29 марта 2024 г., 11:43

2K

Обсуждаем "Чудовище во мраке"

21 понравилось 51 комментарий 0 добавить в избранное

Друзья!
В марте мы читали книгу
Эдогава Рампо - Чудовище во мраке
Пришло время обсудить прочитанное!
Книгу прочитал 21 человек.
Средний балл - 4,35!
Общая картина по оценкам и рецензии ТУТ
Не забываем, что кроме обсуждения в ветках других читателей, Вам нужно высказать свое мнение о книге отдельным (корневым) сообщением, иначе участие в обсуждении не будет засчитано.
Ссылка на рецензию без каких-либо других комментариев обсуждением не считается!
Провокационные вбросы и неаргументированные ярлыки в качестве участия в обсуждениях также приниматься не будут!
Участие в обсуждении засчитывается до 29 апреля, при условии, что книгу Вы прочитали до 29 марта.
Приятного обсуждения!

В группу Читаем классику вместе! Все обсуждения группы
21 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 51

Незнакомый автор, о книге никогда не слышала, и при этом получила большое удовольствие.
Классический японский детектив; я бы сказала, это почти как Агата Кристи (ни в коей мере не оскорбление что Кристи, что Рампо). Название под конец обрело очень интересный подтекст. Что мы понимаем под чудовищем? Изначально думаем, что это бывший возлюбленный. Он страшен, он опасен, он безжалостен и в чём-то насмешлив.
Прочитав же финал, задумываешься: а кого понимать под чудовищем? Знаешь ли ты человека перед собой? Знаешь ли себя? Правильно ли понимаешь то, что видишь? А то, что видишь — оно есть на самом деле или ты видишь исключительно желаемое, убежденный в своей правоте?
Атмосфера была изумительна. Несмотря на то, что дело происходит в Японии, я при прочтении ощущала нечто скандинавское: холод, быстрая вода, страшная тишина и чей-то взгляд в спину.
Книга небольшая, но тот редкий случай, когда ни прибавить, ни отнять.

18 ответов

Привет)
Поставила r35-green.png
Читала у автора уже сборник рассказов, многие из которых очень понравились. Здесь написано на том же уровне качества текста и сюжета, но то ли из-за большего объема, то ли из-за чего ещё, но интерес в какой-то момент снизился. К тому же уже в третьей главе я заподозрила то, о чем герой повести рассказал в 11. Не знаю уж, то ли читала слишком много, что такая развязка показалась наиболее предполагаемой или намеки слишком прозрачными оказались. Правда в последней главе автор сделал поворот, возможно, разрушающий выводы героя и оставляющий читателя в подвешенном состоянии, что напомнило недавно прочитанный рассказ Акутагавы. А детективная повесть рассказывает о помощи мужчины-писателя детективов женщине, которую преследует бывший любовник. Вся повесть, оказывается как бы противостоянием писателей-детективов двух видов, о которых говорит рассказчик в самом начале: детектива сосредоточенного на расследовании с помощью рассудка и детектива исследующего мир преступника, интересующегося больше жестокостью/извращенностью преступления.

2 ответа

поставила r45-green.png рецензия

Новый для меня автор. Понравилось, что автор не делает окончательного вывода, что же произошло и кто во всем виноват. Читатель должен решить сам.

Книге поставила r50-green.png рецензия

Я всегда с опаской отношусь к авторам из Японии, потому что меня, прежде всего, пугают их трудновыговариваемые имена. А еще больше мозг вскипает, когда героев очень много. А данное произведение, мне пришлось по душе, так как там их было мало да и по объему небольшое. Я люблю детективы, мистику, триллеры и подобное, только часто они грешат тем, что слишком затянуты. А здесь события происходили быстро и я вот до последнего не предполагала о "фишке" книги. Сначала думала, что чудовищем обозначают преследователя, а оказалось, все намного глубже и запутаннее. Все такое тайное и мрачное и прям реально мороз по коже. Очень понравилась книга.

Мне произведение очень понравилось. Поразительно как японцы (да и другие представители Азии) умеют тонко играть на страхах. Та часть, когда герои заподозрили, что Хирата прячется на чердаке: смотрит из темноты, слышит о чем говорят... До сих пор мурашки, как представлю себе эту ситуации.
В последние годы этот троп стал довольно популярен: маньяки прячутся то в стенах, то на чердаках, то в подвалах. И наблюдают за жертвой как пауки какие-то. Меня наверное подобная ситуации очень пугает - только представлю что в моем безопасном доме сидит такое чудовище - жуть берет.
Ну и конечно финал истории выше всяких похвал. Мне нравятся подобные идеи писателей жаль что встречаю их не часто ( вот только "Моя кузина Рейчел" и могу вспомнить) - когда автор предоставляет читателю самому решить, свидетелем чего он только что был. Эдогава Рампо тоже не дает однозначного ответа: про что мы только что прочитали? Кто виноват? Я уже не один день сижу и не могу найти хотя бы лично для себя - кто же виноват во всём этом? Каждый раз когда я склоняюсь к какому-то одному решению у меня все улики разбегаются в разные стороны: вот словно берешь в руки песок, а он ручейками соскальзывает с ладоней. И остаешься опять ни с чем((
Я больше склонна верить что Сидзуко не виновата, но тогда виновность и существование Хирато в целом, мы можем доказать только словами той же Сидзуко... А как Вы думаете? Кто виноват в этой истории?

1 ответ

Всем привет!
Посмотрел рецензии к этой книге – сплошь положительные. А у меня этот детектив не оставил никаких впечатлений. Прочитал давно, отчёт пишу сейчас, не сразу после прочтения, а вспомнить и нечего. Не знаю, в чём причина. Вялость сюжета, его недосказанность, конечно, могла оказать на это влияние, но не кардинально. Вероятно, дело в том, настроение во время чтения было не подходящим. Поэтому, наверное, когда-будь ещё обращусь к творчеству автора.

2 ответа

Всем привет! Произведение понравилось (r40-green.png). Было как интересно строить предположения, так и местами было жутковато от описаний преследования. И вот вроде бы всё в итоге выстроилось логично, но не смогла я поверить в то, что женщина так удачно проживала несколько жизней, успешно всё скрывая. Поэтому также как и углавного героя закрались сомнения на счёт её виновности и было страшно от факта самоубийства, не воля ли это злодея, оставшегося невидимым.

Оценила на r60-x-gray.png Для меня слишком коротко. Галопом по европам и в итоге остаешься с вопросом: что это вообще было? Больное воображение рассказчика? Ведь по сути никому кроме него слова не дали. Сам что-то придумал, одна версия, вторая, сам расследует, как будто полиции нет. Была ли Сидзуко столь коварным и хитрым манипулятором? Если была, то как-то не вяжется это с молчаливым самоубийством. Уж как-нибудь попыталась бы вывернуться. И да, мне тоже очень интересно, что там за окно, в которое хрупкая женщина смогла вытолкнуть здорового трезвого мужика.

Оценила на r40-green.png
Прочитала повесть с интересом, хотя не очень люблю детективы и триллеры. Но мне кажется, что автор немного перемудрил с версиями, тем более, что финал немного туманный: не до конца понятно, сама она умерла или это все-таки убийство, в таком случае, убийца остался неизвестным. Я в какой-то момент даже подумала, не сам ли главный герой является и сыщиком и преступником одновременно. Но вроде нет.

Интересное и атмосферное произведение. И объем как раз такой, как надо, не люблю, когда детективы затянуты. Это первая прочитанная мной книга этого автора, и, скорее всего, буду читать еще.

Рекомендую прочитать целиком сборник " Демоны луны" этого автора. Ну, тем, кому понравился Эдогава Рампо. В произведении "Чудовище во мраке" чудовище так и останется во мраке - преступник не будет найден или хотя бы назван. В трех версиях анализа преступления будут с одинаковой убедительностью представлены мотивы трех разных возможных убийц.Сыщиком становится автор детективов, который полагает, что убийцей является пишущий детективы, который решил проверить на деле, насколько логичны и точны его описания убийств в опубликованных произведениях.
Современник Эдогавы, Акутагава Рюноскэ в своей детективной новелле "В чаще" тоже шел по этому пути, но в конце у него появляется дух убитого, который и называет имя преступника. В принципе такой прием более характерен для восточной литературы. Правда сообщается загробным духом, и если потусторонний голос и в самом деле принадлежит погибшему, то его реплики не ставятся под сомнение.

3 ответа

Книга мне понравилась!! От нее веет классическими детективами, но не те, которые ассоциируются с Агатой Кристи или Конан Дойлем, а те, которые похожи на романы Эдгара По. Сплав детектива, с ноткой мистики, от книги идет туман и атмосфера нуарности какой-то.
Открытый финал... Моя боль. Но тут он не вызвал каких-то негативных эмоций. Да, я была бы рада конкретному ответу, но автор дал все детали и читатель сам решает каково было дело.
Книга показалась немного короткой. Как будто автор / рассказчик спешит куда-то.
Мне кажется, что жена могла быть виновна. Версия конечно притянутая, но она объясняет некоторые вещи, например, пуговицы и т.д.

2 ответа

Не все, то что кажется тем, чем кажется, является тем, что есть на самом деле.

Добрый всем!
А может, автор и сам не знает, кто есть кто, и не ставил он задачи выявить злодея? А просто исследовал диаметральные стороны каждой придуманной им личности? Я восприняла это как ход, писательский прием - показать нам, читателям, что каждый человек таит чудовищ во мраке своей души (у всех они, понятное дело, разной зловредности и калибра, но ведь есть же они!) Ведь, практически, каждый персонаж книги двойственен: каждому присущи и положительные и отрицательные качества, и каждый показан то демоном, то благопристойной личностью, то жертвой, то потенциальным преступником.
Меня не покидало по ходу чтения чувство чего-то вязкого, липкого, грязного, обволакивающего, от которого так хотелось скорее избавиться...но автор так и не дал этого избавления, а наоборот, только усугубил финалом это чувство. ...А может, это просто недописанная книга... т.е. детектив-писатель пишет-сочиняет новый роман и перебирает разные сюжетные повороты в поисках.... кто знает.

Хм... Подумала о книгах Мураками, и оказал ли на них влияние Рампо. У Мураками тоже не однозначные сюжеты и герои, и недосказанности много, но атмосфера его книг другая...вызывающая ощущение легкой грусти, иногда печали, какой-то неосознанной потери.... Мураками хочется перечитывать. Рампо пока не буду. Подожду, может еще шанс дам через некоторое время под другое состояние души.

1 ответ

r40-green.png Не ожидала многого, но впечатлилась. Казалось бы, повести обычно сравнительно небольшого объема, а автор смог развернуть на этот объем пару интриг. И хоть это не совсем детектив, тут нет расследования как такового, а больше места занимают мысли-размышления гг, мне понравилось, несмотря даже на открытый финал. Интересно еще, наделала ли в свое время эта повесть много шума, ибо автор поднимает достаточно откровенные темы, тем более для японского общества

Про такую книгу и про такого автора впервые слышу. У нас в городе N непродаëтся.
Про Japanese literature знаю (по наслышке) Рюноскэ Акутагаву и ( слушал аудио-книгу на YouTubе и являюсь поклонником его стихов. А, встретился в приложении "Стихи зарубежных поэтов. "Особенно рекомендую "Бамбукового Конька") Сайге. Будем рано или поздно знакомится со старинной японской литературой и не со старинной.

Новый автор-это всегда волнительно:)Он как терра инкогнита-совершенно не знаешь чего ждать. В попытках предвосхитить свои ощущения/ожидания, я оперся на известные мне стереотипы о современной японской культуре. Ха! Наивный, я полагал, что это будет что-то странное, чуждое европейскому читателю...А по итогу-получил настоящее удовольствие, ибо, несмотря на практически полное отсутствие расследования, как такового, сюжетные повороты автора не дают расслабиться, а своеобразная открытость финала дает возможность читателю самому решить, кто виноват. Этот небольшой роман-как бал-маскарад-ни один герой не тот, за кого себя выдает и это будоражит:)

Привет! Я с этой повестью знакомилась два раза: в первый раз слушала аудиоверсию, во второй читала в сборнике.

Нравился мне Хираи Таро, недаром он взял такой псевдоним: Эдогава Рампо — Эдгар Аллан По…

Вот и мне нравится, готова читать и перечитывать по несколько раз. На самом деле Эдогава Рампо сочинял не детективы - по крайней мере, в их классическом варианте - а именно что мистические истории с криминальными сюжетами. Двойники и отражения, переодевания и всевозможная маскировка - излюбленные темы в произведениях японского Эдгара По. И много-много загадок и уловок, которые так здорово отгадывать! Да, детективные загадки - суть игра для многих героев Эдогавы Рампо. Некоторые из них умудряются так заиграться, что, кажется, им не так уж и важно, в чем заключается отгадка. Главное, чтобы с выдумкой, с размахом, а уж какой финал будет у истории, не так уж и важно. В этот раз Рампо умудрился свести в одном сюжете целых две отгадки, и обе они кажутся равнозначными. Прямо как те картинки-загадки, в которых в одном изображении прячутся два. Ваза или два силуэта? Старая дама или молодая? Убийца или жертва? А потом ещё умудрился спрятать концы в воду и оставить главного героя, самопровозглашенного сыщика, ни с чем, мучиться сомнениями и чувством вины. Ну и читателей заодно оставил в растрепанных чувствах и в сомнении - что не говори, великий мистификатор он был.

Привет! Это был очень занимательный опыт знакомства с автором. От японского автора ждала чего-то другого, но точно не таких детективных рассуждений с ноткой мистики. Читала в темноте и тишине почти глубокой ночи, попутно чутко прислушивась к звукам из другой комнаты. Было жутковато. На самом деле просто прислушивась как спят дети, но ведь у всего, даже у звуков, могут разные источники происхождения. Я барышня не то, чтобы очень впечталительная, но тема с чердаком (хотя у меня его нет) напрягла.
В таком маленьком объёме автор закрутил головоломку, у которой нет однозначного ответа, но зато есть колоссальный смыл. Есть над чем задуматься - и над разгадкой, и над такими "чудовищами во мраке" разной величины (не убийца конечно, но отрицательные стороны есть у всех) среди своего окружения.

Привет!
Читала в 2022 г. Эта книга была знакомством с Э.Рампой и на ней же это знакомство и закончилось. Это была еще одна попытка приобщиться к японо-корейско-китайцам и опять потерпела крах)) Книгу уже сейчас смутно помню, а тогда поленилась отзыв писать, вот сейчас по диагонали полистала, чтобы вспомнить, почему в серой зоне оценка.
Мне не понравилась манера повествования. Будто по кругу ходила. Но чего не отнимешь у автора, так это умения нагнетать, напускать тумана. Письма шокировали не только получательницу, но и меня, жутковатые.
Убийца известен, осталось только обосновать, выяснить мотивы или наоборот найти нового убийцу.
Может быть, если бы мне нравились японо-корейско-китайские авторы, мне бы понравился и этот детектив. Ведь у них всё с подвывертом)) и не всё то, что кажется белым, оказывается белое.
А чудовищами были все в этом в этом детективе. У каждого своё чудовище.
Открытый финал меня добил, это то, что я терпеть ненавижу. И в итоге поставила r60-x-gray.png

Всем привет! Наконец появилась возможность поделиться впечатлениями :)
Оценка r50-green.png
Отличная повесть на мой взгляд! До этого была знакома с творчеством Рампо по рассказу "Человек-кресло", тоже достаточно жуткая вещь, но всё же "Чудовище во мраке" понравилось гораздо больше. В первую очередь хочу обратить внимание на атмосферу: она действительно жуткая, автор всё больше и больше сгущает мрак. Читать на ночь - особенно жутко :) Во-вторых, мне понравилась недосказанность. Автор не даёт прямого ответа на вопрос о том, что же всё-таки случилось. Погиб ли муж Сидзуко из-за несчастного случая или же был убит? Кто скрывается за личностью таинственного писателя, якобы преследующего Сидзуко? Я так и не пришла к выводу, виновна ли сама женщина или нет.

Оценил на r40-green.png, но только из любви к японской литературе. Акутагава Рюноскэ с его "Ворота Расёмон" мне более интересны.
История жуткая и мрачная и, как мне представляется, пишется она от лица писателя страдающего шизофренией, возможно маньяка. Любви и сострадания в христианском понимании в этой повести нет совсем. И это понятно, капитализм убивает всё на своем пути. Остается только, как в романе Кобо Абэ "Женщина в песках" изолироваться от этого мира.

Привет!
r50-green.png
Спасибо клубу за знакомство с автором.
С удовольствием прочитала книгу. Прекрасный коктейль детектива и мистики.
Отличный, настоящий детектив – логичный, такой, где сам можешь догадаться, что происходит. Поначалу, правда, вся эта история попахивает мистикой, я даже начала ждать какого-то ужастика. Но довольно быстро повесть поворачивает на логичный, закономерный сюжет – не нужно быть духом или призраком, чтобы подсматривать за возлюбленной, достаточно пробраться на чердак
Не припомню, чтобы мне попадались такие удивительно логичные детективы, - даже Конан Дойл иногда водит читателя за нос, не показывая всей логики расследования. А Рампо позволяет читателю самому звено за звеном провести настоящее расследование.
Самое яркое откровение для меня - это иллюстрация того, как меняется отношение героя к человеку, на которого он смотрит с другого ракурса. Буквально. Из другой точки.

Читайте также