13 июня 2023 г., 16:20
21K
Выставка в Нью-Йоркской публичной библиотеке: пять фактов о Вирджинии Вулф, которые вы, возможно, не знали
Каждый, кто хоть немного знаком с литературным ландшафтом 20-го века, наверняка может назвать несколько фактов о На маяк и Миссис Дэллоуэй . Она известна своим особым стилем письма — «поток сознания». Её отношения с Витой Сэквилл-Уэст бросили вызов моральным устоям того времени. Она совершила суицид.
. Она автор культовых романовC культовыми авторами такое часто происходит — они превращаются в легко усваиваемые газетные статьи, их имена произносят лишь для того, чтобы произвести впечатление, а написанные и представленные широкой публике произведения полностью затмевают их личность. Так какой же Вирджиния Вулф была на самом деле? Чем отличались её личные записи от опубликованных произведений, и как изучение этих различий поможет нам глубже понимать последние?
В настоящее время в Нью-Йоркской публичной библиотеке проходит выставка, на которой можно найти ответы на эти и многие другие вопросы. «Вирджиния Вулф: современный взгляд» — это обширное исследование жизни и наследия Вулф посредством неопубликованных писем, ранних черновиков и других архивных материалов из библиотечной Коллекции английской и американской литературы Генри У. и Альберта А. Бергов.
«Для Вулф писательство было одновременно и делом всей её жизни, и актом катарсиса. Это было ремесло, заточенное на коммерческий успех, и одновременно средство для достижения эмоционального благополучия», — сообщила нашему изданию Каролин Вега, куратор Коллекции Бергов и организатор выставки. «Я считаю подобный факт интересным и в то же время обнадёживающим. Надеюсь, просмотр дневников, черновиков и семейных фотографий Вулф вдохновит посетителей взять в руки один из её романов (новый или старый давно любимый!), благодаря их эмоциональной глубине и лирической красоте. Кстати, в работах Вулф есть место веселью — посмотрите на 300-летние приключения Орландо ».
По всей выставке размещены аудиоклипы, созданные из беседы двух современных авторов, Настоящая жизнь , посвящены исследованию глубинной сущности персонажей, и написаны вполне в духе Вулф. Франческа Уэйд подходит к творчеству Вулф с другой стороны, как критик. Из книги «Призрачная площадь» (Square Haunting) видно, что её интересуют места, взаимоотношения и окружение, которые повлияли на создание великих произведений» — объяснила Вега. При встрече с оригинальным документом или фотографией у каждого из авторов всплывали разные детали, вызывавшие оживленную и глубокую дискуссию.
и Франчески Уэйд (Francesca Wade). «Брендон Тейлор — романист. Его работы, в частности великолепный романВыставка, включая диалог Тейлора и Уэйд, была переведена в цифровой формат, чтобы каждый, у кого есть доступ в Интернет, мог ознакомиться с ней. Но если вы окажетесь на Манхэттене в период до 5 марта, то сможете увидеть её воочию в галерее «Вахенхайм», расположенной в здании Стивена А. Шварцмана. Вот пять увлекательных фактов, которые мы узнали на выставке.
1. Вирджиния Вулф и её муж держали типографию
В 1917 году Вирджиния и Леонард Вулф, не имея никакого опыта работы в типографии, основали издательство «Хогарт Пресс» (Hogarth Press). Вирджиния занималась набором и переплетом книг, а Леонард отвечал за порядок страниц, краску и собственно управление ручным печатным станком. Шаблонный характер задач помогал облегчить чувство неудовлетворённости и общее недомогание, часто одолевавшие Вирджинию во время работы над собственными произведениями.
«В данный момент весь смысл книгоиздания свёлся для меня к тому, что спасает меня от погружения в раздумья и даёт мне что-то твёрдое, на что я могу опереться. В любом случае, если я не могу писать сама, то я могу заставить писать других; я могу построить бизнес», — написала она в 1924 году в своём дневнике.
Первой книгой «Хогарт Пресс» стал сборник «Две истории». Один рассказ для него написал Леонард («Три еврея»/«Three Jews»), а второй — Вирджиния («Знак на стене»/«The Mark on the Wall»). В течение следующего десятилетия работа в издательстве стала в равной степени плодовитой и широкой. В нём публиковалось всё — от фотографий Джулии Маргарет Кэмерон и стихов до первого англоязычного издания книгиФрейда Я и Оно .
2. Сестра Вирджинии Вулф создала обложки многих её книг
Сестра Вулф, Ванесса Белл, была художницей, которая создала бóльшую часть обложек для произведений, выпущенных «Хогарт», включая работы самой Вулф. «Сёстры поддерживали друг друга в профессиональном плане и были глубоко привязаны всю жизнь, несмотря на разный темперамент», — объясняет Вега. Британский дипломат Сидни Уотерлоу однажды описал Белл как «ледяную, циничную, артистичную», в то время как Вулф была «гораздо более эмоциональной и интересовалась жизнью, а не красотой». Неудивительно, что на протяжении десятилетий личных и профессиональных отношений между ними периодически возникали разногласия.
«Когда Вирджиния Вулф флиртовала с мужем Ванессы, это вызывало напряжение. Когда Ванесса почти отказалась сотрудничать в будущих проектах после (как она считала) плохой работы типографии «Хогарт Пресс: это вызвало напряжение», — рассказала Вега. «Но они были не просто сёстрами, они были настоящими друзьями, и они продолжали работать вместе плоть до самоубийства Вулф в 1941 году».
3. Вулф часто писала фиолетовыми чернилами
На выставке были представлены несколько страниц, написанные фиолетовыми чернилами — цвет, который Вулф использовала специально для дневниковых записей, рукописей и любовных писем. Похоже, она считала, что чёрный цвет не позволяет передать тональные нюансы.
«Я должна купить оттеночные чернила — лавандовые, розовые, фиолетовые, чтобы оттенить смысл. Я вижу, что дала тебе много неправильных значений, используя только чёрные чернила», — писала она Сэквилл-Уэст 19 января 1941 года. «Это была шутка — наше отдаление друг от друга. Это было серьезно — моё желание, чтобы ты мне написала. Нет, нет, я должна купить цветные чернила».
4. Однажды она посетила Хауорт, где жила семья Бронте
В 1904 году Вулф в возрасте 22 лет отправилась в Хауорт, деревню в Западном Йоркшире, где
, и остальные Бронте провели годы своего становления. Хотя сам семейный дом стал музеем только в конце 1920-х годов, Общество Бронте управляло музеем в городе с 1895 года; поклонники Бронте совершали паломничество в Хауорт ещё при жизни Шарлотты (она умерла в 1855 году).Вулф написала о своей поездке в эссе, опубликованном в газете «Гардиан» (The Guardian), ранний черновик которого представлен на выставке. В нём она ставит под вопрос достоинства литературного туризма, считая, что «любопытство законно только тогда, когда дом великого писателя или страна, в которой он находится, добавляют что-то к нашему пониманию его книг». Она решила, что Хауорт подходит для этого: «Хауорт — отражение Бронте; Бронте — отражение Хауорта; они подходят друг другу, как улитка к своей раковине».
Собственная резиденция Вульф в Восточном Сассексе теперь является важной точкой на картах многих литературных туристов. Они с Леонардом приобрели этот буколический коттедж, названный «Дом монаха» (Monk's House), в 1919 году из-за его обширного сада. «Каждый раз, когда она публиковала новую книгу и получала гонорары, она делала пристройку к ванной или что-нибудь ещё в этом роде. Это действительно трогательное место», — упоминает Уэйд в беседе с Тейлором.
5. Вулф не была такой мрачной, как думают люди
Глубоко посаженные глаза и длинное узкое лицо Вулф придают ей меланхоличный вид на фотографиях, а трагические моменты её жизни — смерть нескольких членов семьи, сексуальное насилие со стороны сводных братьев, пожизненная борьба с психическими заболеваниями и самоубийство — подкрепляют мнение о том, что она была вечно напряжённым и мрачным человеком.
«Конечно, временами она впадала в депрессию, но в целом уныние это не про неё. Совсем наоборот», — сказал племянник Вирджинии Сесил Вулф в своей речи в 2004 году. «Леонард вспоминал, что во время Первой мировой войны, когда они укрывались в подвале своего лондонского дома от вражеских бомбардировок, Вирджиния постоянно смешила слуг. Он жаловался, что их смех мешал ему заснуть. Я сам помню её, как весёлую, остроумную и, порой, немного едкую особу».
На выставке представлены фотографии и письма, которые помогают передать часто упускаемую из вида склонность Вулф к легкомыслию. «Мне нравится фотография, на которой Вулф изображена на пляже со своим будущим зятем Клайвом Беллом. Она одета в купальный костюм длиной до колен, широко улыбается и, кажется, что находится в самом разгаре веселья», — поделилась Вега. «Я всегда считала Вулф серьёзной фигурой, обладающей выдающимся умом в области языка. Это правда, но она также знала, как хорошо провести время».
Эллен Гутоски (Ellen Gutoskey)
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!