1 февраля 2024 г., 18:46

70K

Весь мир — театр (и в детективах про убийства тоже)

60 понравилось 1 комментарий 18 добавить в избранное

В детективах можно найти различные места действия, но, наверное, одним из самых популярных мест является театральная сцена. Истории, разворачивающиеся в театрах, концертных залах и тому подобных заведениях, или хотя бы как-то с ними связанные, развлекают читателей, начиная с 19-го века и по сию пору. Например, выигрышной стороной недавнего бестселлера «Выйти из чата»  от  Дженис Халлетт стало именно то, что интрига крутится вокруг любительской труппы, задействованной в постановке драмы  Артура Миллера «Все мои сыновья» .

Размышлять о том, почему сцена так притягательна для авторов детективов, очень интересно. Некоторые из них сами были актерами-энтузиастами. Еще  Уилки Коллинз и  Чарльз Диккенс с удовольствием участвовали в спектаклях, как и позже, в 20-м столетии уже целая плеяда писателей, среди которых Далси Грей (игравшая роль мисс Марпл; в библиографию Грей входят романы «Эпитафия плохому актеру» (1960 г.) и «Дублер убийцы» (1972 г.)) и менее знаменитая Фиона Синклер, чья трагическая кончина в 1961 году лишила детективный жанр талантливого сочинителя. Алекс Аткинсон, журналист и драматург, начинал карьеру в качестве актера, его единственный детектив «Чарли выходит» (1955 г.) до сих пор читается с интересом. В.С. Клинтон-Бэддли, также драматург и актер, стал писать классические детективные романы уже в пожилом возрасте. В своей последней книге, вышедшей посмертно в 1972 году, чье название «Затянувшаяся пауза» вдохновлено Джоном Уэбстером , он умело использует знания в области театрального искусства.

Саймон Бретт , бывший президент Драматического общества Оксфордского университета, пользовался неизменным успехом как плодовитый автор пьес и создатель серии увлекательных детективов о Чарльзе Пэрисе, в том числе с весьма остроумными наименованиями: «Состав исполнителей (в порядке исчезновения)»  (1975 г.) и «Ибо не умер, но отдыхает» (1984 г.). Популярный американский певец и композитор Руперт Холмс, в чей послужной список входит «Занавес», великолепный мюзикл об убийстве во время мюзикла, продемонстрировал свое тонкое понимание мира шоу-бизнеса в романе «Где скрывается правда», по мотивам которого режиссер Атом Эгоян снял одноименный триллер (2005 г.).

Найо Марш  — настоящий мастер детектива в духе Золотого века. Однако, несомненно, что первой любовью создательницы Родерика Аллейна, был театр — в свое время она была довольно известной актрисой. Близкое знакомство с миром сцены позволило ей придать убедительности своим романам, в том числе «Убийству в стиле винтаж»  и «Премьере» , действие которых происходит в родной для автора Новой Зеландии.

Джозефина Тэй  — псевдоним, под которым сегодня помнят другую «королеву детектива» — Элизабет Макинтош , и который указан на памятной голубой табличке в городе Инвернессе, где она родилась. Но впервые писательница прославилась под псевдонимом  Гордона Давиота  — ее пьеса «Ричард Бордоский» (1932 г.) шла больше года на подмостках лондонского Уэст-Энда и сделала звездой Джона Гилгуда. Увлечение Джозефины Тэй театром чувствуется и в ее детективных романах, например, в дебютном «Человек из очереди»  (упомянутая очередь состоит из желающих попасть на модную музыкальную комедию) и «Шиллинг на свечи»  (где расследуется смерть утонувшей актрисы).

Наиболее коммерчески успешная женщина-драматург в истории, конечно же, Агата Кристи . Пьесы с убийствами сами по себе являются объектом изучения: Эмнон Кабачник, к примеру, тщательно исследовав эту тему, создал ряд весьма содержательных книг «Кровь на сцене». Среди подобных пьес «Мышеловка»  Агаты Кристи поставила рекорд по непрерывности постановок. «Свидетель обвинения»  — великолепная судебная драма. В «Трагедии в трех актах» , романе о сыщике Эркюле Пуаро, театральность вплетается в повествование с бесподобной изобретательностью. Сказать об этой книге еще больше значит раскрыть сюжет, поэтому просто отметим, что ее часто недооценивают как пример литературного мастерства Агаты Кристи. В еще одном деле с участием Пуаро «Смерть лорда Эджвера»  костюмированное представление становится важной составляющей.

Произведения Агаты Кристи, да и вообще детективная литература изобилует отсылками к Шекспиру . В «Мере за убийство» Клиффорда Уиттинга рассказывается о любительском спектакле шекспировской «Меры за меру» . А название превосходного детектива  Майкла Гилберта «Двенадцатая ночь» позволяет легко догадаться, что за пьеса ставилась в нем школьниками.

Не только многие писатели пользовались театром или концертным залом в качестве фона для впечатляющего убийства, но и режиссеры кино и телефильмов, такие как  Альфред Хичкок с его двумя версиями триллера «Человек, который слишком много знал». Возможности для задействования театра поистине многогранны и безграничны. Взять, допустим, два американских детектива, вышедших примерно в одно время — в 1929 и в 1931 гг., которые существенно различаются по содержанию и стилю. «Тайна римской шляпы» , дебют  Эллери Куина в жанре «Кто это сделал?», — сложная головоломка про отравление адвоката в зрительном зале. «Смерть под открытым небом»  Рауля Уитфилда  — расследование частного сыщика Бена Джардинна о том, кто мог застрелить дирижера Ханса Рейнера во время концерта в Голливуд-боуле. Данный роман уже считается классикой «крутого детектива», и, в свою очередь, сильно контрастирует с благодушными и элегантными историями о преступлениях во время концерта от  Себастьяна Фарра «Смерть под музыку» и  Сирила Хейра «Когда дует ветер» .

Актеры также регулярно появляются среди персонажей книг о раскрытии убийств. Их способность менять внешность, подобно хамелеону, очень пригождается там, где ключевым моментом становится подмена личности. Иногда актеры действуют и как сыщики. Яркий тому пример Чарльз Пэрис, герой Саймона Бретта, или Тесса Крайтон, героиня большинства произведений Энн Морис. В популярнейшем цикле  Рут Ренделл об инспекторе Вексфорде важный персонаж второго плана, его дочь Шейла — успешная актриса.

Рассказы про злодеяния в мире сцены, однако, не столь многочисленны, но в составленной мной антологии я попытался представить не только короткие детективы знаменитых авторов, но и авторов давно забытых.

Мартин Эдвардс

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

60 понравилось 18 добавить в избранное

Комментарии 1

Как раз хочется детектива, а Кристи перечитана несколько раз. Спасибо за напоминание о Марш

Читайте также