Рецензии на книги издательства «Академия художеств СССР»

спойлер
Оценка tursiops_truncatus:  5  
Чрезвычайно полезная книга!

Читая книгу Лев Толстой - Лев Толстой. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 4 я заметил, что в ней очень хорошие иллюстрации ко второму тому романа «Война и мир», кроме того, каждая из них привязана к определённому фрагменту текста, но они не подписаны, и найти этот фрагмент для некоторых иллюстраций не так просто. И я подумал: «Где найти подписи к этим иллюстрациям»? Посмотрев на оборот титула тома, узнал, что автор иллюстраций — Дементий Шмаринов, и после недолгих поисков нашёл в библиотеке эту замечательную книгу! В ней оказались все иллюстрации, которые я видел в читаемом собрании сочинений, подписи к ним и даже фрагменты из текста, которые они иллюстрируют!

В начале книги помещена статья Ю. Халаминского о творчестве Д. Шмаринова, но самое интересное — следующая за ней статья… Развернуть 

Оценка M_Aglaya:  5  

Письма, мемуары... искусство, живопись. ))

Про что: ну, именно то, что изложено в заголовке. Как всегда, испытывая интерес к чтению писем и разыскивая, что где еще можно в этом плане раздобыть, я наткнулась в каталоге нашей библиотеки на эту книжку. Да! знаю - это в советские времена издательства по искусству осуществляли издание такой серии - по художникам. Я такие видела в продаже в букинистическом разделе на озоне. Но эта книга относится, видимо, к одним из самых первых изданий в серии, и ее там не было.

При чтении я обнаружила, что писем как таковых здесь довольно мало... Даже с учетом добавлений писем других лиц. Возможно, Брюллов не очень увлекался писанием писем. Но это все равно было крайне интересно. Издательство тут использовало такой метод - какой в раздобытых мною других книгах… Развернуть 

Оценка alexlappo1:  4  
9/10

Хорошо, что есть эта книга. Перов предстаёт как бытописатель посредством языка, а не живописи. Моё внимание привлёк рассказ где-то в середине про крестьянина. Да там, в общем-то всё про крестьян. Я сейчас и не помню какой точно...
С живописью наших художников, реалистов, как, — грустно, но радостно. Появляется пресловутая надежда, причём не связанная с определённым результатом, а вообще светлое чувство внутри начинает расти, и улыбается всё наше озорное существо.
Т.е., как бы так не прозвучало громко — как будто чувствуешь сердцем. Ну, потому что так и написано.

Оценка AneK_Shark:  5  
Для преподавателей и практикующих студентов.

Прекрасная книга для преподавателей и студентов, в которой подробно расписаны задания и их цели по учебным годам, указано на что следует обратить внимание учеников в первую очередь, и как лучше организовать их работу, поэтапно расписаны объяснения к заданиям, что облегчает подготовку теории к уроку; указаны критерии навыков и знаний которые должен приобрести ученик; объяснена разница между зарисовками и набросками, и важности их роли в становлении художника, и очень много другого.

В целом, мне книга очень понравилась, жаль что она не попалась мне в студенческие времена, тогда она бы очень помогла в подготовке открытых уроков, и ответила бы на многие вопросы, когда ты спрашивал у преподавателя "Зачем?", а он загадочно разводил руками))

Оценка ponderabile:  4  
К очеркам
Сборник «Очерков по истории русского искусства» даёт полные представления об отечественном искусстве, начиная с древнерусского изобразительного и искусства и заканчивая искусством на рубеже 19 и 20 веков. Во введении авторы сборника сразу дают понять, что данный труд является ‘попыткой представить всю историю русского искусства с позиции марксистско-ленинского понимания исторического процесса’, поэтому не стоит ждать от этой книги эстетических возгласов и эстетического  анализа величайших достижений изобразительного искусства.
Первый очерк «Древнерусское изобразительное искусство», представленный М. В. Алпатовым, советским искусствоведом и доктором искусствоведения, включает в себя «искусство восточных славян», «искусство киевского государства», «искусство эпохи феодальной… Развернуть 
Оценка 2NiManyu:  5  
Заглянуть за плечо мастера

Необычная и очень интересная книга, позволяющая оценить мастерство Василия Перова как писателя и интересного рассказчика. И работы его стали ближе, понятнее, роднее.
Для меня большим открытием оказались рассказы о «внутренней кухне» Академии Художеств, о взаимоотношениях учителей и слушателей. Разные подходы и идеи, характеры и задумки.
Благодаря этой книге мне стали интересны и другие художники, появилось желание своими глазами увидеть то, что так трогательно описывает автор. Единственный, на мой взгляд, недостаток этой книги, это отсутствие цветных иллюстраций. Впрочем, это можно решить очередным вдумчивым походом в любимую Третьяковскую галерею.

Оценка Muchacha_detestable:  4.5  

Илья Ефимович Репин был тем еще писакой.
Как удивительно чисто и легко его "Далекое близкое". Нет в нем ни напыщенности, ни старательности работяги, который писательством кормится, ни желания войти в вечность, которое присуще - и должно быть присуще! - тем, для кого писательство - призвание. Репин вспоминает, и эти вспоминания-переживания искренни и прямы. В них проносятся необузданные кони репинского детства, теряются в вышине потолки строгой Академии Художеств репинской юности, колосится под обжигающим волжским солнцем трава репинского взросления.
Но вот на горизонте воспоминаний возникает Стасов, или Ге, или Куинджи - любой признанный обществом творец, вызывающий у Репина восхищение. Все меняется: не остается ни следа оковывающей, чарующей простоты, которую сам художник так ценил. Он… Развернуть 

Оценка majestic87:  4  

Кому из нас не хотелось заглянуть через плечо творящего автора? Проникнуть в святая святых - творческий процесс? Г.С. Островский отчасти предоставляет нам такую возможность. Но лишь отчасти. Потому что спрашивать подобное у художника – то же самое, что задавать аналогичный вопрос поэту или композитору. И, если постоять за плечом, украдкой взглянуть на холст, - мы можем, то проникнуть в мысли, вернее, даже в замыслы художника – никогда.
Однако Г.С. Островский делает попытку проследить развитие процесса создания того или иного полотна по оставшимся эскизам. Как от эскиза к эскизу, из года в год менялась композиция, цветовое решение будущей картины, её смысловая составляющая. Это наблюдение за поэтапным рождением шедевра оказывается невероятно интересно!
Кроме того, Островский говорит о… Развернуть 

Оценка semper_victoria:  5  

Примечания, данные в конце, составляют треть книги, а их чтение едва ли не увлекательней чтения основного содержания. "Здесь автор не прав", "Это и дальнейшие указания автора того же порядка не точны", "Здесь автор путает". И везде подробная аргументация. Вот она, советская критика!
Автора искупает только разница с примечаниями в 60 лет. Первое издание Вибера это 1897-ой.

А по существу: главная цель книги - помочь художнику подбирать материалы и обращаться с ними так, чтобы работы дольше сохраняли свой первоначальный вид.