Истории — стр. 4

Оценка :  4.5
Невероятный холод, пробирающий до мурашек.

Был ноябрь 2015. В квартире, где я остановилась, было до жути холодно и спасало только теплое одеяло. Не помню, как все точно привело меня к этой замечательной книге, хотя точно знаю, что привело меня к этому замечательному автору. Никогда бы я не подумала, что читая, можно настолько окунуться в мир прошлого, в мир, о котором даже не ведал, который потрясает до глубины души. Порой промерзаешь вместе с героями до костей...
Заключенные явственно представали у меня перед глазами, я понимала все их эмоции, все чувства, которые описаны простыми русскими словами. Мне не хотелось останавливаться в чтении, хотелось жить вместе с Артемом, жить и радоваться каждому дню, собирать ягоды вместе с теми, кто ходил в эти походы... Но, конечно, мне бы не хотелось там находиться. Жизнь на Соловках была далеко не сахарная, не веселая... Я бы никогда и не начинала читать подобную литературу, но теперь уже прочитав, мне не хватает книги. Не хватает ощущения, что я со стороны смотрю на происходящее. Очень мощно показано, как можно потерять веру в мрачных условиях жизни и, наоборот, как ее не лишиться... Как, оказывается, вкусен может быть кусочек хлеба и крошки от него... Поглощающее чувство голода. Место, где в один момент все может пойти против тебя, где имевшие власть и силу могут стать обычными заключенными. Такая же нетипичная история любви... или ненависти... или просто страсти... И дружба, какая может быть только, но дружба. Вот есть человек. А через день нет. А был тебе близок.
Общение в декабре 2015 с самим Захаром Прилепиным у нас в городе на литературном вечере для меня было чем то фантастическим. Да-да. Слушать его мысли, вживую, рассказ о том, как создавался этот ёмкий роман, сколько сил было вложено - это самое большое открытие после прочтения книги. Можно сказать, что подобного рода литературу мне открыл именно Прилепин. С его манерой описывать все, до таких мелочей, что явственно представляешь каждую травинку, каждый гвоздь в бараках, где размещали заключенных, видишь каждую чайку, так неугомонно летающую и орущую в вышине неба над Соловками.
Особенно для меня значимо, что выбор книги и ее чтение, приезд в наш город талантливого и откровенного писателя, как то совпали по очередности, тем самым убедив меня, что я должна была наконец прочувствовать эти эмоции и увидеть подобного рода литературу с другой стороны. Я думаю, что книги, подобные Обители открывают внутри человека те чувства, которые в обычной жизни мало кто прочувствует, перенесет через себя. И думаю, что истории, сплетенные из человеческих судеб, более острее проникают в читателя, показывают тем, кто ропщет на жизнь сейчас, что раньше было еще хуже некоторым людям, что стоит быть благодарным за жизнь саму, верить (во что бы каждый не верил) и ценить моменты.
Наверное, эта книга и встреча с писателем - самые яркие события ушедшего 2015 года. Самые яркие и самые полезные.

История произошла: 17 ноября 2015 г.
Развернуть
Оценка :  5
о пейсатых мальчиках и занавешенных женщинах, рожающих от одного взгляда

Люблю когда она описывает явление или событие перечисляя факты, но суть этого перечисления не в самих фактах, суть кажется понятной и доступной, но когда начинаешь ее говорить, она ускользает и перестает быть такой красивой какой предстает в этой тайной оболочке. Вот например, глава Эсфирь, книга Жизнь, цитирую:

"Среди заросших черной шерстью убийц с быстрыми глазами, миазмов, запахов немытых мужских усталых тел, среди женщин с лицами, занавешенными, как театральная сцена, рожающими от одного взгляда. И тут же — пейсатые мальчики, гусиным выводком шлепающие в школу, раввины в жарких шляпах, с бисерным потом на белых мучнистых лбах, прячущие свой взгляд в пыли дороги, в пышной листве кустарника, только бы не глядеть на женские лица, молитвенный гул у Стены Плача, к которой по ту ее сторону прислонено натруженное ухо божества".

Это и смешно очень, и прекрасно, и трогательно. Трогает потому что очень несправедливо, предъявлять такие жестокие требования к женщинне,  только потому что мужчина возбуждается сильно и перестает себя контролировать. И вот разница предложений, эта контрастность подчеркивает красоту, нежность, тонкость отношений, чувств — мальчики шлепают в школу, пряча свои глаза в траву, не перекладывая всю ответственность на женщину, опять эта ее знаменитая с детства еще фраза "воспитывай душу".

Она офигенно пишет,  невероятно красиво, как-то совсем прекрасно.

Наверное для анализа и хорошей рецензии сделать нужно что-то вроде кардиограммы — фиксировать когда читатель улыбнулся, когда расплакался от радости, когда просто читал и не мог оторвать взгляд, когда сердце начинало колотиться от переживаний и тд.

Развернуть
Оценка :  5
список литературы к прочтению

Трехтомник "Пангея" — хороший учебник, его бы нужно хорошо проанализировать, потому что знания есть и на поверхности, есть и те, которые часто зашифрованы или неоднозначны по отношению к первоисточнику, все это требует от читателя его личной работы, в какой-то мере сотворчества, хотя совершенно и открыты для восприятия — парадокс :) Вот, например, у Конона в книге "Жизнь" с числом 18 любого месяца ассоциация со смертью, для него это, как правило, день неудачный, а у Платона в книге "Движение" 18 число — число возрождения, обновления жизни, счастливый день, в который он победил зло — почему 18-е, я вот не поняла пока, хотя разные есть версии, и таких случаев полно — вроде и о родстве добра и зла, и об окончательности истины,  и о вере, о том, что только от не-веры и случаются катастрофы и трагедии. Кстати, Мария показывала однажды карту, на которой изображен схематично этот трехтомник, он же очень логичен, кажется что выверен наиточнейше. Как бы там ни было, Мария хорошо продолжает род — и писательская династия, и священнический род. Она же пишет о любви и Боге, и о том, что истина одна. Как бы там ни было, пишет невероятно красиво, отлично пишет Мария, очень хорошо пишет.

Книга "Движение" вызывает много интересных вопросов в сознании читателя, много предстоит прочесть, изучить, за это отдельное спасибо Марии — с ней не заскучаешь :)

Итак, список литературы, на которые ссылаются герои трехтомника (буду дополнять по мере возвращения к книжке):

1. Книга Товита (Ветхий Завет)

2. Книга пророка Иезекииля (Ветхий Завет)

3. Деревня Бунина

4. Археология знания Фуко

5. Томик стихов Блока, в частности "Сердитый взор бесцветных глаз.."

6. Книга пророка Даниила (Ветхий Завет)

Развернуть
Оценка :  2
впечатление

 Сад

В книге не бывает аксессуаров как в одежде, поэтому нам запоминается она не отдельными красивенькими сюжетиками или описанием эмоций, а в основном окончанием, выводами которые ты можешь сделать. 

Мы всегда так ждём чем же закончится книга, переживаем за героев. Часто когда попадается интересное произведение возникает мысль подольше бы оно не кончалась.

Некорректно будет  взять и сказать о книге, как «вкусно» пишет автор, какие замысловатые фразы у него. А по прочтении ты сидишь и не понимаешь о чём вообще была книга, какая мораль, и какой вывод... что имел ввиду автор?

Я редко обращаюсь к творчеству современников, в основном по рекомендации друзей-эрудитов. Как правило предпочитаю нашу добрую русскую классику, дабы ее много, и не перечитаешь всего. Темы отцов и детей, добра и зла, любви и ненависти -вечные вопросы которые буду волновать душу всегда. Читая русскую художественную литературу я учусь анализировать, пропускать полученные знания через свой жизненный опыт , пытаясь в уме прожить жизнь героев книги, чтоб понять как бы я поступила в той или иной ситуации.

Я редко разочаровываюсь книгами в основном это происходит от прочтения зарубежных авторов поскольку во мне укоренилась ментальность русского человека с бесконечной верой в добро и любовь. 

В первый раз меня постигло разочарование прочтения нашего современного автора Марины Степновой её книги «Сад». Купила книгу даже не по рекомендации, чисто случайно консультант эту книгу разрекламировала так, что стало интересно о чем же пишут наши современники.

Реально такое многообещающе начало, погружение в атмосферу позапрошлого века с «кружевами» прелестных и изящных фраз,  зернистых мыслей, живым описанием главных героев, как вымирающего вида русской аристократии, их характеров и задач. И так было до середины книги. Однако такой бездарный как оказалось по завершении прочтения сюжет, который не только не учит хорошему, наоборот, как будто одобряет поведение главной героини, оправдывает её меняющейся реальностью, тяжёлым наступающим временем. 

Я не думаю, что времена бывают разные, для того чтобы понять почему поступил так или иначе главный герой. Для меня имеют значение сохранение ценностей семьи, брака, любви к людям, главным образом чтоб автор дал возможность главному герою выбрать свой путь, добра или зла. Здесь же с самого начала во всей книге мы с героями катимся с горки в беспросветную трясину, откуда не выберешься и которой заканчивается книга. Тебя ставят перед фактом, что будет так и всё, и  не поразмышляешь захлёбываясь в гневе от безысходности. 

Ты разводишь разочарованно руки и хочется одного, швырнуть книгу в стену, и заплакать от потерянного над ее прочтением времени.

А недавно по каналу культура автор Марина Степнова сообщила, что выпустит продолжение этой книги, страшно представить, что она напридумывает. 

История произошла: 10 октября 2020 г.
Развернуть
Оценка :  0

Я посетил книжный магазин сегодня. Купил "Лестницу Якова" Улицкой, две книги из научной литературы. И вот меня вынесло к музыкальному училищу. Там вдруг нахлынул идущий по улице поток людей с фотографиями фронтовиков. Заиграл студенческий оркестр... У меня слёзы...
Услышал совсем неизвестную песню, исполняла девушка очень красиво...
Заметил и кое-что иного рода, клоунада нашей натуры.
Люди идут с парада через парк, и маленький жучок бежит по плитам дорожки как человечек, в том же направлении. Жаль было его, как бы не задавили.

История произошла: 9 мая 2016 г.
Развернуть
Оценка :  0
«Большая книга» против «Букера». Кто кого?

«Большая книга» против «Букера». Кто кого?

Недавно с разницей в 10 дней в Москве были вручены две российские литературные премии за 2014 год:
- 25 ноября – «Большая книга», 9-я по счету (http://www.bigbook.ru/news/detail.php?ID=20924);
- 5 декабря – «Русский Букер», 23-я по счету (http://www.russianbooker.org/news/62/).
Разберем эти события в рамках процессов, протекающих в России и в мире.
[more]
Борьба идеологий

В настоящее время мировые и российские события определяются двумя глобальными процессами: разрушение старого мирового порядка, основанного на господстве доллара и США (и шире – Запада), и конкуренция проектов построения нового мирового порядка (подробнее http://www.liveinternet.ru/users/rusant/post345483219/). Текущее противостояние России и США также находится в рамках этих процессов. «Поля сражений» этого противостояния – это и Украина, и Ближний Восток, и дипломатия, и экономика. Это та борьба, которая у всех на виду, но одновременно ведется и другая – борьба идеологий. Она не такая яркая, не так богата событиями; она ведется «тихой сапой», но ее результаты во многом определяют и результаты той, видимой борьбы, и пути развития России на долгую перспективу.
В чем она заключается:
- на «верхнем» уровне – борьба за умы интеллектуальной и творческой элиты (эта элита впоследствии определяет умонастроения общества);
- на «нижнем» уровне – пропаганда той или иной идеологии среду широких слоев общества (через ТВ, кино, прессу, Интернет, различные культурные и «культурные» мероприятия).

Сейчас, судя по тому, что выдает ТВ и другие СМИ, идеологией, проявляющей наибольшую (даже подавляющую) активность по сравнению с другими, является западная либеральная идеология. Ежедневно и ежечасно ведется пропаганда потребительского образа жизни, отказа от традиционных ценностей и прочих «свобод». Как это делается, хорошо показано на сайте проекта «Научи хорошему» (http://whatisgood.ru/).
К чему может привести поражение в этой борьбе, если большая часть населения воспримет западную либеральную идеологию? К поражению в текущем противостоянии с Западом (кто же будет бороться со своими кумирами) и к такому пути развития страны, который не отвечает ее интересам, самой ее сути. Пример Украины перед глазами.

Однако пропаганда такой идеологии ведется в России непродолжительное по историческим меркам время – всего 25-30 лет. До этого во все времена большинство народа жило в соответствии с нормами и традициями Русской цивилизации: правды, нравственности, справедливости. И такая исконно русская идеология сохранилась в душах людей, несмотря на десятилетия усиленной «промывки мозгов» (хотя частично и произошла духовная деградация).
До последнего времени пропаганда исконно народных ценностей осуществлялась в основном силами отдельных неравнодушных людей, ни о каком доступе на «широкий экран» и речи не было. Таковы движения за здоровый образ жизни, за сохранение народных традиций, за возрождение семейных и трудовых ценностей, за восстановление подлинной истории России и другие.

«Большая книга» как пример государственной идеологической политики

Радует, что в последнее время и государство наконец-то нашло время и возможности заняться этим необходимым делом. Примером чему является вручение 9-й Национальной литературной премии «Большая книга» (http://m.rg.ru/2014/11/26/9knig-site.html). Учредителями премии являются крупные российские компании и бизнесмены, а соучредителями российские государственные структуры во главе с Министерством культуры (полный список http://www.bigbook.ru/souchrediteli/).
Ранее премия являлась типичным «культурным» мероприятием по форматированию российского общества в сторону западных «ценностей» (см. историю и список лауреатов http://www.bigbook.ru/win/ и https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0). Сейчас же, судя по аннотации к каждому из девяти произведений-финалистов, премия стала орудием идеологической борьбы в руках государства. Самим перечнем финалистов указаны принципы, по которым должно быть устроено общество: любовь и уважение к миру, труду, семье, предкам. По сути, восстановлены в качестве главных ценности Русской цивилизации.

Также необходимо отметить, что такой премией государство возвращает управление над литературным процессом. Свидетельством этому являются фразы из докладов, звучавших на вручении премии: «на повестке дня создание единого литературного фронта», «наша литература всегда была со своим народом, куда бы ни забрасывала его судьба», «такова главная парадигма нашей литературной жизни», «главной нашей бедой является поток серой литературы, мы должны поставить заслон любым проявлениям серости».
Последние два с половиной десятилетия этого управления фактически не было, соответственно по умолчанию литературный процесс (как и другие процессы в рамках культурной жизни общества) управлялся извне (и результаты в виде потребительского отношения к жизни у многих россиян, особенно молодежи, - налицо).

Но «враг не дремлет». «Врагом» «Большой книги» в данном случае является другая литературная премия – «Русский Букер».

Что из себя представляет «Русский Букер»

Владимир Шаров стал лауреатом 23-й премии «Русский Буккер». Лучшим романом года на русском языке стало произведение писателя «Возвращение в Египет» (http://itar-tass.com/kultura/1627764). Читаем описание книги:
«Возвращение в Египет» - это история в письмах семьи, связанной родством с Николаем Гоголем. Шаров использует свой любимый прием – переворачивает историческую реальность, при этом не отступая от библейских сюжетов. Он рассказывает о разных судьбах одной семьи, все члены которой одержимы идеей дописать поэму «Мертвые души».
Вы что-нибудь поняли? А это, оказывается, лучшее произведение года на русском языке. Судя по описанию, обычная постмодернистская «шляпа» ни о чем, направленная на пропаганду либерально-сибаритского отношения к жизни, по своей форме – интеллектуальное самоудовлетворение.
А вот и литературное кредо премии: «Нынешние авторы сильно отличаются от авторов советского времени кардинально в лучшую сторону. Сейчас пишут люди с раскрепощенным сознанием, - сказал Арьев (председатель жюри премии). - Своеволие - это признак декаданса. Оттого литература похожа на отрочество, на юность». Он добавил, что всех авторов-финалистов так или иначе занимает «феномен зла».
То есть, по его мнение, хорошая литература – это декаданс и исследование зла; видимо, авторы, пишущие на другие темы (труд, семья, патриотизм), отличаются «кардинально в худшую сторону». По сути – все та же пропаганда западных «ценностей» и разрушение ценностей Русской цивилизации. (Подробнее посмотреть историю и предыдущих лауреатов премии и сделать соответствующие выводы каждый может самостоятельно http://itar-tass.com/info/1623824 и https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%91%D1%83%D0%BA%D0%B5%D1%80).

Сама награда была создана по модели своей британской предшественницы – «Букеровской премии» британской же компанией. А с 2012 года председатель Комитета премии «Русский Букер» - Дэвид Гауэн, британский дипломат. Таким образом, с премией все ясно: и кто заказчик, и на чьи интересы она работает.
Заявленная цель «Русского Буккера» - «привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей, способствовать переводческой деятельности». Ложь и лицемерие «в одном флаконе»; видно, что «русского» в премии только ее название и язык произведений, а все остальное – идеологическая пропаганда в интересах Запада.

Роль литературных премий в борьбе идеологий

Есть мнение, что литературные премии не могут сильно повлиять на умонастроения всего общества, так как книги сейчас читают мало и лауреатов этих двух премий тоже прочитает немного людей. Это не так и здесь нужно понимать алгоритм воздействия литературной премии (упрощенно):
1) Премия задает идеологические «маяки» для интеллектуальной и творческой элиты: «раз присудили премию, надо прочитать».
2) Эта элита на основе прочитанного формирует содержание («контент») материалов в крупных и некрупных СМИ, тем самым осуществляя пропаганду той идеологии, которую «заказчик» определил путем присуждения литературной премии «нужной» книге.
Поэтому такие премии можно назвать тихим, но эффективным («высокоточным») оружием идеологической борьбы. Подобным образом работают и другие, нелитературные премии.

Заключение

Будем надеяться, что государство не остановится на первых шагах и будет продолжать и расширять политику по воспитанию народа в русле ценностей Русской цивилизации. Каждому же из нас надо заняться идеологическим воспитанием себя и своих близких, например, читать и перечитывать хорошие книги (в первую очередь русские), детские и взрослые, старые и новые. А начать можно и с лауреатов и финалистов последней «Большой книги».

http://www.liveinternet.ru/users/rusant/post345802300/

Развернуть
Оценка :  5
"Человек, который что-то знает, думает, пишет. Первые два действия мало кому интересны, а третье обойду стороной"

Сегодня смотрела видео, в котором говорят, что нужно в первую очередь понимать другого человека, а уже потом делать так, чтобы поняли вас, иначе вы не сможете раскрыть идею тому, кому говорите, потому не знаете его)))

Вспомнила Марию Константиновны смешную автобиографию — "Человек, который что-то знает, думает, пишет. <...> Первые два действия мало кому интересны, а третье я обойду стороной: нечего. Нечего добавлять к сказанному в моих книжках".

Я подумала, что действительно "Пангея" — ооочень интересная книжка, но чтобы понять надо хорошо продумать философию истории, для этого надо много знать из истории, из философии")))  а потом при анализе романа в трех томах "Пангея" иметь в виду, что  пишет она о любви ("Ещё я ем, сплю, люблю.  <...> Первые два действия мало кому интересны, а третье я обойду стороной: нечего" ).  То есть она пишет о любви, которая образует "всё", но это "всё" — ничто,  его прячет человеческая природа, "ничто" появляется с человеком.  То есть "ничто" мостик к смыслу.

Чтобы это объяснить, нужно знать историю философии. Но чтобы дать рецензию, нужно понимать, что тот смысл, который вы видите в книге — рожден вашим сознанием, а не автора и зависит от того, насколько вы спрятала за своим человеческим "я" божественно происхождение человека.

Очень смешно.

Развернуть
Оценка :  5
орлы славны без тщеславия

Мария очень умная, эрудированная и благородная, все эти качества — в её прозе. Я знаю в реальной жизни таких людей, они строги и требовательны, эти качества лишь для того чтобы быть проводником другим к Богу и стать чище, избавиться от животных инстинктов, они хорошие очень эти люди, я точно знаю, но что важно особенно у Марии везде развивается идея того, что даже совершенный прекрасный поступок не дает права раз и навсегда в оценке событий исходить только из него, я имею в виду, что недостаточно один раз сделать, нужно делать постоянно — "Если видишь, значит видишь. И он видел: ничего бесконечного не нужно", помните же, наверняка, стих Асадова "не привыкайте к любви" — о том же.  Любовь в прозе Голованивской спасает мир, в главе "Тамерлан" книги "Движение" наступательная операция, по сути раскрывающая классический сценарий: "Мужчин убивать,  — сказал он в конце, — женщин и детей — не трогать. Потому что это наши женщины и наши дети, кем бы они ни были сегодня", отменяется, потому что главный военный командир читает Коран и смотрит на спящую девушку, а мы же уже прочли бОльшую часть книги и знаем, что это для Голованивской классика — человек изначально создан не для убийства, не приспособлен он к нему от природы. Она так славно все соединяет, и это еще важное отличие истинно религиозного человека — соединять, а не разъединять. Чудесная проза, замечательная книга. Сегодняшним меланхоликам на почве тотального тщеславия или просто любителям фильма "Адвокат дьявола" книга особенно понравится, ведь она прямо говорит "за славу борются пресмыкающиеся, орлы славны без тщеславия". Она очень большая умница — наша Мария —  сама орел и пишет об орлах, и славна без тщеславия, она действительно не тщеславна. Все хорошее что о ней говорится, она заслужила. Она молодец, молодец, молодец.

Развернуть
Оценка :  5
Любовь -- это когда все принимаешь (с)

Рассмотрим главы "Другой Григорий" и "Нур" книги "Закон", в первой— мать принимает кражу семейной реликвии, а через время благодарит агента, которому передала её в надежде, что он выгодно продаст, а не пропадет без вести вместе с реликвией. Продажа нужна была для оплаты лечения умирающего сына, он заболел в период её измены (матери) его отцу. Мальчик полностью вылечился от руки городского профессора, который подкладывал под язычок ребенка целительные порошки и ставил банки. То есть лечение нашлось, но не через деньги, а через ее разговор с Богом, она просила Его, чтобы ребенок выжил. После выздоровления ребенка в доме книги она встретила того, кто, как ей казалось когда-то обокрал её, и стала благодарить, потому что ребенок спасен — ей ведь нужно было продать реликвию, чтобы выручить денег на лечение, а выздоровление не случилось бы без её духовной работы над собой.  Ей нужен был тот, кто привел бы ее к Нему. Физический мир как отражение духовного. Мальчик выздоровел. Голованивская все время возвращает читателя на его личный договор с Богом — у каждого свой. Вторая глава — "Нур" раскрывает идею того, что "любовь — это когда все принимаешь, — затвердил он для себя простую истину. Но одно дело — узнать, а совсем другое — носить ее в своем сердце". "Вор", тот кто украл в главе "Другой Григорий" семейную реликвию (на самом деле его самого обокрали) — еврей. Глагол "принимать" — это перевод с иврита слова лекабэлет, от которого, как я помню, происходит слово кабала. Не знаю, насколько я верно это тут связываю. Но просто у Голованивской постоянно связаны иудаизм и христианство. Где-то она с улыбкой пишет не было бы евреев, не было бы христианства.  Я к тому, что книга реально очень достойная и написала очень умной и талантливой писательницей.

Развернуть
Оценка :  5
и еще раз о любви или человеку нужен человек

В книге "Жизнь" мы впервые видим этого персонажа — Луку. У него развито сильно злое начало — он может взглядом убивать, разъединять жизни и часто это делает. Важно что ведя диалог с самим собой, он говорит "Убийство — это желание спрятаться" или "убийство — это единственный способ навсегда стать другим",  мы помним определение любви по-голованивски — убедить человека быть совершенно настоящим, и вот в книге "Закон", мы видим развитие отношений Луки с женщиной — Ниной, которая выправила его — "он пил из этих глаз, что никогда не мог найти до этого — спокойствие", Лука уже в первые дни жизни с ней начал меняться, он перестал людей убивать, он начал произносить хорошие идеи — "убивать нужно его план, а не его самого" (имеется в виду человека), постепенно он стал отвыкать от убийств, он начал рассуждать: "Если зло разрывает, и опоясывает, и уводит в сторону, то ведь Господь, соединяет и привязывает". Нина умерла (колдунья убила), нелепо, поперхнулась таблеткой, Лука начал сильно тосковать, ходил на ее могилу, потому что привязался к ней — "привязанность — вот что делает Господь", он стал много есть, он разжирел, потом завел собаку, и хоть она и гадила в квартире, он не убивал ее, а только гладил её, играл с ней, потом завел кота и вырастил цветы дома. Его убили колдуньи в итоге, но сам факт — Лука перестал убивать невинных людей, он стал наслаждаться простыми вещами, он перестал разъединять людей. И случилось это после встречи с Ниной, которая дала ему спокойствие.  Та же идея, что и с террористом Карлом — он перестал убивать людей, полюбив.

встретив Нину, Лука сказал: "у людей у самих по себе ничего для убийства нету. Слабые они и для этого не приспособленные. То есть изначально не для этого, понимаешь?" То есть любовь Нины к нему вернула его к самому себе.

Просто пишет и доходчиво,  красиво очень.

Развернуть
Оценка :  5
о красоте

Глава "Аяна", книги "Закон" романа "Пангея" — об одаренной девушке, внебрачной дочери астрофизика и монахини, которая в детстве хотела быть воспитательницей и даже закончила с отличием первый курс.  Но жажда жизни, познаний была настолько сильной, что Аяна проработала воспитателем только полгода, а потом ей все чаще хотелось и ей удавалосьсводила с ума мужчин. У нее их были тысячи. Они ей делали подарки, дорогие подарки, она через них вошла в очень богатое общество, где в сорок пять её любезно попросили научить мальчика вести себя с женщиной  — "как сейчас она поставит Платона, такой он и будет, не только с женщинами, а вообще с людьми. <...> Чтобы был королем, понимаешь меня?" Платон Аяной восхищался, она его учила,  а потом — бац! — и он перестал приходить, звонить — выучил урок, Аяна начала все громить, у нее истерика, она чувствует себя футбольным мячом, которым забивают голы", ее успокаивают медикаментозно, оно проваливается в сон, предварительно вышвырнув из дома мебель в окно и разбив посуду.

Глава заканчивается описанием того, как представляли красоту в старых книгах — женщина с головой в небесах и телом,  купающимся в лучах восходящего солнца. В одной руке женщина держит лилию, такую прекрасную и непорочную,  как и она сама, а в другой шар и компас. Шар — это наш земной шар, а компас — это способ определить направление пути, ведь это понадобится каждому кто столкнулся с красотой, которая всегда небесна.

Эта книжка настолько красивая,  язык у Голованивской такой красивый, что по-настоящему соглашаешься, что да, действительно красота небесна. Так писать — это дар от Бога,  слова выстроены особенно, имеют силу.

И вот тоже факт интересный — Аяна хотела быть воспитательницей,  она же ей и стала, именно она задала вектор Платона своим вопросом — читал ли он про вавилонскую блудницу? После этого вопроса он прочитал Книгу пророка Иезекииля, говорил после с Аяной.  Я понимаю почему с ней случилась истерика, и почему она вспомнила свою мать Саломею, которая с детства знала все молитвы, а в зрелом возрасте оказалась в монастыре.

Прекрасно.

Развернуть
Оценка :  5
поговорим о детях

Раздел "Жизнь" книги "Пангея" заканчивается строчкой: "все-таки, что они нашли друг в друге — Шива и Перун, — до сих пор остается загадкой истории".  Сам этот факт потрясающий  — тем, что раздел "Жизнь", который повествует о человеческой жизни, описывает земные истории, заканчивается божьим дитем, непорочно зачатым.

О детях — из рассказа в рассказ, из романа в роман так или иначе всегда у нее эта девочка, дочка: в "Противоречии по сути" у главного героя единственная дочка, в "Норе Баржес" — дочка, в "Зное" — есть мощное стихотворение, включающее в себя: "но я без пары, и никому не буду диктовать, разреза глаз и линию загара, когда ложиться и когда вставать".

Девочка, в Пангее, зачатая непорочно, дочка богов названа именем Нур, что в переводе с арамейского "огонь", с иврита, если убрать вав, —  свеча (нэр),  читается так, что она постоянно связывает иудаизм и христианство и кажется этим приемом она усиливает богобоязненность читателя.  Она настаивает на том, чтобы человек слушал голос своей совести и жил по совести,  активируя его внутренний диалог с Богом (личный).

А девочка эта появляющаяся у нее то в одной книжке, то в другой, конечно, очень дорога сердцу,  эта девочка в Пангее спасла всех,  спаситель.

Интересно очень написано и чувственно.

Развернуть
Оценка :  5

Год назад в поезде, по дороге домой, я писала рецензию на книгу Оксаны Васякиной «Рана». Мне так сильно запал в душу роман, что я долго не могла сформулировать мысли.

Спустя год перечитываю текст отзыва, и волосы на голове шевелятся. Я сопереживала героине, которая везла урну с прахом матери через всю страну для захоронения, а теперь мне бы найти силы, что пережить подобное...

Развернуть
Оценка :  4
Мотив или любопытство

Мне предложили продвигать массажный салон в соцсетях. Как Вы думаете, он назывался? Правильно, "Лавр".
На мой вопрос, почему остановились на этом названии, мне начали рассказывать историю о кудеснике, излечивавшим лишь наложением рук.
Разумеется, мне захотелось самой прочесть эту книгу. Читала  на одном дыхании. Увидела ещё очень много интересного для себя.
С названием мастера попали в точку. Вот уже пошёл второй месяц после открытия, а у них плотная запись даже не на день. Уже на месяц вперёд.

История произошла: 2023 г.
Развернуть
Оценка :  5
кожа отрастет, и вырастет капуста,поспеет плод и Бог снесет яйцо или Голованивская, Мопассан и Шекспир на утро после прочтения "Пангеи"

Вчера дочитала "Пангею", последние строчки — "но лица не было. Обычное белое пятно, которое он подслеповатыми глазами привык видеть перед собой..."Книжка опять закончилась на грустной ноте, меланхолично, но воспринимает эта грусть  не как финал, а как призыв к возрождению, как Платон силой мысли изменил будущее, так и мы, читатели, обращаемся к себе, к своей личной жизни, к своему внутреннему "я", мы все найдем опору, Бог вернет всё на круги своя, лицо не потеряется.

Книга великолепная, этот финал не считывается лишь только как грусть, он считывается и как главное не увидишь глазами,  только почувствуешь. В "Пангее" Голованивской много сказано о том, что человек соединяясь с другим не должен терять свое лицо, он должен продолжать свой путь, просто теперь сообща с кем-то.  Герои, которые отказались от него (своего пути), избрав путь мужа и расстрворившись в нем, уходят часто в сторону от судьбы своей и теряют таким образом СВОЁ лицо.

Это очень красивая книга, которую хочется перечитывать, она действительно очень многому учит.

Спасибо! Счастья Марии Константиновне, пусть никогда не теряет свое лицо, а иллюзии и аберрации в жизни не появляются.

Развернуть
Оценка :  5
с новым годом или как я дуже соскучівся

третий день уже не читаю "пангею", соскучилась, в ночь с 31-е на 1-е прочла первые три главы книги "Движение".

1-го и 2-го возвращалась коротко мыслями к книжке: вся такая телесная, земная, а когда читаешь "Движение" что-то такоепроисходит и приподнимаешься. Не в смысле, что я действительно была в воздухе, а практически — первые две книги "Закон" и "Жизнь" в сравнении с книгой "движение" разные,  по-другому мозги работают, в "Движении" — бац! — и не могу описать точно, но чувствую хорошо — приподнимаешься —  видишь широкими мазками, как например в главе "Голова" у главных героев есть 20-летний сын, которого отец только сейчас увидел, а о матери  думал всю жизнь — "каждый не прожитый вместе день они опознали как общий, совместный, и вопрос о том, что же им делать дальше, отпал сам собой".  Я действительно пока не могу подобрать слов, но чувствуется что-то такое, что подтверждает мысль что божественное не увидеть глазами, не потрогать руками и вообще это не телесное.  У нее же после этой книжки вышла "Кто боится смотреть на море" (2016) и там старичок хотел женится, потому что овдовел, но чувствуется, что вот эту новую жену он не любит так как любил в "Норе Баржес" (2009) или у нее были строчки позднее году в 2018 о том, что вот сначала видела твой профиль, мысленно соединяя точки в пространстве, а сейчас нету глаз — "любовь слепа, а нелюбовь — сто раз", и вот эта вот нелюбовь сто раз воспринимается как вот чтото было прекрасное, разъединили и перед читателем этот разрыв который он  заполняет каждый раз то догадками о личной жизни самой Голованивской, то догадками о мироздании через призму традиций, которые еще нужно изучить, короче читая задаешь много вопросов, которые не Голованивская написала, а мозг читателя, а чтобы на них ответить, нужно еще поработать. То есть отдалится от "Пангеи", а потом вернутся и прочесть еще раз — маятник такой: отдаление-приближение, что впрочем тоже классика.

я уже писала, что они с Саввой красиво читаются вместе — 20 век описывает Савва, 21-ый Мария, но вот эта общностей идей, ценностей, понятий не разрывает логику: Савва пишет всегда через призму того, что жить и делать нужно "любя и полностью отдавая себя", Мария отдает всю себя в своих романах, не знаю как это объяснить, но переживается глубоко. Кажется, что очень ранима, очень трогательна, необходимо бережное отношение, внимательное — человек с тонкой кожей, который прикидывается толстокожей  — и по мере чтения читатель это понимает, и у него у самого истончается кожа

Развернуть
Оценка :  5
докладывайте молока и масла женам и детям или не ешь червячков, ты же не щучка

Когда читала главу "Нина", обратила внимание на строчку — "..унылых коллекционерских жен, недоедавших масла, поскольку их скупые мужья экономили каждую копейку". У Саввы Евсеевича Голованивского есть повесть "Соседи", в которой он описывает жизнь колхоза и причины того, почему этот колхоз пришел в упадок, закончилось все хорошо в итоге, потому что каждый занялся своим делом  — ему (делу) "вся душа целиком принадлежала", была там одна дама, которую просили посидеть с детьми, и вот в просьбе так и говорилось не жалей молока и масла для детей, в чай клади сахар, — должны быть белки, жиры и углеводы. В романе "Тополь на том берегу" у Саввы во время войны героиня встретив осиротевшую девочку, забрала ее к себе, и первым делом раздобыла курицу, чтобы у девочки хотя бы яйца были в питании. Я о том, что это приятно читать — помните у Голованивской на просьбу ребенка купить жевательный мармелад в виде червячков мама дочке говорит — "ты что щучка, не ешь это".  Савва пишет "если человек не умеет есть, он не умеет и жить", Мария пишет не ешь червячков, ты же не щучка.  и вот это вот "жены, недоедавшие масла, поскольку их скупые мужья экономили каждую копейку" — важная деталь портрета.

Развернуть
Оценка :  5
о сексе и об отношении к нему, о террористах и причинах их действий

Я продолжаю читать книгу "Закон", сейчас глава "Захар". Первое, на что я обратила внимание — на трость. Трость — это символ. У деда Марии Саввы Голованивского есть роман об оккупации Киева 1943года, после прочтения которого, я долго возвращалась к тому, что хотела понять, почему он обращает внимание на трость: молодой немецкий офицер тростью убил женщину, которая повезла святыню мужа на базар,  второй немец с тростью появился сразу же после смерти той женщины и повлиял на ее дочь, которая лишилась надежды и не слишком-то верила в чудо. Я лишь о том, что трость у Саввы не просто так. У Марии в этой главе тоже встречается трость — у Карла (Карлоса), который прибегает к смерти как к средству, считая при этом, что в самой смерти есть божественный промысел. Он стал исламистом осознанно — полюбил ислам за красоту жертвоприношения уже во взрослом возрасте (до этого его отец бросил мать, избил её, после чего они жили впроголодь, она работала в кафе и по ночам принимала мужчин). Потом они уехали в Европу, где было еще хуже — "Это и есть настоящее унижение, — сказал Карлос, — когда не свои унижают тебя, а чужие". Он стал готовить теракты.  Мы знаем что первые исламистские теракты в Европе стали осуществляться в 2004-2005годах, пик пришелся на 2015-2017 годы, совершили теракты в Европе  — граждане её стран, они были третьим поколением переселенцев, то есть они взрывали в родной стране. Почему так? Сейчас растет количество исследований, которые показывают что теракт — это информационное сообщение. В главе "Захар" заказчика терактов убивают и его обиду убивает любовь, он перестал убивать невинных людей, потому что чувствовал в себе любовь к женщине, "любовь ослепила меня", при этом женщина с  ним не имела сексуальной связи, он ей восхищался.  На вопрос к нему "Зачем ты это делал?", от ответил "не верь в высокие идеалы, это просто работа. А идеалы нужны, чтобы не скучать". Я не знаю, как нужно решать вопросы терроризма, но сам взгляд сверху, через призму божественного, поможет посмотреть на проблему по-новому и решить её.

О сексе. Сейчас растет количество асексуалов. Почему интересно?  Не потому ли, что к сексу относятся как к инструменту (средству)? Не потому ли, что секс воспринимается грязным действием, а к такому восприятию привела история искалеченных изменами, предательствами, самоутверждением и принуждением душ? У каждого есть СВОЯ пара, не нужно изменять ей.

Голованивская и в первых своих книгах, я имею в виду замечательный сборник "Знакомство. Частная коллекция" настаивает на том, что нужно "воспитывать душу",  она умница, я настаиваю на этом — она большая умница!

Развернуть
Оценка :  5
просто счастье какое-то

Читаю раздел "Закон", построен интересно — каждая глава заканчивается описанием человеческого, что называется, злого начала (корысть, жестокость) или доброго (бескорыстие, любовь, верность). Объясняю почему счастье.  Три часа после прочтения главы "Конон-младший и Маргарита" я переживала, в ней рассказывается история "увальня и книжного лентяя", изучавшего жизнь по романам и Катюши, девочки в которой гуляла и била через край жизнь: он ее полюбил, а она сделала аборт, о котором он узнав страшно переживал и мучался, что его малыш так и не родился, а его мнения даже не спросили. Через несколько страниц рассказывается история, как девушка (очевидно, что та же) Катюша из любопытства решила родить ребенка как суррогатная мать, но отказалась от этого, сбежала и сохранила малыша, воспитала его, полюбив уже в утробе. Только закончила читать эту главу — "Катерина", действительно я прямо счастлива читать эти строки: "Те, кто умели сбросить с себя эту шкуру (прим: волчью, корыстную), гласила пояснительная надпись, выпускали шар из рук и получали другую сферу, невидимую, но от этого ничуть не менее прекрасную".

Вкратце:  когда сделала аборт Катюша, "книжный увалень"удивлялся почему, ведь у него очень много денег; если бы она отдала ребенка, которого вынашивала сначала как суррогатная мать, она получила бы деньги, но Катюша сбежала, оставив ребенка и полюбив и его, и молодого юношу, который бежал вместе с ней. Ребенок — это плод любви.

Счастливая улыбка после прочтения, прямо расплакалась — действительно, что-то невидимое, но от этого ничуть не менее прекрасное :)

Развернуть
Оценка :  5
о любви и верности себе

Вторая глава раздела "Закон" — о паломничестве в Сантьяго-де-Компостелу ( путь святого Иакова или Эль Камино де Сантьяго). Иисус нарек Иакова и его брата Иоанна Ораторами, Сыновьями Грома —  они мощно проповедовали свою веру. Иаков видел как распяли Христа, но не остановился после этого и продолжил яростно проповедовать Христову веру. В главе рассказывается о том, что большинство проходя этот путь, сначала оскотиниваются, а уже потом преображаются.

Главное, как мне кажется, здесь видно что вкладывает в определение любви Мария — мне показалось, что доминирующий фактор в определении ею любви: "любовь к человеку не в том, чтобы простить его, и не в том, чтобы проявлять доброту, нередко неотличимую от равнодушия, а в том чтобы убедить человека быть совершенно настоящим.." а до этого герой (он действительно герой) главы говорит о том, что Бог разговаривает с ним через боль, на таком точном и многосложном языке, а еще выше другой персонаж цитирует Сунь Цзы — "Наша победа в нашем враге, наше поражение в нас самих".

Мария по сути всегда говорит о том, что жить нужно по совести, но конкретно эта глава построена на концентрации идеи верности самому себе и своей природе и как найти себя настоящего.

Первое, Мария пишет хлестко, не жалея читателя, если об их пороке, но так, чтобы понял, где фальшивит и стал настоящим, самим собой, таким образом у нее есть конкретная цель и она бьет в яблочко,  получается что и через боль открывается любовь.  почему "и через боль", да потому что она как-то умудряется одновременно связать это с любовью.

Второе, а сама Мария совершенно настоящая или не до конца? Просто если сравнивать ее и деда, Савву, то я вам скажу они очень похожи, вот прямо видно, что Мария дочка Саввы (внучка), но восприятие немного разное: у Саввы оптимистичное настроение, у Марии — меланхоличное.  Я думаю, потому что в жизни Мария не дополучает любовь, счастья не хватает. У Саввы, кстати, отличный есть роман, в котором при первом чтении думаешь: определенно эта девушка — отрицательный герой, а потом смотришь, это не она отрицательный герой, а люди вокруг, потому что когда она была подростком, ее родители развелись и она замкнулась, а всем окружающим было пофиг — все шпыняли, не внимательно относились к окружающим вообще, не берегли и не понимали.  Этот роман, о котором я говорю, об оккупации Киева, написан в 1943 году, по сути у Марии тот же смысл, как мне кажется, но у Саввы все-таки девочка вернула свою улыбку, а у Марии они грустят и сильно тоскуют —  какая уж тут улыбка?

Третье, кажется вот здесь личное воспоминание: "Однажды, совсем еще малыш, он сказал Еве так: "Видишь желтую бабочку-капустницу над красным цветком? А неба голубого за ними не видишь. Вот так всегда большой смотрит на маленького". В четыре года он умел пошутить, переставив ударение или смешав смыслы в словесной игре", и вот тут, я думаю, что это очень в духе  самой Марии: "Среди эти воспоминаний к нему явилось ощущение его первого жара в его самый первый в жизни грипп, ему года три, и летний надувной матрас на шкафу кажется ему крокодилом, а плед на кресле сползает огромной черепахой на пол". Вот она по сути поэт, человек видящий все очень поэтично и красиво, когда она пишет смеёшься, потому что это мило очень, а потом — бац — и грусть, и тут понимаешь —она настоящая, но почему такая грустная, почему, этого я не понимаю. Вернее я подозреваю, везде эти фиалки, но что нужно сделать, чтобы они больше не беспокоили? надо вернуть улыбку!

Развернуть
Оценка :  5
она Учитель или кто такой -- хороший писатель?

Предки Голованивской по отцу из священнического рода, Мария не просто созерцатель и вдохновенный исследователь жизни,  она учитель. Она пишет и говорит о Боге, раскрывает значение фундаментальных понятий: что такое добро и что такое зло и всегда напоминает о том, что огромная ошибка многих политиков — вера в могущество денег, власть,  что бы то ни было, что можно увидеть глазами или схватить руками.  В главе "Лука" Мария рассказывает историю о том,  как мать жены подарила в начале политической карьеры роскошный фолиант "Книга Даниила", чтобы сын выучил урок кто по-настоящему имеет власть над этим миром.  До этого в главе "Эсфирь" описана история еврейской семьи, о мучениях, которые переносит жена Фира, наблюдая за тем, как ее муж-доктор страстно любит другого доктора Вассу,  Фира рассуждает мудро: "Да, я знаю, но ему это нужно, мужчинам нужна страсть, а дома не страсть, дома — любовь", "жизнь на то и дается человеку, чтобы пройти сквозь все невзгоды мудро, не растеряв себя по пустякам". В этой главе "Эсфирь" через Фиру показана большая боль, которую причиняют евреям, просто за то что они евреи (например, "Холокост", борьба с космополитами"),  и когда читаешь "Какие же они недалекие, эти русские!" тупой обиды нет, но безусловно хочется исправить такое определение, а для этого нужны поступки, дела, но ведь все повторяют вслед за Шнуром цитату Столыпина о том, что за десять лет в России меняется все, а за сто — ничего и успокаиваются на этом, ах как смешно, а ведь если это скажет еврейка Фира,  повторять за ней так массово, скорее всего, не будут, не воспринимается— а почему? Просто еврейка и всё. Это ведь действительно так: русские долго запрягают, быстро едут,  и так же быстро останавливаются на пол-пути —  то ли забыли куда шли,  то ли передумали.  В русской культуре много хорошего, и есть недостатки, как и в любой другой, нужно учится, нужно делать дела,  правильно воспринимать накопленный опыт, а не только говорить и винить во всем остальных.  Ладно. Короче, я к тому, что это очень красивая последовательность глав, раскрывающая идею о том, что дома очень хорошо и должно быть очень хорошо, чтобы домашние просыпались счастливыми. Это идея получает свое развитие в благополучии местности, в которой проживает эта семья, области, региона, страны, мира в целом. Каждый должен прийти в свой дом и жить в нем (построить его вначале, если нет), найти и создать свою семью и сохранять атмосферу любви в ней. Я к чему? к тому, что ни одной рецензии на книги Марии Голованивской не видела, где бы рецензент был ей равен — нужны глубокие знания теологии (авраамические религии: иудаизм, христианство и ислам), психологии, политики и её биографию.  Книга читается с большим интересом, построена таким образом, что приходится так или иначе возвращаться к ранее прочитанному (все связаны между собой), читателю достаточно знаний внутри книги, они глубокие, но чтобы написать рецензию на книгу, раскрыть ее, для этого нужно найти подходящие слова,  а для того чтобы рецензия была полезной читателям, потому что пишется она для потенциальных читателей, нужно знать первоисточники —священные книги: Ветхий и Новый Завет, Евангелие и Пятикнижие.  Эх, и книга!  Умница!

Развернуть
Оценка :  5
жизнь крупными мазками или послание Риточке из "Норы Баржес"

Продолжаю читать. Глава "Петушок" по-моему связан с романом Голованивской "Нора Баржес", здесь противопоставляются Петр (Петушок) и Павел — нелюбимый муж и пустяшный любовник, которого главная героиня Маргарита любит со школы. В Библии Петр — простой рыбак, женат, был учеником Иисуса, который трижды прежде чем пропел петух в ночь ареста Иисуса, предал его, принял мученическую смерть (распят на кресте ногами вверх), Павел — ученый, не женат.  Риточка в "Пангее" Голованивской не любит мужа: "Что значит, я не люблю его, он бесит меня, я брезгую им, презираю, но живу с ним, сплю с ним, ем с ним и говорю с ним? Это значит, что я делаю это за денежные кумачи <...> Я действительно не люблю его, но вопрос в том,почему я не могу справиться с этим? — изумлялась Маргарита и про себя и вслух. — Сколько женщин живут с нелюбимыми мужьями, даже не ради денег, а просто из одиночества —  ничего. Я-то почему не могу? —Потому что, я люблю другого, того, кто никак и никогда не сможет полюбить меня". Короче, Пашка — это непутевый одноклассник, которого любит Маргарита, но он идиот, которому она просто не нужна, ему кажется никто не нужен, он сидит в бытовке и ситает, что хорошо поступает, спаивая строителей, короче форменный идиот, а эта Рита очень понравилась Паше —  "жгла его как огнем", Павлику Петруша заплатил денег, чтобы он отвалил, а через неделю явился к Маргарите с чемоданом денег и предложил стать его женой, она согласилась, хоть и понимала, что его не любит., у нее появилось все о чем она желала, кроме Пашиной любви, Паша видел в ней сестру, короче, эта дура за деньги предложила Паше зачать ребенка, что он принял, об этом узнал Петруная и убил их зверски. В романе красиво Голованивская описывает альтернативный путь расправы — смертельно обидеться.  У Петруни началась новая жизнь, с новым именем, в которой больше ничего не происходило.  Через несколько лет он скажет: "Если я такое почти прососал, значит я слепой был, а раз слепой меня канарейка склевать могла". Ну тут возвращение к "любовь слепа" мы все-таки видим. Да,мы видим, как и в романе "Нора Баржес" смертельную обиду. Концентрированная глава.

Развернуть
Оценка :  5
не хромосомы и не генетика определяют развитие культуры

Я читаю книгу, сегодня глава "Рахиль" раздела "Закон", обращаю внимание на происхождение (каждая глава этого раздела заканчивается уточнением родословной,предков главных героев):

"Рахиль не была связана по крови, но, очевидно, имела глубокую духовную связь с одной известной и отчаянной женщиной, родившейся в Париже в 1874 году и умершей в Беслане от холеры в 1920-м ... Они поженились — Андрей и Рахиль, так звали девушку, и родилась у них дочка Сара, которая преподавала в школе, где училась Рахиль Колчинская, историю, с пятого по восьмой классы".

Это не первая глава которая заканчивается духовными учителями, ведь наши родители прививают знания, понимание сути вещей, формируют словарный запас (учат сами или находят тех, кто даст зания лучше и больше). Это важно учитывать, потому что слова, которые мы используем в жизни творят реальность: сначала мысль, затем слово, потом действие, которое при повторении становится привычкой, а привычка формирует характер, который управляет судьбой, создает её.

Очень классная книга. Продолжаю читать.

Развернуть
Оценка :  5
она классно пишет или семейная сага

вчера начала читать "Пангею",  если честно, читается на одном дыхании, спала ночью хорошо, утром встала и начала вспоминать Саломею из "Пангеи".  Дело в том, что Саломея Голованивской изменила имя и теперь на послушании в католическом храме (монахиня), а воспитывалась она в семье, где исповедовали ислам — "Чтобы меня приняли в монастырь, мне нужно было назвать себя по-другому и выучить другие молитвы, но разве слова могут изменить суть?", а ехала в монастырь она через Константинополь,  и там-то с ней и случился очень красивый эпизод, он хорошо и описан, и раскрывает ее главную дорогу — служение Богу, причем с детства (она получила хорошее образование и знала "множество красивых многословных молитв на арабском языке"), в кульминационный момент Саломея возносит свою молитву: "Прости за слабое желание выжить, которое оказалось сильнее страсти открыто служить и поклоняться тебе". Все сто страниц о том, что есть у человека главная дорога и второстепенные, и вот если он сходит с главной, он перестает быть (равно погибает), мучается. Короче, так можно изучать суть писателей, она достойный пример: создает мир, как настоящий, то есть он не повторение того, что в жизни, это не копия, как в изобразительном искусстве (предисловие четко дифференцирует текст (новое) и изобразительное искусство (копирует, воспроизводит, раскрывает уже существующее), короче, строки из сборника стихов "Зной" великолепные— "Не отражаясь больше ни на чем, не различая где теперь изнанка" —  ведь они читаются так по разному в разное время, вот сейчас так: с одной стороны, Мария создает новый мир, а с другой, она и понимает, что ей это удается и потому получает удовлетворение от собственной работы

Я к тому, что это реально очень хороший учитель, если хочешь написать что-то достойное, это ведь не отсебятина глупая, а постоянная работа мозга, интеллектуальная,  хорошая писательская династия Голованивских, хорошая! Нужно исследовать её и Савву вместе, да хотя бы потому, что это красивая семейная сага!

Развернуть
Оценка :  4.5
Хюзюн по Памуку

«Памяти памяти» Мария Степанова

Было и так ясно, что вот когда-нибудь (когда дорасту до той лучшей-себя) я возьму специальную тетрадь, мы с мамой сядем рядом, и она расскажет мне все с начала, и тут будет, наконец, и смысл, и система; и генеалогическое дерево, которое я нарисую, и точное знание каждого брата и племянника, и, наконец, книга.
...
Когда я собиралась вспоминать всерьез, стало вдруг ясно, что у меня ничего нет. От тех вечеров при свете старых фотографий не осталось ни дат, ни данных, ни даже простого пунктира родственных связей: кто чей брат и чей племянник.

Мои мысли о доме. О нем мои лучшие тексты. О месте, где маленькая я, брат, молодые родители и бодрые бабушки, деды.

Здесь много солнца и простая еда. Очень много разговоров. Начиная от моих "А из чего сделано..." перед сном до воспоминаний бабушки о сиротском детстве.

Так много разговоров, что взрослой я цепляюсь за эти обрывки, закрываю глаза и прокручиваю слышанные тысячу раз истории. Про папу, девчат в лодке и "солдата без винтовки", про то, как мама ездила к нему в Монголию, когда служил, и как там звали его Гузиком. Про Царя Гороха от прабабушки и про встречу "с Брежневым аж в Москве" от ее брата...

«Памяти памяти» Мария Степанова

Что я, собственно, имела в виду, что собиралась сделать все эти годы? Поставить памятник этим людям, сделать так, чтобы они не растворились неупомянутыми и неупомненными. Между тем на поверку оказалось, что не помню их прежде всего я сама.

Больше, чем разговоров было только работы. Посадить картошку, прополоть картошку, выкопать. Делалось все энергично, быстро, но всегда вместе. Утром встал - сел на велосипед, поехал собирать ягоды. Свиньи, куры, утки, индюки, корова. Дрова, торфбрикеты, сено, зерно, закатки...

Эти истории становятся почти осязаемыми, стоит только отключить звук внешнего мира. И рассыпаются в прах, когда я открываю глаза. Кукожатся от ярких экранов мобильных телефонов, замолкают от громкой музыки в наушниках.

Я пытаюсь их ловить. Пишу поздно ночью в тетрадь, в заметки, иду к метро и повторяю в слух одно и тоже. Кто я? Почему я идя вперед, иду назад? Что. Я. Там. Забыла?

Развернуть
1 2 3 4 5