6 апреля 2024 г., 12:46

52K

Новая экранизация романа «Чувство и чувствительность»

51 понравилось 23 комментария 18 добавить в избранное

Телеканал Hallmark в первую очередь известен марафонами современных рождественских фильмов, но в этом году праздник на канале продолжается и в феврале под названием «месяц любви»: выходят четыре новых фильма, вдохновленные творчеством известной писательницы эпохи Регентства Джейн Остин и любовью к ее произведениям. Среди них — «Чувство и чувствительность», где главные роли играют темнокожие актеры.

В первых трех фильмах на передний план вынесены истории современных женщин, которые находят любовь благодаря своей любимой писательнице, при этом каждый фильм акцентирует внимание на разных сторонах ее писательского таланта. Цикл стартует в субботу 3 февраля с фильма Paging Mr. Darcy («Мистер Дарси, прием»), где ученый-филолог, которая изучает творчество Джейн Остин и всегда полагается на разум вплоть до полного отключения чувств, теряет хладнокровие в ходе борьбы за должность преподавателя в Принстонском университете. Элоизе совсем не хочется выступать с приветственной речью на костюмированном балу, но его организует кафедра, на которой она хочет работать, так что поневоле придется подыграть. Представитель кафедры и одновременно ее любовный интерес играет на балу роль мистера Дарси.

Фильм — блестящий образец того, как образы из мира Остин вплетаются в традиционные для Hallmark мотивы: это ромком, где персонажи оказываются не в своей тарелке, а воздух между ними искрит от притяжения. Словами Элоизы создатели фильма сумели выразить сильные стороны творчества Остин, не уступая ей в остроумии, стилистике и остроте высказываний об обществе.

Следующие два фильма с элементами литературного фэнтези выходят 10 и 17 февраля соответственно. Главную роль в фильме Love & Jane («Любовь и Джейн») играет звезда сериала «Дни нашей жизни» Элисон Суини. Она предстает в роли начинающей писательницы из Бостона, которая получает советы от самой Джейн Остин. В фильме An American in Austen («Американка в мире Остин»), актриса Элиза Беннетт (какое удачное имя!) играет библиотекаршу, которая после очередной неудачи в личной жизни волшебным образом оказывается в своем любимом романе — «Гордость и предубеждение», где знакомится с мистером Дарси, властелином ее сердца, с которым не сравнится ни один живой мужчина. Это единственный фильм, который не презентовали на предпоказе, но кадры из трейлера просто очаровательны.

Четвертый, и финальный, фильм от Hallmark в рамках «месяца любви с Джейн Остин» значительно выделяется среди прочих. Это настоящий бриллиант в серии, новинка для канала: полномасштабная историческая драма с пышными бальными платьями и этикетом эпохи Регентства в исполнении актеров разного этнокультурного происхождения, которая снята по мотивам самого первого романа Дж. Остин — «Чувство и чувствительность».

Переосмыслить «Чувство и чувствительность»

Фильм сохраняет классическую сюжетную линию о женитьбе, любви и наследовании, где сестры Дэшвуд вынуждены переехать из собственного дома после смерти отца, но эта экранизация «Чувства и чувствительности» разительно отличается от предыдущих. Британские актеры и актрисы африканского происхождения играют четыре главные роли из пяти: Элинор и Марианны Дэшвуд и потенциальных женихов — полковника Брэндона и Джона Уиллоуби.картинка MariyaKochergina

Главные роли играют британско-нигерийская актриса Дебора Айоринде, которая блистала в сериале «Богатство» и была номинирована на премию «Независимый дух» за сериал «Они» (здесь она играет практичную и здравомыслящую старшую сестру Элинор), и Бетани Антония, которой досталась роль Марианны, а роли второго плана исполняют одни их лучших актрис британского телевидения. Нотку отважной комедийности привносит миссис Дженнигс в исполнении Мартины Лэйрд, которая сыграла душераздирающую роль матери-одиночки, скрывающей шокирующие секреты в пятом сезоне сериала «Незабытые» от ITV/PBS. Карлисс Пир, такая сдержанная в роли детектива-сержанта Кейт Мискин в сериале «Инспектор Адам Дэлглиш», здесь предстает в роли Фанни Дэшвуд — изящной, коварной и тщеславной невестки Элинор и Марианны, которая снаружи мила и приветлива, а внутри жестока и непреклонна. Роль Эдварда Феррарса, застенчивого поклонника Элинор, играет один из немногих актеров, родившихся за пределами Великобритании: канадец Дэн Жанотт. Он не впервые снимается в романтическом фильме: в Hallmark очень любят Жанотта, а его самая известная работа на другом канале — Райан Декер в сериале «С большой буквы», с которым то сходится, то расходится главная героиня — Джейн.

После многонационального состава актеров в «Гамильтоне» Лин-Мануэля Миранды и в «Бриджертонах» на Netflix, выбор актеров для этого фильма уже не кажется таким радикальным, но создателям все равно пришлось нелегко. «Чувство и чувствительность», в отличие от «Гордости и предубеждения», не имеет такого глобального сообщества фанатов, но все равно остается одним из самых популярных и хорошо исследованных романов Джейн Остин. Адъюнкт-профессор Монклерского государственного университета, преподаватель английского языка и основательница лаборатории по изучению расовых вопросов в эпоху Регентства Патриша Мэтью называет его «самым прагматичным романом» Остин и отмечает ее непростые политические взгляды в отношении финансов, гендерных различий и власти. «Я в полном восторге от того, что события в фильме разворачиваются в XIX веке, но при этом основных персонажей играют темнокожие актеры», — говорит она.

«Уважать оригинал и создавать нечто креативное и новое»

Креативный продюсер Тиа Э. Смит заявляет, что создатели бережно отнеслись к роману, и у них было две основных установки: «уважать оригинал и создавать нечто креативное и новое». Мы еще не видели, чтобы в фильмах этого канала выбор актеров так сильно отличался от первоисточника, поэтому съемочная группа сделала все возможное, чтобы описанная эпоха была изображена правдоподобно. Смит отмечает, что «каждая деталь, каждый элемент выбраны обдуманно», в том числе сюжетные повороты, костюмы, прически, декорации, обои и даже сервировка стола. Чтобы передать ощущение нужной эпохи, съемки на натуре и внутри помещений проходили в многовековых строениях и замках в Ирландии и Болгарии.

Достоверное изображение прошлого началось с подачи исполнительного продюсера Тони Джадкинс. Идея адаптации пришла ей в голову в 2021 году, когда она получила должность главы подразделения Hallmark Mahogany. Это бренд для темнокожих семей, история которого началась 34 года назад с маленького подразделения по созданию поздравительных открыток. Вот как она описывает героинь Джейн Остин: «Умные, сильные женщины, которые, не привлекая внимания, противостоят устоям своего времени, изящно и с чувством собственного достоинства». Т. Джадкинс говорит, что она, как автор «понимает, что темнокожие женщины с легкостью могут олицетворять собой черты этих персонажей. Вот почему они так естественно вписываются в “Чувство и чувствительность”».

Для создания телевизионной адаптации романа Джадкинс обратилась за помощью к консультирующему автору Ванессе Райли. Райли прославилась тщательно проработанной биографией Island Queen («Королева островов»), которая вошла в список лучших книг 2021 года по версии NPR под названием «Книги, которые нам нравятся». Это история о непростой и бурной жизни Дороти Кирван Томас — предпринимательницы, которая родилась рабыней в XVIII веке на плантации на Карибских островах, но смогла купить свободу себе и своей семье.

Люди другого цвета кожи в центре истории

Участие Ванессы Райли в «Чувстве и чувствительности» вполне логично. Она хорошо умеет раскрывать истории людей с другим цветом кожи, живших в Европе XVIII и XIX веков, которые стерлись из коллективной памяти или остались незамеченными. Ее собственный исторический роман основан на персонаже из малоизвестного произведения Джейн Остин. Примерно десять лет назад Райли наткнулась в неоконченном романе «Сэндитон» на мисс Лэмб — богатую наследницу смешанного расового происхождения с Карибских островов — и почувствовала необходимость выяснить настоящие факты, на основе которых была создана эта героиня. Райли обнаружила, что героиня Джейн Остин имеет реальный прототип, и люди должны об этом знать. С тех пор Райли посвящает свое творчество восстановлению исторической справедливости.

картинка MariyaKochergina

Новая экранизация «Чувства и чувствительности» в некотором роде уравновешивает неравенство прошлого и дает ответ на часто возникающие вопросы. Ванесса Райли — темнокожая писательница исторических романов, действие которых происходит в Англии XIX века. «Когда люди узнают, о чем мои романы, они всегда спрашивают: “Как же вы вписываетесь в этот мир?”». Фильм — ответ на этот вопрос.

Райли провела месяц на съемочной площадке Hallmark, помогая продюсерам «Чувства и чувствительности» переосмыслить любовную историю Джейн Остин таким образом, чтобы люди другого цвета кожа оказались в центре сюжета, а не на заднем плане или на второстепенных ролях, как мисс Лэмб в экранизации «Сэндитона» от PBS. Исторический период и формат оставляют немного места для существенного изменения сюжета, но съемочная группа умудрилась изящно ввести в повествование актеров разного цвета кожи.

Во многих сценах, которые разворачиваются в доме Дэшвудов, на заднем плане можно видеть картины, изображающие темнокожих людей знатного происхождения, действительно существовавших в европейской истории. Например, портрет французского креола — генерала Тома-Александра Дюма, родившегося в Сан-Доминго (он был отцом Александра Дюма , автора «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо»). Про генерала написана удостоенная множества наград биография «Черный граф» , но о нем знают лишь настоящие любители истории. В воскресном выпуске NPR говорится, что Дюма был героем Французской революции, «сыном гаитянской рабыни и французского дворянина», который затем стал «лучшим воином Наполеона во время Революции, потом был пленником, а в итоге оказался практически забыт». Несмотря на многочисленные заслуги и важную роль в творчестве сына, многие зрители «Чувства и чувствительности», скорее всего, впервые узнают о генерале Дюма.

Данная экранизация романа также отдает дань уважения афроамериканской поэтессе XVIII века Филлис Уитли (1753-1784) в романтической сцене между Уиллоуби и Марианной, которые сближаются, обнаружив друг у друга общую любовь к поэзии Уитли.

Создатели фильма придают большое значение элементам декораций и кропотливо работают с деталями, которые легко было бы пропустить в фильме, снятом педантично и строго по правилам, но которые здесь обогащают повествование.

Райли отмечает, что темнокожие люди — это неотъемлемая часть эпохи Джейн Остин. Однако вопросы классовой и этнической принадлежности были запутанны, и в оригинальном тексте, равно как и в адаптации XXI века, нет места для размышлений. Тем не менее, выбор актеров для фильма прекрасен и достаточно точно соответствует тексту романа, и данная адаптация — отличное завершение месяца, посвященного Джейн Остин.

Кэрол В. Белл

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

51 понравилось 18 добавить в избранное

Комментарии 23

Ох , какой деликатный и трепетный подход к первоисточнику))
Возможно, всё же и были темнокожие аристократы, но это больше исключение из правил, как русский арап при Петре первом.
Может и были но не в Англии. Бедная Джейн Остин, наверное переворачивается в гробу.

"Съемочная группа сделала все возможное, чтобы описанная эпоха была изображена правдоподобно" - правдоподобнее не бывает:) Вспомнилась цитата из недавно прочитанного романа "Сочувствующий" Вьет Тхань Нгуена о деятельности Голливуда и вообще западного кино - "Покрой костюмов и звучание диалекта соответствовали реальности, но по-настоящему важные для такого фильма вещи вроде идей и эмоций оставались фальшивыми."

«Уважать оригинал и создавать нечто креативное и новое»....А в чем креативность? В черных актерах? В чем уважение? В замене персонажей и культуры? А что нового? Замена белого на черное не ново и даже как-то надоело....  И если уж, якобы, нашли прототип героини, то тогда стоит самим написать книгу/сценарий, а не переиначивать уже готовое произведение под лозунгом "Д.О. лгунья и мы хотим справедливости"...Вот прям бред!
Как нелепо всё это выглядит!

Нет, чтоб переснять «Тарзан повелитель обезьян» с чернокожим в главной роли. Тарзан тоже из аристократического рода был, зато аутентичнее было бы )))

и смех и грех.

Я бы посмотрела с удовольствием. Описание четырех фильмов очень любопытное. Я смотрела "Доводы рассудка" 2022, реж. Кэрри Крэкнелл. Там смешанный актерский состав. Очень понравилось. Играют замечательно. Недовольным могу только посочувствовать, они себя сильно обкрадывают. ))

nancyka, В которой Энн развязная выпивоха с современным макияжем?
Вы книгу-то читали, если устроила подобная экранизация?)

NansyTTT, вы со всеми так себя по-хамски ведете ? Видимо, все вами прочитанное никак не повлияло на вас. Может и читать не стоило ...

nancyka, Вероятно, у нас разное представление о хамстве)))
В прочитанном у Вас этой книги нет, поэтому закономерно и возник сей вопрос.
Однако, критическое мышление- весьма нужная и полезная функция. Пользуйтесь иногда.

NansyTTT, я читать начала задолго до того, как зарегистрировалась на Livelib. Шерлок Холмс из вас дерьмовенький. И ваше критическое мышление вам бы к себе самой применять. Иногда...

Ужасная экранизация. Остин бы в гробу перевернулась. Чернокожие аристократы нелепо смотрятся в чепцах и платьях той эпохи

даже смотреть не буду. посмешище просто, а не экранизация, с темнокожими аристократами в чепцах

Читайте также