1 мая 2020 г., 20:14

2K

Чтение подростковой литературы может развивать эмпатию и порядочность

30 понравилось 4 комментария 4 добавить в избранное

Автор: Келли Дженсен

Новое исследование, проведенное учеными из Университета Оклахомы Джессикой Э. Блэк и Дженнифер Л. Барнс, опубликованное в журнале «Psychology of Popular Media», показало, что молодые люди, читающие подростковые книги, более отзывчивые, чем остальные их сверстники.

Блэк и Барнс провели двухступенчатое исследование для уточнения выводов более ранних исследований о влиянии чтения на мораль. Целью исследования было установление связи между чтением разных типов книг (подростковая художественная литература, художественная литература для взрослых и нехудожественная литература) и влиянием каждого из них на эмпатию, личные моральные принципы и нравственность.

Согласно методологии исследования, «моральное "я"» — это доля морали в чувстве идентичности человека» (Блази, 1980), а «порядочность означает выбор в пользу согласованности моральных принципов и поведения (Блази, 1983)». Два этих понятия были достаточно стандартизированы, чтобы у исследователей были инструменты для их измерения. Третье же, нравственность, определяется как «стремление делать то, что человек считает правильным, и не делать того, что он считает неправильным» (Бандура, 2006).

Знакомство с авторами определялось с помощью опроса, как и в предыдущих исследованиях чтения, но, поскольку Блэк и Барнс хотели изучить конкретно влияние подростковой литературы, они разработали отдельный тест на распознавание. Составить список подростковых авторов помогал эксперт. Для попадания в список авторы должны были опубликовать как минимум три книги или один бестселлер для подростков и ни одного взрослого произведения. Всего в список вошли 108 писателей и 40 фальшивых имен.

В обоих ступенях исследования участвовали студенты крупных университетов Среднего Запада. Большинство участников имели консервативные политические взгляды, а их возраст был в основном от 18 до 19 лет, и всего несколько человек были 20-21 года и старше. Блэк и Барнс полагали, что эта возрастная группа идеально подходит для такого исследования, так как люди в этом возрастном диапазоне, скорее всего, читают книги подростковых авторов в свободное время (были приняты во внимание результаты предыдущего исследования о том, кто покупает подростковую литературу: в основном взрослые). При этом, учитывая то, что персонажи подростковых книг обычно примерно того же возраста, принималась во внимание и способность сопереживать и понимать рассуждения и выбор этих персонажей.

Именно подростковая литература чаще всего становится объектом публичных дискуссий о цензуре: мораль и этика лежат в основе попыток цензуры и изъятия книг взрослыми, опасающимися того, что эти книги могут слишком сильно повлиять на молодых читателей.

Кроме того Блэк и Барнс принимали во внимание пол, указанный респондентами в опросниках, а также оценку личности в терминах «большой пятерки» [диспозициональная модель личности человека, отражающая восприятие людей друг другом, в основе которой лежит лексический подход, использующий 5-факторный анализ словесных описаний характеристик человека (экстраверсия, доброжелательность, сознательность, нейротизм, открытость опыту) – прим. пер.].

В первом исследовании была обнаружена корелляция между чтением и такими чертами, как эмпатия, порядочность, нравственность и чтение книг всех категорий, хотя эта корелляция не была достаточно явной. Существовали различия в типах моральных впечатлений, получаемых в зависимости от категории книг. Блэк и Барнс сделали выводы, что участники, знакомые со взрослыми авторами, более склонны к рациональному восприятию, а не к сопереживанию. Для подростковой литературы же было верно ровно противоположное: возникало не столько рациональное восприятие, сколько сопереживание. И взрослая, и подростковая литература кореллировали с порядочностью. А знакомство с подростковыми авторами связано с осознанной нравственностью.

Учитывая результаты первого исследования, Блэк и Барнс провели второе, доказавшее, что знакомство с подростковыми авторами прямо связано с эмпатической обеспокоенностью, а знакомство со взрослыми авторами прямо связано с рациональным восприятием. Серия опросов для нового исследования учитывала результаты первого.

Второе исследование не обнаружило никакой связи между взрослой литературой и рациональным восприятием. Но была очевидная связь между знанием подростковых авторов и высокими показателями порядочности, нравственности и эмпатии.

«Проверяя связь между читательскими предпочтениями и различными моральными принципами, мы хотели сравнить и сопоставить две конкурирующие теории: работает ли художественная литература как моральная лаборатория, способствуя повышению уровня морального сознания? Или она скорее способствует размыванию моральных границ, побуждая читателей воображать обстоятельства, в которых табу или обычно недопустимые действия могут быть морально приемлемыми? Поразительно, но результаты двух наших исследований позволяют предположить, что литература может и то, и другое», — заключают исследователи.

Для читателей подростковой литературы исследование дает много захватывающих результатов. Во-первых, теперь, когда существует инструмент для оценки знания подростковой литературы, скорее всего, должны появиться и новые исследования по этой категории книг. Во-вторых, (и Блэк и Барнс называют это в своем заключении сферой будущих исследований) знание подростковых книг, скорее всего, связано с чтением для души, а не с чтением в практических целях вроде исследований или учебы. Другими словами, читатели, выбирающие подростковую литературу, гораздо с большей вероятностью делают это потому, что им нравится само чтение как времяпровождение, и, быть может, именно поэтому этот тип литературы поощряет более строгую мораль, включая сопереживание и порядочность.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
30 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 4

Читаю «Чудо» Р. Дж. Паласио , там как раз про это. Точнее, если такие книги читать в детстве до школы, то это будет полезно и поможет!

:-) Алина, Не уверена, что эту книгу надо читать в дошкольном возрасте. Вот воспитанием ребёнка и объяснением ребёнку о том, почему люди отличаются друг от друга и об уважении и сострадании к человеку и осторожности высказываний надо заниматься в детстве. Ребёнок честен, он привык говорить правду не задумываясь.

19SVETLANA, Я это и имела в виду! Надо это прививать, в том числе с помощью книг)

Ну, это смотря какая подростковая литература, есть действительно очень достойные вещи, которые мне во взрослом возрасте было очень приятно прочесть и которые я бы с радостью оставила на полке для детей. Исследование любопытное однако есть и другая сторона, как подмена понятий. Здесь ни слова не сказано о том, что авторы иногда пытаются навязать подростку свои странные ценности. Ну например, герой который со всеми и вся по книге то самое делает, курит, пьёт, дерётся, но при этом всегда спасает главную героиню как благородный рыцарь. То есть с одной стороны хорошо что он героине помогает, но с другой стороны одобрение безалаберного поведения и подача как "ну а что такого" вызывает скорее вопросы. И хорошо если за время сюжета герой меняет своё отношение, но в большинстве случаев происходит наоборот, персонаж тянет за собой героиню и они как бы живут свободной жизнью. И таких романов сейчас очень много и вот в отношении таких произведений "сопереживание" меня настораживает.

Читайте также