

Ужас ужасный))) Саш, не смеши меня, ладно? :)

заменяешь слова в строке, но забываешь исправить слово, наклон его и падеж до слов перед исправлением,

А вот это мне хорошо знакомо (я вообще люблю начать что-нибудь исправлять после публикации). Но думаю, большинство читателей не обращают на такие огрехи внимания... в любом случае опечатки неизбежны. Вспомни, что говорила по этому поводу Цветаева (ты сам мне об этом рассказывал, я запомнила и взяла на вооружение :) )
Спасибо ещё раз за чудесную историю, и доброго тебе дня)


Благодарю за историю, Сашик.
Мой вопрос про рай под статьёй отменяется. Мне кажется, эта история - лучший ответ, который можно представить.

.)


Надик, спасибо тебе)


Так случилось, что я встретил счастье в своей одинокой жизни: если бы сердце могло сократить это невнятное предложение, оно написало бы просто: со мной случилось счастье.

как же здорово встретить такое счастье однажды и как же грустно, если за всю жизнь ни разу.

Даже когда я был с ней не согласен, я чувствовал себя в безопасности, как у себя дома, где отключили свет.

Саш, как у тебя так получается подбирать слова, что не только душой чувствуешь написанное, а кажись даже кожей?!

знала, что я никогда ей не причиню боль, и что в ссоре люблю её ещё больше, боясь потерять.

неужели такое и правда бывает?

Мне вспомнилось тогда, как в детстве, на уроках рисования, я любил есть с кисточки акварельные краски.

казалось бы простое предложение, но от него так и веет теплом забытого детства...

Спасибо тебе за историю, Саш))
Нежного вечера тебе!)


Саш, как у тебя так получается подбирать слова, что не только душой чувствуешь написанное, а кажись даже кожей?!

Потому что чуточку кожей и пишу)

неужели такое и правда бывает?

Бывает, теперь я это точно знаю)

Какой тёплый комментарий, Аня)
Спасибо тебе огромное)
Очень рад, что заглянула в истории мои)
Прекрасного и ласкового вечера, Аня)


Это тот случай, когда рассказанная история оказалась для меня в разы сильнее книги (которая, к слову, особого впечатления не произвела)! Вот как у Вас получается всё так тонко, эскизно, филигранно, на полутонах? И эта манера прекрасно передаёт нюансы ощущений, переливы чувств, их неуловимые оттенки.

Замечали, как в темноте, самые чужие порой люди, в общении раскрываются сердцем, как цветы у окна?
Словно погасили тело и остались в темноте одна душа и голос: голос стал равен душе, тело — голосу.

Да-да, именно так. Почему-то в темноте как будто степень искренности возрастает. И иногда можно сказать (и услышать) такое, что в светлое время суток не готов сказать. Вот ведь парадокс...

Так наверно Адам дарил Еве в её первый день рожденья, цветы и птицу, держась рукою за правое, ещё саднящее, ребро.
Любимая прижала бы этот тёплый, поющий букетик к груди, и выпустила в небо, как бы пересадив цветок пения — в синеву.

Как трепетно и поэтично!
Спасибо за чудесную историю)) И за минуты удовольствия от ее чтения))


Лика, большое вам тёплое спасибо за внимание)
Когда я читаю ваши комментарии... мне кажется, что вы недавно играли на рояле.
Столько элегантности музыкальной и стройной в ваших словах, их тоне)

Да-да, именно так. Почему-то в темноте как будто степень искренности возрастает. И иногда можно сказать (и услышать) такое, что в светлое время суток не готов сказать. Вот ведь парадокс...

Нужно бы выключить на время свет на земле... чтобы человечество вдоволь наговорилось))
Многие бы наговорились.. но потом жутковато было бы включать свет)

Лика, читал ваш коммент с тёплой улыбкой на губах.
Спасибо вам и чудесного дня вам!


мне кажется, что вы недавно играли на рояле.

Ой, не умею я этого:)) Хотя хотелось бы...
И Вам замечательного дня, Саша!


Какая неожиданная развязка! спасибо за удовольствие)))


Спасибо вам за внимание!
Рад что понравилось)


На этой планете нет войн, революций и грусти — сплошная и бескрайняя нежность.

А охотники? Есть на этой планете охотники? )

если бы сердце могло сократить это невнятное предложение, оно написало бы просто: со мной случилось счастье.

А если бы сердце могло сделать это предложение объемным, оно бы создало шедевр, макая кисти в палитру оттенков чувств: турмалиновая нежность, пепельная тоска, кобальтовое отчание…А какая могла быть там симфония ароматов – от нежного аромата хвои до наиболее резких и сильных незабываемых запахов.

ощутив достоверность погасшего мира на кончиках пальцев.

Достоверность мира – это такая иллюзия, что неудивительно, что иногда она гаснет. Общая человеческая конвенция одинаково смотреть на какие-то предметы этого мира. Это удобно, помогает понимать друг друга, но это опасно иногда. Можно заблудиться и перестать доверять себе

Она чувствовала доверие опоры в сумерках ссоры: знала, что я никогда ей не причиню боль, и что в ссоре люблю её ещё больше, боясь потерять.


Когда боишься потерять,
Тогда наверняка теряешь.
Как парадокс этот решить?
Не знаю я, и ты не знаешь.
Когда боишься, в тень защит
Как в сумрак сразу отступаешь.
А отступая, как всегда,
Часть общей близости роняешь.
Что делать нам? Не отходить?
Не размыкать от страха руки?
Безумство храбрых, как свеча,
Прогонит тёмный страх разлуки?
Пусть безрассудство настаёт,
Я ум небрежно свой меняю
На то, что страшно потерять.
Нет страха. Нет… Не ощущаю!


А охотники? Есть на этой планете охотники? )

Только если охотники до нежности)
Алис, в буквальном плане, охота для меня - безумие, не меньшее, чем и война.

А какая могла быть там симфония ароматов – от нежного аромата хвои до наиболее резких и сильных незабываемых запахов.

Здорово)
Алис, паруса этих запахов качнулись ко мне и ощутил их сполна)
Про хвою.. в цель.

Общая человеческая конвенция одинаково смотреть на какие-то предметы этого мира. Это удобно, помогает понимать друг друга, но это опасно иногда. Можно заблудиться и перестать доверять себе

Потому душе нужно уметь говорить как бы на двух языках.
В 19 веке язык международных отношений был французский.
Тютчев мог общаться с людьми разных стран на этом языке о политике и человеческой глупости, доблести..
А вечером, на клочочке бумаги, написать по русски стих.
Лишь в нём он - это он всецело.

Какой очаровательный стих! Перечитал его 3 раза.
Блеск!
Да.. страх потерять.
Алис, но этот страх бывает разным. А вообще, за ярлыками самых разных слов таятся такие течения совершенно других смыслов и чувств.. а мы их - одним словом.
Когда человек выходит на ринг драться, он испытывается страх, чуточку боится, но не противника.
Но он творчески перерабатывает страх и побеждает. Он знает свои силы и чувствует противника.
Кто не боится, тот... часто не чувствует другого, и проигрывает самому себе.

Когда боишься, в тень защит
Как в сумрак сразу отступаешь.

Блестящая строка.

Спасибо за внимание, Алис)


Потому душе нужно уметь говорить как бы на двух языках.


Мы примерно так и говорим, только не всегда это осознаем.

А вообще, за ярлыками самых разных слов таятся такие течения совершенно других смыслов и чувств.. а мы их - одним словом.

Саша, моя любимая тема про полиморфизм языка. Был такой философ в нашей стране Налимов Василий Васильевич. Он много писал на эту тему. И про связь мышления с языком. Западного картезианского мышления я западным языком, анализировал индийский произведения и делал вывод, что именно говорящие и пишущие на таком языке ближе к кибернетической парадигме мышления.

Кто не боится, тот... часто не чувствует другого, и проигрывает самому себе.

Я с тобой согласна. Страх нам нужен. Мой Учитель любил говорить, что самые бесстрашные живет очень ярко, но совсем не долго ) Другое дело, что этот страх может быть разным. Он может быть другом и советчиком, а может захватить власть над человеком и наделить себя слишком большими полномочиями.

Спасибо за внимание, Алис)


Спасибо за общение, Саша ) Если ты не возражаешь, я еще на пару твоих строк откликнусь ниже , не успела вчера.


Был такой философ в нашей стране Налимов Василий Васильевич.

Не слышал о таком даже... к стыду.
Но мысль о механическом мышлении в западной цивилизации есть уже у Достоевского.

Доброго времени суток, Алис)


Замечали, как в темноте, самые чужие порой люди, в общении раскрываются сердцем, как цветы у окна?

Наши Персоны уступают место другим частям души. Мы снимаем свои социальные роли и убираем их в шкаф. Я даже замечала, что если эти другие наши части души не имеют достаточно времени для того, чтобы сказать о самом важном, то они прибегают в «временному разделу». Человек вдруг просыпается среди ночи, когда Персона спит, и слышит голос Души.

По сути, Адама ведь не было до неё: было его оголённое существование и звёзды над душой.

По сути ты мыслишь как дзен-буддист ) Да. Адам появился именно в момент возникновения Евы.

Когда прекрасное кажется прекрасным всем,
В этом уже есть уродство;
Когда добро всем кажется добрым,
В этом уже есть зло.
«Быть» и «не-быть» - возникают
одновременно.
«Трудно» и «легко» - взаимно
осознаются.
«Длинный» и «короткий» - взаимно
противоположны.
«Высокий» и «низкий» - взаимно
утверждают друг друга.
«До» и «после» - следуют друг за другом

Человек вдруг просыпается среди ночи, когда Персона спит, и слышит голос Души.

Ты замечательный поэт, Алис)
А хорошо, когда душа... будит нас вот так, среди ночи)

Какая славная цитата.. это тот самый дзен?)
Про прекрасное понравилось.
Есть в этом.. такой корневой тоталитаризм, когда всё кажется одинаковым для всех.
И как хочется ценить разные мнения... но в них тоже должна быть осанка и свой стиль)
Когда стиль есть везде, самый разный... то всё, и правда, прекрасно)
Это... последняя ступенька дзена)
Дальше - лазурь.


Какая славная цитата.. это тот самый дзен?)

Это строки великой книги Дао Дэ Дзин. По-моему, я их стащила из книги Алана Уотса «Дао – путь воды».

Есть в этом.. такой корневой тоталитаризм, когда всё кажется одинаковым для всех.


Ты увидел в этих строках корневой тоталитаризм? Это больше про одновременность возникновения противоположного. Верх невозможен без низа. Адам до рождения Евы мог быть просто человеком. Чтобы он стал Адамом, нужна была Ева. Примерно как, чтобы появилась мама, должен был одновременно возникнуть и ребенок. Тот, кто рождает и тот, кто рождается, возникают одновременно.


Ты увидел в этих строках корневой тоталитаризм? Это больше про одновременность возникновения противоположного. Верх невозможен без низа. Адам до рождения Евы мог быть просто человеком.

Я чуточку о другом)
Меня пугает опасность тотального уравнивания вещей и людей, истин, когда в угоду "одному и верному" отрицают личность и душу вещей.
А то что ты пишешь про "возникают одновременно", с этим я согласен. Но это вообще другое.
Знаешь что удивительно? Это почти квантовая механика: там одна частица может быть в двух местах одновременно.
У поэтов часто бывает такое мышление, когда мыслят вот так, но это идёт им во вред: их не понимают.
Тоже согласен с тобой, что верх невозможен без низа, что одновременность..
Но меня с юности прям.. на бунт вызывали слова Булгакова в МиМ, которыми так любят многие щеголять, толком не понимая их, что добра не было бы без зла.
Есть в этом.. какая то ловушка и червоточина.
Хочется бунтовать против неё.
Хотя я с удовольствием написал бы 10 страниц на эту тему, что добро не возможно без зла.. точнее, тьмы.
Восхваляя эту теорию.
Но потом.. сразу, написал бы страницу, где на тьму взглянул бы по другому и восстал бы на свои 10 стр)


Но меня с юности прям.. на бунт вызывали слова Булгакова в МиМ, которыми так любят многие щеголять, толком не понимая их, что добра не было бы без зла.
Есть в этом.. какая то ловушка и червоточина.
Хочется бунтовать против неё.


Ты имеешь в виду вот эти слова?

– Но тебе придется примириться с этим, – возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, – не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, – в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?

Эти слова говорит сатана ) И здесь, действительно, есть ловушка. Тень и свет, добро и зло взаимно обусловлены нашим дуальным мышлением. Как только мы что-то назвали добром, то появляется не добро, а противоположное становится злом. НО выход не в том, чтобы отказаться от добра или принять зло как должное. А в том, чтобы осознать условность этих конвенций. Осознать, что слова – всего лишь сетка, в которую нельзя поймать всю объемность мира. Разделить знаки и живую ткань жизни.

Кстати, Воланд еще одну вещь говорит в МиМ:

– Мы вас испытывали, – продолжал Воланд, – никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!

Поэтому повторю еще раз. Булгаков вложил эти слова в уста сатаны! Это очень пагубное убеждение. Навык просить помощи, просить поддержки – очень важный навык для человека. Могут не предложить, потому что не догадаются, даже если не против дать.

Хотя я с удовольствием написал бы 10 страниц на эту тему

А я бы с живым интересом прочитала )


Тень и свет, добро и зло взаимно обусловлены нашим дуальным мышлением. Как только мы что-то назвали добром, то появляется не добро, а противоположное становится злом. НО выход не в том, чтобы отказаться от добра или принять зло как должное. А в том, чтобы осознать условность этих конвенций.

Хорошо написала.
Алис, я как то передачу одну смотрел, там изучали одно племя в Африке.
Так вот у них не было слова - синий.
Когда им показывали кружки с оттенками цветов разных, оттенков голубого и зелёного, то их мозг.. глаза, не видели синий и считали его тем, что "видело" слово.
А слово было бедновато и видело мало оттенков. Забавно и грустно.
По сути, в нравственном плане мы.. похоже, в общем)

И ты права про то что Сатана это сказал.
Это очень важно. Другое дело, что он.. не очень похож на Сатану)
По крайней мере таким каким мы его привыкли "видеть".
Он приехал в страну, а там.. люди всё сделали за него.
И кто после этого "сатана"?)

Осознать, что слова – всего лишь сетка, в которую нельзя поймать всю объемность мира. Разделить знаки и живую ткань жизни.

Полностью согласен.
Потому искусство и поэзия 20 века так ломанулись в ритмы: простые слова вели в тупики.

Навык просить помощи, просить поддержки – очень важный навык для человека.

Кстати, да)
Но для Воланда это была истина. Точнее - его правда и условие существование.
Грустно, когда люди и.. Воланды, пытаются распространить её на других.
Хотя.. оскоминка правда в его словах есть)
Есть такие условия, в эпохе, стране, обществе что окружает, когда "просить" - значит подстраиваться под общество и безумие.


Алис, я как то передачу одну смотрел, там изучали одно племя в Африке.
Так вот у них не было слова - синий.

Да-да-да. Именно. Мы воспринимаем мир через наши фильтры. И слова – это тоже фильтры. Классическая пресуппозиция в НЛП – карта не территория.
Именно поэтому Витгенштейн писал: «Границы моего языка – это границы моего мира»

Но для Воланда это была истина. Точнее - его правда и условие существование.

Да, грех гордыни?

Есть такие условия, в эпохе, стране, обществе что окружает, когда "просить" - значит подстраиваться под общество и безумие.

Вспомнила Пушкина. Как старик просил у золотой рыбки того, что ему не было надо. Поддерживал безумие старухи? ) Ты примерно про это?


«Границы моего языка – это границы моего мира»

А можно мыслить как в детстве: рифмами чувств, и тогда границ вообще почти не станет)

Да, грех гордыни?

Ну, в общем, да.
Но для него гордыня.. это - гора.
Он туда взобрался. Там ему открылись звёзды и что-то ещё.
Спускаться? У него лермонтовская печаль одиночества, совершенного.

Поддерживал безумие старухи? ) Ты примерно про это?

Ну в общем, да)

Уютного вечера, Алис)


Но для него гордыня.. это - гора.
Он туда взобрался. Там ему открылись звёзды и что-то ещё.


Я спросил тебя: «Зачем идёте в гору вы? —
А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой. —


Гордыня, горы, звезды, пропасти - интересная тема, но такая глубокая. Сегодня не готова ни в гору, ни на дно...