El pintor de batallas
Arturo Pérez-Reverte
13 июня 2013 г. 10:08
288
5
Мне сложно представить, как может изменить человека такая профессия, как военный фотокорреспондент. Какие эмоции вызывает весь тот ужас, который эти люди видят изо дня в день, в разных местах нашей планеты? Мучает ли их выбор, помогать или нет жертвам, пытаться или нет отговорить убийц совершать страшное? И не является ли безучастие таким же преступлением? Какого это, осознавать, что причиной всех войн, всего этого ужаса обычные люди, что в каждом из нас есть жестокость, способная толкнуть любого на убийство другого человека?
Фольк, неординарный герой. Он фотограф, снимающий войну и ее участников: убийц и их жертв. Он делал прекрасные снимки, которые получали престижные награды, ведь ему удавалось так точно поймать нужный момент, чтобы сделать снимок, который способен пронять дальнейшего…
11 июня 2013 г. 11:35
220
5
Отошедший от активных дел военный фотограф пишет на стенах старой башни над морем (сюр)реалистическую фреску о войне, о войне, на которой он провел не одно десятилетие, ловя удачные кадры и ракурсы видоискателем, он всегда думал, что "многое узнал о человеке и человечестве, наблюдая за людьми непосредственно; тем не менее в нем самом и в его жизни ничего не изменилось. По крайней мере, не произошло ничего такого, что могло бы изменить его мировоззрение", да только оказалось все иначе:
...несмотря на свою образованность и самоуверенность, ученый, изучавший человека из ледяного одиночества своей лаборатории, не был вне мира, даже если ему очень хотелось считать именно так. Никто не оставался в стороне, как бы ни стремился.
На фреске, один за другим, оживают лица людей, унесенных когда-то…
2 августа 2013 г. 12:10
85
4
Очень тяжелое впечатление от книги. Еле добралась до окончания... Много описаний сцен войны.. Даже не сцен - а деталей войны. Военный фотокорреспондент, который завершил уже свою деятельность, рисует огромную фреску в заброшенной башне. Фреска должна вместить всевозможные сюжеты войны.. Сюжеты - даже слишком сухо сказано. Трагедию человека на войне... И теперь уже художник вспоминает события с разных мест военных действий, вспоминает также свою любимую женщину, которая погибла. Это удивительно целостное произведение, где, кажется, ты видишь не только фреску, но и все описанные сцены, и это через взгляд, оптику фотографа. Но читать было очень сложно. Больше перечитывать не буду. Но стоит ли читать эту книгу? ДА. Уникальное произведение, похожих лично я не читала. Стиль повествования,…
24 июня 2013 г. 11:03
138
5
Это именна та книга, которую должен был написать именно Перес-Реверте. Военный корреспондент, он отлично понимает и передаёт специфику профессии стрингера, военного фотографа. Эту книгу очень советовал прочитать другой военный фотокорреспондент, Сергей Максимишин. Он отмечал, что в тексте много внимания уделяется тому эффекту бабочки, когда ты, находясь внутри войны, не можешь быть просто свидетелем, а в любом случае влияешь на события. Иногда - смертельно влияешь. Задумчивая, неторопливая книга, в которой много психологии и трагизма, в которой есть мужчина и женщина - классические мужчина и женщина Перес-Реверте. И есть диалог людей с поломанными судьбами. Автору - моё огромное чувство признательности за этот роман.
24 марта 2012 г. 22:02
116
5
НИКТО НИКОМУ НЕ ДАВАЛ СОМНИТЕЛЬНОЙ ПРИВИЛЕГИИ РАЗЛИЧАТЬ СМЕРТЬ В ПРЕДМЕТАХ, ПЕЙЗАЖАХ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦАХ.
Боль. Щемящая боль в сердце...Именно она сопровождала меня на протяжении всего чтения книги. Несомненно, вещь очень сильная и в литературном плане, и в эмоциональном. Браво! Преклоняюсь перед писателем. Даже представить себе страшно, что вещи, описанные в книге, действительно происходили и происходят до сих пор.
Невозможно поверить, что внутри у нас столько крови. Кровь проливают веками, а её всё столько же.
Я знаю, что всегда была война, что всегда умирали люди, что насилие существует, но... Он - баталист. Фотограф, который снимает самые страшные моменты: сербский солдат вскрывает живот убитой беременной женщины, изнасилование, стоящий на коленях человек, которому через мгновение…
27 июля 2011 г. 23:57
68
5
Он не собирался оправдывать жестокую правдивость своих снимков, подобно другим фотографам — тем, кто утверждает, будто рвется в горячие точки, потому что ненавидит войну и желает покончить с ней навсегда. Он не собирался коллекционировать различные проявления бытия и не пытался их истолковать. Главный герой «Баталиста» — военный фотограф Фольк, который решил завязать со своим ремеслом. Купив старую башню, он рисует на ее первом этаже масштабную фреску — этакий «Апофеоз войны», где смешались времена и цивилизации: рядом с Троей высятся «башни-близнецы», а над римскими легионерами проносятся бомбардировщики. Однако прошлое находит Фолька и здесь: один из хорватских солдат, которых он фотографировал во время их отступления, спустя годы является к Фольку. Солдат хочет рассказать Фольку о…
10 сентября 2010 г. 19:19
73
5
Как ни странно может показаться, но эта книга, пусть едва ли не на каждой её странице упоминаются многочисленные войны со всеми их малоприятными для стороннего человека подробностями, всё-таки не о войне. И не о тех войнах, о которых вспоминает главный герой. Не о войне, не о войнах, но о Войне (именно так, с заглавной буквы и с долженствующей интонацией), которая всегда была, есть и будет в каждом из нас – в любом человеке, во всём человечестве. Эта Война, переданная нечёткими мазками грубой кисти на недостаточно тщательно выбеленном холсте самой жизни, ведётся не на одних лишь полях брани, не только в Ираке и на границе Палестины с Израилем, Афганистане, Сомали, Чечне, Грузии, Советском Союзе, берегах незнакомой Новой Земли, под стенами Трои, - но и в душе самого человечества, которое…
17 февраля 2010 г. 15:22
88
5
"Баталист" Артуро Переса-Реверте - это очень серьезная и тяжелая книга. Можно сказать, вся она представляет собой одну беседу о войне между двумя ее участниками. Это обмен воспоминаниями, попытка понять причины, найти смысл происходящего на войне. Для героев книги война - это единственно реальный мир, с которого сорвали глянец цивилизованной жизни, а всего один эпизодический персонаж, который не имеет отношения к войне (или скорее думает, что не имеет), называет этот взгляд "извращением". Герои же на войне увидели истинное лицо человечества, не скованного искусственно законами и нормами морали. Жуткое лицо жестокости, ни капли не изменившееся за тысячелетия Истории. Дон Артуро Перес-Реверте поворачивает взгляд своего читателя точно к этому лицу реальности, и как бы ни хотелось…
24 января 2010 г. 11:27
82
5
Сильный роман, очень сильный роман. Люблю я Реверте – за «Клуб Дюма», за «Учителя фехтования», а его военные вещи не очень, но «Баталист» производит впечатление, не отнимешь. Всего-то два героя – бывший военный фотограф, и бывший солдат, герой одной из фотографий того – разговаривают и вспоминают прошлое. Фотограф рисует на стене разрушающейся башни батальную фреску, солдат курит и философствует, они разговаривают, и один из них должен убить другого. А мимо нас проносится изнасилованная и убитая жена солдата, подорвавшаяся на мине любовница фотографа, чумазые дети, худые, как скелеты, женщины, смерть и грязь, боль и оторванные конечности, война, война и война. А фотограф вспоминает то, о чём захотел однажды забыть, и плывёт свои 300 метров, вечно плывёт свои 300 метров. Чёрт, умеет же…
5 февраля 2008 г. 16:08
67
5
Любимая книга. У Реверте намного лучше получается военная проза, нежели художественная.