13 сентября 2019 г., 10:54

2K

Советы Рэя Брэдбери по письму и творчеству

24 понравилось 2 комментария 4 добавить в избранное

5 уроков из книги «Дзен в искусстве написания книг»

Автор: Н.А. Тернер

«В мире существует лишь один тип историй. Ваши истории» — Рэй Брэдбери

Мужчина, написавший про общество будущего, в котором книги были изгнаны и сожжены (это будет мой главный ночной кошмар), написал такую же книгу, находящуюся в библиотеке среди других. Такая ирония является причиной того, что я нахожу Рэя Брэдбери весьма интересным персонажем.

Книга, о которой идет речь, конечно же классическая «451' по Фаренгейту» . Еще один факт: персонаж Монтэг был назван в честь компании по производству бумаги, а Фабер – в честь производителя карандашей. Он называет собственное подсознание «коварным». Даже не могу представить почему.

К счастью для нас, Рэй Брэдбери задокументировал свои размышление о писательстве и творчестве в многочисленных эссе. Некоторые из них можно найти в короткой книге «Дзен в искусстве написания книг» . Я был удивлен его идеями, порой восклицая: «Мне это знакомо!»

Его взгляд на творчество и писательское искусство очень вдохновляет. В этой статье я собрал идеи, откликающиеся во мне больше всего, дополнив их своим опытом и размышлениями. Я надеюсь, что они послужат вдохновением и вам.

#1: Будь взволнован своим творчеством

Для начала писателю необходимо быть взволнованным. Это смесь лихорадки и энтузиазма. Без этого с таким же успехом можно собирать персики или рыть канавы; Богу известно, это было бы лучше для здоровья.

Будь это писательство или что-то другое, если вам не нравится то, что вы делаете, нет смысла продолжать заниматься этим, не так ли?

Легче сказать, чем сделать. У меня была работа, которую я не любил, но все равно продолжал ее выполнять. Почему? Из-за удобства, страха или неуверенности в правильности своего жизненного пути. И это нормально. Сейчас же я знаю, что вам следует проанализировать то, что действительно вас волнует.

Нравится заботиться о людях? Найдите работу в доме престарелых или начните изучать медицину. Вы всегда остаетесь в форме, мастерски наращиваете мышцы и хотите помочь людям достигать аналогичных целей? Почему бы не стать персональным тренером? Думаю, вы понимаете, о чем я.

Если же вы любите петь, но при этом имеете хорошую работу и много обязанностей, не бросайте это лишь затем, чтобы слепо следовать за мечтой. Занимайтесь этим параллельно. В первую очередь растите и набирайтесь опыта.

Я же прихожу в восторг от писательства и понимаю, что значат следующие слова Брэдбери: «Для многих из нас не писать значит умереть». Это преувеличение, но когда я не пишу более трех дней, у меня начинается беспокойство. Пальцы требуют клавиатуру, а мысли желают найти путь быть отраженными на страницах.

Вы увлечены тем, что делаете? Или вы любите больше что-то другое? Попробуйте это! Если вы чем-то восторженны, то может быть это и есть ваше «призвание».

Брэдбери:

Чего вы хотите больше всего на свете? Что вы любите или что вы ненавидите?

Я верю, что есть то, что объединяет это. Все, что я делал когда либо, было сделано с восторгом, потому что я хотел заниматься этим, потому что мне действительно нравилось это.

#2: Создавай привычку упорствовать в своем творчестве и никогда не сдаваться

Как взобраться на древо жизни, кидаться камнями в себя самого и спуститься на землю, не сломав костей своего духа.

Брэдбери утверждает, что с двенадцати лет он не писал меньше тысячи слов в день. «В течение десяти лет я писал по одному короткому рассказу в неделю, подсознательно понимая, что однажды настанет день, когда я сойду с пути».

Я натыкался на этот совет во множестве различных вариаций. Например, у Стивена Кинга. Я применил это незамедлительно, когда узнал впервые чуть более полугода назад. Это оказалось поистине одной из важных писательских привычек, которым я когда-либо следовал. Моя продуктивность была значительно улучшена.

Безусловно, вы должны быть готовы к тому, что не все написанное будет являться совершенством. Просто запихните это в текст и наблюдайте за тем, как ваша история продвигается вперед.

Благодаря этому сейчас я нахожусь на трети своего романа, что составляет около 80 тысяч слов.

Понимаете, я привык каждое утро вставать и бежать к печатной машинке, создавая за час целый мир. Мне не нужно никого ждать. Мне не нужно никого критиковать. С этим покончено. Все, что мне нужно – это час, и я впереди всех. Остаток дня я могу валять дурака. Тысяча слов написана с утра, поэтому при желании я могу потратить два или три часа на обед. Могу сделать это, потому что я уже утер всем нос.

Вот так. Вот так и я. Достигнуть цели в 8.30 утра – дорогого стоит. Я заканчиваю писать 500 – 1000 слов до начала рабочего дня!

Само собой, я не всегда пишу каждый день (я же человек), но обычно удается попасть в цель 6 дней в неделю. Итого выходит около 4 – 6 тысяч слов в неделю, что составляет половину главы!

Я верю, что в конечном итоге количество компенсирует качество. Количество приносит опыт. Только из опыта может родиться качество. […] Сдаться значит провалиться. Но вы двигаетесь вперед, поэтому сдаваться нет смысла. Все продолжается. Дело сделано. Если сделано хорошо, вы узнаете нечто новое. Если плохо – вам станет известно еще больше. Работа сделана, и вам предоставляется урок, который нужно изучить. Неудач не бывает, если ты стоишь на месте. Не работать – значит положить всему конец, быть в напряжении, нервничать и в конечном итоге – разрушить весь творческий процесс.

#3: Как сохранять и подпитывать Музу

Искусство будет летать, если держать его легко,
Искусство умрет, если удерживать крепко,
Легко, крепко, откуда мне знать,
Держаться ли за искусство или его отпускать?

– Оскар Уайльд

Муза непостоянна и требует деликатного обращения (моя Муза – это Она). Необходимо быть твердым, чтобы мягко отослать ее прочь, принять во внимание ее шепот, но при этом продолжать то, что делаешь. В других случаях вы лишь ждете ее пришествия. И это не работает.

Тем не менее, для меня срабатывает то, что я открыт для ее визитов и подкармливаю свои опытом.

Для начала, чтобы содержать Музу, вам следует ее накормить. Я в этом уверен. […] Едой могут служить звуки, виды, запахи, вкусы, а так же текстуры людей, животных, ландшафтов, событий – больших или малых. Наши впечатления и реакции на все это.

Используйте свои чувства и подкармливайте ими Музу. Никто не смотрит на мир точно так же. Никто не видит ваши переживания в таком же свете или порядке, что и другой человек. Поделитесь своим взглядом на мир посредством своего творчества.

Каждый человек будет говорить о своей мечте. И когда он говорит от чистого сердца, именно в этот момент истины рождается поэзия.

Читайте книги, стихи, короткие рассказы или романы, чтобы познавать свои чувства и вдохновляться. Также Брэдбери дает совет концентрироваться на конкретном предмете. Буквально возьмите книгу о чувствах, например, об обонянии, об ароматах. Используйте это при написании.

Самые невероятные истории могут быть правдоподобными, если ваш читатель, опираясь на свои чувства, находится будто в центре событий.

#4: Как генерировать идеи и взаимодействовать с ними

Когда люди спрашивают, где же я беру свои идеи, я смеюсь. Странно, что мы так заняты поиском путей и способов вне, что забываем заглянуть внутрь себя.

Когда люди читают мои рассказы, они всегда спрашивают, откуда я беру идеи. Как я это придумал? Как работает мое воображение?

Допустимый вопрос, на который непросто ответить. Но когда я прочитал слова Брэдбери, что представлены выше, меня озарило.

Что я действительно думаю о мире? Что я люблю, чего боюсь и что ненавижу? Просто начните вываливать это на бумагу.

Для начала, идеи вытекают из наблюдений за миром вокруг меня. Они могут исходить от искусства, например, книг или фильмов, из бесед, картин в музеях, новостей и так далее. Если я пишу о чем-либо, значит это соприкасается с моей точкой зрения о конкретных темах, с мнениями, которые я сформировал, с вопросы, которые меня волнуют: о мире, о людях, о будущем.

Благодаря мыслям Брэдбери прогрессировал и был воодушевлен творчеством. Он никогда не убегал от них. Он всегда думал, удивлялся и исследовал мир вокруг и внутри себя.

Когда идеи поражают вас, или, лучше будет сказать так – когда Муза посещает вас, следует поймать мысли, пока они не ушли на покой. Начните писать, сочинять или делать наброски.

Нет времени? Хотя бы запишите свои идеи. Составьте список, занесите его в блокнот, который всегда с вами (или для цифрового поколения – используйте приложение для заметок). Брэдбери делал так же!

#5: Почему нужно или не нужно писать

Обман – писать так, чтобы получить денежное вознаграждение на коммерческом рынке. Обман – писать во имя славы, предложенной какой-нибудь псевдолитературной группой с манией величия.

Пишите, потому что вам хочется. Не потому что надо. Потому что это заводит вас больше, чем что-либо другое.

Безусловно, вам нужны читатели, деньги, и ваша мечта – увидеть книгу на первом месте в списке бестселлеров New York Times. Не собираюсь лгать – я тоже хочу этого. Но я пишу НЕ поэтому. Я пишу, потому что должен. И сперва – я пишу для себя. Чтобы порадовать рассказом только себя. Если я победил себя, то я готов поделиться этим с кем-то еще и сделать лучше.

Какую самую большую награду может получить писатель? Разве это не тот день, когда кто-то бросается на вас, он готов к откровению, глаза полны восхищения, и он кричит: «Ваш новый рассказ был хорош, просто великолепен». Думаю, только ради такого и стоит писать.

Каждый раз, когда кто-то обращается ко мне и говорит, что ему нравятся мои истории или сообщение в блоге, я чувствую себя подростком, на которого наконец-то обратил внимание объект его вожделения. Это невероятное ощущение. Если вы творец любого рода, думаю, вы меня понимаете.

Те из вас, кто интересуется творчеством, хочет контактировать с тем, что первоначально исходит изнутри. Вы хотите славы и богатства, да, но только в качестве награды за действительно хорошо выполненную работу. Известность и крупный счет в банке должны прийти после того, как все завершено. Это значит, что они не могут браться во внимание, когда вы находитесь за пишущей машинкой.

Это не ошибка, хотеть зарабатывать своим искусством. Только стоит осознавать, что это не должно быть вашей основной причиной для творчества.

Бонус: Итак, где практические писательские советы от Брэдбери?

В этой книге Брэдбери в большей степени делится своими творческими размышлениями о писательском путешествии, нежели практическими советами. Тем не менее, я нашел пару очень полезных самородков, которыми следует поделиться:

1. О построении персонажей:

Что хочет ваш персонаж, каково его место, какую форму он имеет и как она воплощается? Данное воплощение будет энергией его жизни, и вашей жизни в качестве Творца.

2. О сюжете:

Сюжет – не больше чем следы, оставленные на снегу вашими персонажами, когда они пробегают по своему пути к невероятным предназначениям. Сюжет проявляется после факта свершения, но не до. Он не может предшествовать действию. Это план, который открывается, когда действие совершено. Таким должен быть сюжет. Это желание человека начать бег, бежать и достичь цели. Сюжет не может быть автоматизирован, он должен постоянно динамично развиваться.

Это уроки, которые я перенял у Рэя Брэдбери. Какой из них нравится вам больше?

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

24 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 2

Отличные советы) Читала «Дзен в искусстве написания книг» и осталась в совершенном восторге от волшбества, которым поделился мастер)

Ни один не понравился. Возможно, у меня слабо развито воображение. Но мне это и не нужно. Быть читателем - это искусство другого рода.