Письма, мемуары... искусство, живопись. ))
Про что: ну, именно то, что изложено в заголовке. Как всегда, испытывая интерес к чтению писем и разыскивая, что где еще можно в этом плане раздобыть, я наткнулась в каталоге нашей библиотеки на эту книжку. Да! знаю - это в советские времена издательства по искусству осуществляли издание такой серии - по художникам. Я такие видела в продаже в букинистическом разделе на озоне. Но эта книга относится, видимо, к одним из самых первых изданий в серии, и ее там не было.
При чтении я обнаружила, что писем как таковых здесь довольно мало... Даже с учетом добавлений писем других лиц. Возможно, Брюллов не очень увлекался писанием писем. Но это все равно было крайне интересно. Издательство тут использовало такой метод - какой в раздобытых мною других книгах из серии не встречался, там просто публиковали по разделам - письма, воспоминания современников, в таком роде - здесь это все расположили просто в хронологическом порядке. И письма Брюллова расположили в общем материале тоже в соответствии с хронологией. Получилась такая в своем роде биография. (насколько я могу судить, по такому же пути пошли при издании серии "без глянца", по писателям, ну там - Достоевский без глянца и т.д. )
Итак, Карл Брюллов! естественно, мы о нем знаем с детства... Картины его, да. Но что мы знаем о самом Брюллове? Вот я - что знаю? Как выяснилось - практически ничего. (( Раздумывая над этим, я как-то смутно припомнила, что вроде - не знаю, когда и как это началось, но как будто сейчас установилось такое слегка надменное и пренебрежительное отношение к Брюллову... Что как бы он писал все такое яркое, нарочито красивое... глянцевое... Как-то всплывает в памяти мем - "живопись с конфетных коробок"... И вот вроде как Брюллов и выпал из общего информационного поля.
А между тем - как тут изложено - Брюллов был личностью необычайно интересной. )) Вот, если кратко изложить по пунктам...
Брюллов, оказывается, происходил из семьи французских гугенотов, бежавших из Франции по причине религиозных притеснений! сразу воцарилась такая атмосфера, из романов Дюма... ;-) В результате скитаний и разных превратностей судьбы, они как-то оказались в России, где и прижились. Даже во времена Брюллова существовали два написания фамилии - Брюлло и Брюллов. )) При этом вся семья профессионально занималась деятельностью в сфере искусства - кто резал по дереву, кто рисовал и т.д. Просто какая-то гильдия художников! как в Средневековье. )) И Карла Брюллова, само собой, с раннего детства готовили именно к занятию искусством - живописью. Тут написано, что отец весьма сурово подходил к обучению и маленький Карл должен был каждый день отрабатывать заданные уроки - скажем, нарисовать заданное. Раз пятьсот, или тысячу, но, в общем, много. Естественно, каждый рисунок должен был быть выполнен в самом лучшем виде. В противном случае урок не засчитывался и к малышу применяли разные наказания - как избиения, так и лишение еды. Да уж, современная педагогика точно бы такой подход не одобрила. Но зато, когда Карл в 7 или 8 лет (заглянула в википедию, там пишут, что в десять... странно, мне почему-то показалось, что раньше... ну да ладно) был зачислен в Академию художеств, то рисовал уже уверенно. И, как тут написано - это уже из тех самых воспоминаний современников - пользуясь этим, охотно исполнял задания за других учеников, принимая оплату разными вкусностями. Видимо, маленький Карл любил хорошо поесть. ))
Преподаватели тоже отметили способности Карла Брюллова, он регулярно получал награды за выполнение заданий в процессе обучения. А по завершении Академии его отправили на учебу и стажировку в Италию. Обычная практика для художников в те времена. Там Брюллов и получил своими работами общеевропейскую известность - прежде всего знаменитый "Последний день Помпеи" имеется в виду, но так он и еще много всего рисовал. Портреты на заказ.
К слову сказать, знаменитый "Последний день Помпеи" Брюллов рисовал не просто так, в смысле, следуя полету фантазии - а он, оказывается, как тут изложено в его собственном письме, мало того что изобразил точную перспективу в расположении зданий - побывав в Помпеях и осмотрев там все - но и персонажей, изображенных на картине, тоже ввел максимально близко к действительности. Скажем, такая-то группа изображена в таком-то углу, так именно там были найдены такие скелеты при раскопках... Или уж - изображена такая-то группа, занимающаяся тем-то - так это взято из античных источников, описывающих происходящее... Или - изображенные на картине предметы - так именно они были обнаружены при раскопках и выставлены в музее в Помпеях... Это потрясающе. Неудивительно, что на всех современников картина произвела такое ошеломительное впечатление...
Я это все понимаю... Но лично мне было обидно за "Всадницу"! (( С детства обожаю эту картину... Она такая радостная... Брюллов написал ее в тот же период времени, что "Последний день Помпеи", но во всей книге о ней практически ничего не говорится! Только одно упоминание, и то от итальянского источника. Теряюсь в догадках. Не может же такого быть, чтобы такая замечательная картина, да еще выполненная кумиром публики Брюлловым - и не привлекла внимания? Когда тут упомянули массу всего, и даже то, что было утеряно и уничтожено... Вот заглянула в википедию, но и там по этому поводу не нашла ясности. В итоге пришла к такому дедуктивному выводу, что - здесь же указаны "воспоминания современников"! а значит, они в тот момент просто ничего не знали об этой картине. Если Брюллов написал ее в Италии, в тот период, когда он рисовал массу разных портретов на заказ - ну, может, она тогда осталась у кого-то в частном владении... И только значительно позже оказалась передана в музей.
Вернувшись в Россию, Брюллов стал профессором в Академии художеств, занялся преподаванием и живописью. Он много работает, очень много - так что, как тут неоднократно с сожалением замечается - даже не успевает закончить большую часть картин... Ну или быстро теряет к ним интерес, после того как изобразит самое важное. В общем, как тут можно заключить из изложенного, в этот период Брюллов стал уже настоящей звездой и начал слегка жить в свое удовольствие. В том смысле, что он по-прежнему много работает, но выбирает занятия себе по интересу... Сам император - Николай I - видимо, хотел сделать Брюллова придворным живописцем, но дело в том, что Брюллов не хотел... Именно из-за этого самого - желания писать только то, что самому интересно... А так - натурально капризные выходки, часто неуважительное обращение с клиентами (теми, которые Брюллову не нравились) - Брюллову прощалось все. Действительно, общий любимец, баловень публики. )) Мне тут особо запомнилось - наряду с выходками Брюллова по отношению к царской семье, которую он почему-то невзлюбил )) - то, как он затерроризировал какую-то светскую даму... портрет которой его таки обязали сделать... Несчастная приезжала к нему позировать и к концу сеанса была в шоковом состоянии. )) И этот портрет он тоже не закончил. И вообще, по мнению супруга, изобразил даму непохожей. Так что супруг намеревался этот портрет уничтожить, но дама неожиданно его отстояла. Заявив, что каким бы ни было изображение, похожим или нет, но уже одно то, что это кисть Брюллова, придает ему ценность. ))
Ну вот, я думаю, что Брюллов все-таки - несмотря на то, что неоднократно провозглашал о новых временах и новых требованиях к искусству - по своей сути принадлежал еще Средневековью... в крайнем случае, Возрождению... Так было, возможно, заведено в его семьи, так он воспринял с детства. То есть, это в первую очередь жесткое обучение, муштровка - чтобы, ну я не знаю, поставить руку... не знаю, есть ли такой термин в живописи... Чтобы затем уже художник мог рисовать что ему придет в голову на волне вдохновения, не думая о технике. Техника и так уже доведена до автоматизма. Так Брюллов работал - и новый подход был ему глубоко непонятен. Еще сам он поступил в Академию художеств ребенком, а когда сам стал профессором, то в Академии проходили обучение уже сильно взрослые люди. Брюллова это смешило, он вообще не понимал,чему и как они должны обучаться - они же уже выросли! )) (сейчас такой подход, к слову сказать, используется в профессиональном спорте )) ) Тем не менее, у него были ученики, и по крайней мере один из них оставил об этом периоде мемуары, в которых рассказывал про Брюллова с любовью и уважением. Опять же, думаю я, если брать средневековый подход к живописи, когда знаменитые мастера держали свои мастерские с кучей учеников - так они как будто бы так и работали - рисовали основное, а фон там, окончательную отделку, все такое - доделывали ученики. Может, если бы Брюллов мог работать по такому же принципу, тогда у него и картин незаконченных осталось бы куда меньше. Но он не мог! (( времена изменились.
Брюллов в первую очередь - да и во все остальные, судя по всему, тоже - любил рисовать все красивое... Чтобы модели были молодые и красивые. Или уж величественные. Но это, я думаю, тоже идет прямо из детства, из обучения - его же ориентировали на принципы живописи Ренессанса... Два момента тут были особенно трогательные - к Брюллову обратился знакомый с просьбой нарисовать портрет матери. Брюллов отказывался, так как - честно сказал, что не любит рисовать стариков. Но раз знакомый продолжал упрашивать, Брюллов, убедившись, что эту старенькую мать действительно так любят дети, согласился ее нарисовать. И все время, пока он ее рисовал, они занимались приданием Брюллову хорошего настроения - пели, играли на рояле, все такое. Брюллов был в восторге. )) И тогда, когда Брюллову поручили сделать портрет Паскевича - знаменитый военачальник, герой войны 1812 года, ну и подавитель Варшавского восстания, чего уж там. Вот его Брюллов рисовать решительно не хотел. Я уж думала, что тут сделают упор на борьбу с царизмом, в таком духе - издание же советское. Но тут неожиданно дали такое объяснение - ну, то есть, привели из воспоминаний - что Брюллов, посмотрев на Паскевича, был расстроен, потому что увидел глубокого старика, больного и слабого. Он не хотел рисовать его таким! считал, что это неправильно...
Возвращаясь к теме борьбы с царизмом - тут все-таки собрали упоминания, что Брюллов помог нескольким своим ученикам освободиться от статуса крепостных. В том числе это был и всем известный Шевченко. Как я поняла, помимо подачи прошений, Брюллов нарисовал картину, кажется, это был портрет Жуковского, и они ее выставили на аукцион, чтобы собрать нужные средства.
Брюллов, как отмечают здесь все, был очень красив... Ну или современники находили, что он очень красив. )) Хотя он был небольшого роста и слегка склонен к округлости. )) Но в те времена, судя по всему, на это обращали не такое внимание, как сейчас. Зато черты лица, манеры, общее очарование личности и вдохновенный артистический темперамент на всех производили впечатление. )) Тут указано, что современники видели в нем воплощение Аполлона... Сам же Брюллов, по как-то оброненному замечанию, себя воспринимал скорее как Дон Кихота, или уж, во всяком случае, странствующего рыцаря.
Когда я заглянула в википедию, то неожиданно обнаружила, что, оказывается, при жизни Брюллова еще успели сделать с него фотографию!
Если сравнить с известным автопортретом, сделанным примерно в то же время -
то видно, что да, в жизни Брюллов был довольно округлый... но себя, видимо, он ощущал более худым. )) Хотя, правда, во время писания автопортрета Брюллов был болен и не очень хорошо себя чувствовал...
Брюллов все-таки прожил слишком мало... У него было изношенное сердце, и он скончался в 52 года. По какой-то странной иронии судьбы... Брюллов всю жизнь в своих работах восхвалял античность, физическую красоту и здоровье - а его собственное здоровье было подорвано в результате того, что он взялся расписывать собор. Там было слишком холодно, у Брюллова началась жестокая простуда, от которой он так и не смог оправиться - ну или это сильно сказалось на сердце. В последние годы жизни Брюллов опять отправляется в Италию, на юг, в теплый климат. Все надеются, что он пойдет на пользу здоровью Брюллова, но нет, не помогло...
«Воспитанники Академии художеств получали все присужденные им медали разом по окончании курса учения. Фомин и Андреев сказали мне, что Брюллов в день акта вынес из конференц-зала целую пригоршню медалей, между которыми находилась и большая золотая медаль».
***
«Перед отъездом за границу Карл Павлович хотел жениться на дочери своего профессора А.И.Иванова, Марье Андреевне, которая, руководствуясь каким-то инстинктом, не пошла за него. С.А.Иванов, рассказывая мне это, говорил, что впоследствии Марья Андреевна гордилась своим поступком и была уверена, что если бы Карл Павлович женился на ней, то никогда не приобрел бы европейской славы».
***
«Брюллов при блестящем таланте обладал тем завидным даром быстро работать, который отнимал у его соперников возможность бороться с ним».
***
«Увлекательной красоты «Вирсавия» с прислужницей своей арапкой, картина, которая в минуту недовольства художника своим трудом была прорвана пущенным в нее сапогом, приобретена в Риме К.Т.Солдатенковым незадолго до смерти художника».
***
«Брюллов, писавши «Помпею», доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской, что мы слышали от него самого и от римской натурщицы Маникучи».
***
«Решить: находятся ли в картине сей какие-либо неправильности рисунка, какие-либо погрешности в освещении или расположении теней – не наше дело. В сочинении столь обширном исполнить каждую вещь в совершенстве – есть труд, почти превосходящий силы человеческие».
***
«Разговор Брюллова приятен, как картина, ибо он все замечает и кует новые слова для собственных мыслей».
***
«Впечатление, произведенное на него Успенским собором, он находил сродным с тем впечатлением, которое поразило его при первом взгляде на церковь св.Марка в Венеции. Он любовался не налюбуясь оригинальной архитектурой теремов и желал только, чтобы их водосточные трубы были заменены драконами».
***
«На прощальном вечере у Витали Брюллов сделал прекраснейший рисунок: Рыцарь, отъезжающий на коне, и Дульцинея, смотрящая на него из окна. «Этот рыцарь, - говорил он, - я сам, я беспрестанно уезжаю».
***
«Готовясь писать картину, Карл Павлович сказал государю:
- Мне приходится писать взрыв, а я не имел случая видеть взрыва.
- И я тоже, - отвечал государь, - но этой беде можно помочь.
Он приказал сделать где-то на поле, между Митрофаниевским кладбищем и Петергофским шоссе, небольшое земляное укрепление, которое было взорвано при нем и Брюллове».
***
«Кто как не Брюллов был поклонником красоты, кто как не он восхищался и прекрасным торсом и красивой коленкой натурщика. Часто случалось ему говорить по поводу какой-нибудь отдельной красивой части натурщика: «Смотрите, целый оркестр в ноге!»
***
«Поутру в восемь часов пришел я к Брюллову; застал там Айвазовского и Моллера. Брюллов сидел перед портретом княгини Салтыковой и чертил опахало из павлиньих перьев. «Мокрицкий! – сказал он, - доставьте мне сусального серебра и, если можно, сейчас же». На что ему понадобилось сусальное серебро? Он употребил его весьма искусно в павлиньи перья, именно в зеленых кружках. Наложив серебро, он прикрыл его слегка прозрачной краской и таким образом достиг того металлического блеска, какой виден в этих прелестных перьях, где отлив так неуловим для кисти без маленькой хитрости, которую употребил он весьма удачно».
***
Брюллов: «Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства; механизм следует развивать от малых лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли верно и без всякого затруднения; чтобы карандаш бегал по воле мысли: мысль перевернется, и карандаш должен перевернуться. Мысль и рисунок – это муж и жена. Чувство сеет в художнике мысль, рисунок рождает ее, одно без другого немо и бесплодно. Да и поздно учиться рисунку тогда, когда живая женщина нравится более Венеры Медицейской!»
***
«Часто во время разговора Карл Павлович вдруг просил своего собеседника не двигаться с места; так покойный академик Яненко, сидевший как-то в его гостиной, внезапно и сильно осветился лучом солнца. «Сиди», - вскрикивает Брюллов, и заставляет Яненку снять сюртук и надеть латы. В мгновение первый попавшийся под руку художника холст очутился на мольберте; а через час времени из-под кисти Брюллова явился превосходный портрет академика, преображенного в рыцаря».
***
«Брюллов, уезжая за границу, очень хорошо знал безнадежность своего положения и сказал моему отцу: «Я жил так, чтобы прожить на свете только сорок лет. Вместо сорок лет я прожил пятьдесят, следовательно, украл у вечности десять лет и не имею права жаловаться на судьбу. Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали калеными клещами».