Есть книги, отношения с которыми складываются особенно причудливым образом. В каких случаях, скажем, я не дочитываю книгу до конца? Если она не нравится мне до откровенного отвращения, или если она сложна для восприятия в той обстановке, в которой я взялся её читать. Во втором случае чтение просто откладывается на некоторое время. Но однажды я бросил читать книгу оттого, что она мне слишком нравилась.
Было это 16 лет назад, я лежал в больнице и читал книги из больничной библиотеки. И вот добрался до "Планеты людей" Антуана де Сент-Экзюпери. Я прочёл примерно треть и был невероятно впечатлён. Ну, просто до умопомрачения! Мне казалось, ничего лучше я в жизни не читал. И вот лежу я, помнится, и думаю: как-то это неправильно - читать Великую Книгу в такой неподобающей обстановке. Как-то торжественнее я себе представлял этот момент. И невероятным усилием воли отложил книгу и стал читать что-то проходное. Странно, да? Мне сейчас тоже странно, но тогда это казалось логичным.
Ещё более странным было то, что жизненная круговерть не позволила мне вернуться к этой книге в ближайшее после выписки из больницы время, а потом количество книг из списка "обязательно к прочтению" стало нарастать как снежный ком. Иногда я возвращался мыслью к этой книге, но её не было в домашней библиотеке. Ставил себе мысленно заметку "срочно приобрести", и успешно забывал о ней.
И только сейчас, по прошествии долгого времени, когда близкий человек попал в больницу, я снова вспомнил о "Планете людей" и, наконец, прочёл её. От ранее прочитанной трети был такой же абсолютный восторг, дальше - просто отличная книга. Вот я и думаю: зря я тогда отложил её или не зря? С одной стороны, она могла повлиять на меня сильнее, с другой стороны, я, возможно, не смог бы так её прочувствовать за скромностью жизненного опыта.
Решил накидать несколько рекомендательных советов по поводу чтения романа "Любовь властелина" (Belle du Seigneur).
Кому может понравиться роман:
1. Если вам интересно, что было бы в случае соблазнения Эммы Бовари Жоржем Дюруа;
2. Если вы любите французскую литературу, в частности творчество Бальзака, Флобера, Мопассана и Пруста;
3. Если вы любите тонкий французский и еврейский юмор;
4. Если вам нравится лиризм "Песни песней Соломона" и любовные истории в духе "Тристана и Изольды" (хотя последнее отчасти и, пожалуй, до возвращения мужа главной героини из командировки).
Кому может не понравиться роман:
1. Если вы не любите длинноты (хотя я считаю их оправданными, но капризная читательская публика не всегда их выносит);
2. Если вам не нравится техника "потока сознания" (а она там есть, причем в одном случае было соединение нескольких "потоков");
3. Если вас пугает объём произведения. При стандартном размере издания и шрифта во Франции роман умещался на 1110 страницах. В русском переводе 672 и шрифт меньше среднестатистического.
В принципе для чтения романа не обязательно знать французскую литературу, в том числе указанных авторов, хотя желательно бы прочитать "Госпожу Бовари" Флобера, "Милого друга" Мопассана и хотя бы знать для чего нужна техника "потока сознания".
А мне осталось немного прочитать. После напишу свои мысли о данном творении.
Воины Н-ской части во время учений откопали склад мыла, изготовленного фашистами в концлагерной мыловарне. Находка предана земле.
(Газета «За Родину», 1963 г.)
Жить! Вечно жить — былинкою на склоне
или берёзкой русской у окна…
Лежит печатка мыла на ладони
осколком, раскалённым докрасна.
Изделие фашистской мыловарни,
могила братская наречий, рас, имён…
В ней кровь людей и судьбы спрессовались
в протяжный, сквозь века летящий стон.
Как зёрнышко в прозрачной спелой вишне,
просвечивали в глубине куска
то губы искривлённые девичьи,
то восковая детская щека.
И мы молчим… А лес стоит стеною,
упрям, как жизнь. Балтийский вечер тих,
да так, что слышен детский плач в Ханое
и грохот кружек в мюнхенских пивных.
© Михаил Смородинов, из сборника «Зарубки» (М., 1976)
Угроза – особенно в смутные времена – кроется в обычных гражданах, из которых состоит государство.
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
Сергей Есенин
Планета людей, пустынь, дождей и слов, обращённых в ветер, ветра, перевоплощённого снова в слова : какими же призраками и миражами слов мы дышим и живём! Так чья же это планета ?
Есть книги, делающие тебя соучастником ликующей красоты души и мира. Листая " Планету людей", словно бы пальцами слушаешь звёзды, миражи, зелёный шум природы.. Переведёшь взгляд с книжного, светло распахнутого окошка, на тёмное, простое окно, а там всё те же воспетые Экзюпери звёздные огни городка : вон та звезда, заселена или нет ? Может, там тоже кто-то читает книгу, а может, это просто далёкий фонарь, а не чьё-то окно.
Печатаю эту историю шёпотом, дабы не спугнуть с пальцев аромат впечатлений...
Сартр однажды заметил, что Экзюпери сделал самолёт органом своих впечатлений; и если у Пастернака весь быт находится в движении, то у Экзюпери явления погружены в движение, преображаясь, словно в детстве, когда нам казалось, что если быстро-быстро обернуться, то мир не успеет подстроиться под нас, и мы сможем застать его озорную тишину, его первозданное бытие врасплох.
Самолёт в небе - крест над землёй, тенью крестящий облака, реки и взоры людей.. Реки оживают извивающимися змеями, дороги обращаются в верёвки кнута, до боли исхлёстывая тело планеты.
Но всё это исчезает, целые страны, звёздные огни городов становятся ближе друг к другу, люди становятся ближе, даже и не подозревая об этом. И ты видишь призрак чистой и печальной красоты до зарождения жизни, и после этой самой жизни : лишь тихий звёздный блеск под тобой и над тобой, и ничего лишнего.
Вон звёздные туманности, похожие на осеннюю листву деревьев... пожалуй, "Планету людей" нужно будет перечитать осенью, на скамейке, под оранжево-алыми вспышками листвы..
Как же мы привыкли к чуду человека на Земле... Экзюпери же возвращает читателю эту первозданную жажду по человеку.
И правда, только представьте : вы летите в ночи над морем облаков, окружённые звёздами, а под вами - беззащитная Земля. И ведь с ней могло за это время произойти всё что угодно : война, или иная "чума" и безумие, могли истребить всё живое, и вы бы об этом и не узнали.
Мне однажды приснился такой сон, а-ля Экзюпери : самолёт потерялся меж небом, и морем, отразившим небо, и уже не ясно было, самолёт падает в небо, или же сияние моря приближается звёздно к тебе... Земля и небо смешались, мир сошёл с ума, рядом, разрывая синеву, проплывали медузы водородных взрывов...
Верхние листочки деревьев за окном заинели звёздами... Перелистываю " Планету людей". Земля для меня так же беззащитна, далека и пуста, как и для Экзюпери, когда он летел над землёй.
Завтра утром я по новому, с новой жаждой буду смотреть на людей, а они не поймут моей улыбки, хоть иные и ответят на неё.
Подобно одному персонажу книги, который живя в пустыне, представлял себе рай, как место с маленькой речкой и хилыми деревцами, а увидев водопад, зачарованно стоял над этим чудом, превзошедшим его "Рай", и ждал, когда вода кончится, я тоже буду смотреть на чудо людского потока, на чудо природы как таковой.
Иллюстрация Н.Г. Гольц к "Маленькому принцу". Образ лисёнка в этой сказке, берёт свои истоки в замечательном и реальном лисёнке в " Планете людей".
В тот период я работала секретарем на одном заводе и как это часто бывает или так бывало только у меня, сиживало со мной (составляло мне компанию) довольно таки разношерстное общество. От некоторых приходилось спасаться бегством, но это уже из другой «пьесы»…
Я как раз прочитала последнюю из трилогии про Буссарделей, которая мне очень и Очень понравилась много больше, чем две первые - более живая и настоящая на мой взгляд. И как я уже отметила в своей «рецензии» зацепили меня слова из песни пропетой художницей «Я тебя ненавижу, и ты ненавидишь меня, но я знаю, теперь, нам с тобой не расстаться… на любое движенье твоё, на любые слова… лишь один есть ответ – отвращения гримаса», которые я цитировала и цитировала, лишь бы были свободные уши). Так было и в тот день. Компанию мне тогда составили Ирина с ОГМ и «Адъютант его превосходительства» так мы его называли. Он был внештатным сотрудником, а работа его заключалась в следовании везде и всюду за техническим директором…
Так вот, когда я процитировала данную песенку, он мне заявил:
«Тебя били?!»
Главное вовремя вспомнить.
У меня же была мысль рассказать небольшую историю. История эта о совпадении, которое произошло во время чтения (нравится мне такое, да).
Так вот, на календаре (в реальной жизни) дата 07.02, то бишь вторник. В этот момент читаю в книге:
Сегодня вторник, унылый день, сплошная безнадёга. Ещё три с половиной дня тянуть лямку.
Поулыбалась/посмеялась/поумилялась, да и дальше продолжила читать.
Проходит два дня, на календаре (в реальной жизни) дата 09.02, то бишь четверг. В этот момент читаю в книге:
А оправданий не было, просто как-то скучно работать в четверг. Потому что ведь четверг - это почти конец недели, остаётся совсем мало времени, и это как-то не даёт работать.
И ведь не поспоришь же!
P.S. благо третьего раза не было, а то я бы подумала, что за мной следят (параноик on).
Читаю сегодня Благоволительниц и натыкаюсь на сегодняшнюю же дату. Да, 75 лет назад, 29 сентября, началась "Большая операция в Киеве", известная у нас под названием Бабий Яр...
Да это же гениально,черт возьми!
Кроме восторгов,мне нечего сказать. Первый раз в жизни я взялась за такой толстячок без страха,что никогда не осилю его. С каждой главой меня засасывало все сильнее,я как одержимая таскала книгу повсюду.
Эта история затронула мою душу. Она о смерти,о дружбе,об одиночестве,о тайнах,которые есть у каждого из нас. Кого-то она может оттолкнуть,а кого-то влюбить в себя навсегда. Книга должна быть именно такой,она должна тронуть,пронять,задеть!
Диккер щёлкнул меня по носу столько раз,что я уже и сказать не могу. Каждый раз,думая,что вот,вот он ответ на мои вопросы,я переворачивала страницу и не могла дышать от удивления и возмущения. Но это было прекрасно.
Перечитывая в третий раз эту книгу, я решила составить хронологию ее событий, потому что книга сложная, книга насыщенная. Местами в ней довольно сложно ориентироваться, и когда настает момент ответить на критические вопросы, может тупо не хватить фактического материала. Так было по крайней мере со мной.
Поэтому я набросала схематическую биографию, которую вы можете просматривать во время чтения, чтобы не запутаться.
Итак, Максимилиан Ауэ:
10 октября 1913 года - родился
1921 - отец пропал без вести
1924 - переехали с семьей во Францию
1927 - их с Уной отправили в коллеж
1929 - Элоиза и Аристид поженились
1930 - впервые посетил Германию после отъезда во Францию и увидел Гитлера, приехал в Париж учиться
1932 - выдержал вступительные экзамены в Школу политических наук в Париже, второе посещение Германии, вступил в НСДАП
1934 - последний раз увиделся с Уной, получил наследство, бросил школу Политических наук, приехал в Киль, записался в СС, поступил в университет
Осень 1935 - болезнь Уны, депрессия, в санатории познакомилась с Юкскюлем
1937 - инцидент в Ноер-Зее, познакомился с Томасом
1938 - Уна вышла замуж
1938 - по меньшей мере с этого года близнецы живут в Антибе
Весна 1939 - защитил диссертацию и вступил в СД
1941 - отправился в Украину в чине оберштурмфюрера
За альбом повысили до гауптштурмфюрера
Провел на Украине и на Кавказе 1,5 года, прежде чем оказался в Сталинграде
Декабрь 1942 - прибыл в Сталинград
31 декабря 1942 - разговор с пленным советским политруком
Январь 1943 - получил ранение в голову, вернулся в Берлин, провел там несколько месяцев на реабилитации
получил штурмбаннфюрера
Весна 1943 - встретился с Уной после 8 лет разлуки
28-29 апреля 1943 - приехал в Антиб навестить мать
Май 1943 - получил назначение в кабинет Гиммлера
Июнь - апрель 1943 - инспектирует концлагеря в Польше
4 октября 1943 - та самая речь Гиммлера
Где-то между получил чин оберштурмбаннфюрера
Конец 1943 - его начинают преследовать Клеменс и Везер
Март 1944 - отправился в Венгрию
Июль 1944 - вернулся из Венгрии, тяжелая болезнь, во время которой за ним ухаживала Хелена
20 июля 1944 - покушение на Гитлера
Начало февраля 1945 - получил сотрясение мозга в бункере, отправился в Штеттин, где провел около месяца
21 марта 1945 - нашли своих после 17 дней блуждания
28 апреля 1945 - собственно, последний день, описанный Максимилианом Ауэ
Мне очень не хватало подобной памятки во время прослушивания, поэтому я оставляю ее здесь для других читателей и слушателей.