Книга вводит в оборот новый, до сих пор неизвестный и весьма обширный полевой материал, записанный в ходе фольклорных экспедиций в примыкающих друг к другу областях России и Беларуси (полевые исследования 2013-2019 гг. проводились в Смоленской, Брянской, Псковской областях Российской Федерации и Могилевской и Витебской областях Республики Беларусь). Сборник включает тексты так называемой несказочной прозы: рассказы исторического и квазиисторического содержания (предания) и мифологические рассказы (былички). Такое сочетание позволяет читателю, с одной стороны, посмотреть глазами местных жителей на историю края, насыщенную разнообразными событиями глобального и частного масштаба, с другой - увидеть ту воображаемую, но тоже кажущуюся реальной тайную, скрытую загадочную жизнь деревень, лесов, водоемов, населенных мифическими существами. Два взгляда на одну и ту же жизнь и на одно и то же пространство - мифологический и исторический - и взаимодействие двух родственных культур - русской и белорусской - создают возможность увидеть закономерности развития фольклорной традиции или просто окунуться в уникальный мир традиционной культуры этого региона, в котором архаические мифологические модели и современное мировоззрение сосуществуют и подпитывают друг друга. В публикуемых текстах чудо и пророчество помещены в повседневный или конкретно-исторический контексты: помещик, лишенный имения в годы Гражданской войны, предсказывает неэффективность колхозного строя, сосна, посаженная корнями вверх и проросшая, говорит о скором поражении Наполеона, утонувший в реке фашистский танк заключает в себе клад, за которым охотятся местные подростки и который охраняют русалки.
Книга вводит в оборот новый, до сих пор неизвестный и весьма обширный полевой материал, записанный в ходе фольклорных экспедиций в примыкающих друг к другу областях России и…
Коллективная монография посвящена описанию лингвокультурной ситуации на русско-белорусско-украинском и восточнославянско-польском пограничье, основным маркерам самоидентификации местного населения (язык и конфессия), представлениям о «своем» и «чужом» языке, восприятию языка этнических соседей, особенностям функционирования литургического (церковнославянского) языка и паралитургических текстов в полиязычной среде, мемориальной эпиграфике, в которой отразились языковые особенности «пограничных» традиций, лексике и терминологии обрядов, бытующих на пограничье культур. В книгу вошли материалы многолетних полевых исследований, проведенных в Смоленской, Брянской и Псковской областях Российской Федерации, в Витебской, Могилёвской, Гродненской областях Республики Беларусь, в Подляском воеводстве Республики Польша, а также в регионах Украины (Подолия, Галиция, Буковина) и Молдовы (Бессарабия), где соседство славян с неславянскими народами имеет длительную историю. Значительную долю материалов составили данные из архивных источников XIX–XXI вв.
Коллективная монография посвящена описанию лингвокультурной ситуации на русско-белорусско-украинском и восточнославянско-польском пограничье, основным маркерам самоидентификации…
В антологию вошли 237 поэтических произведения 118 русскоязычных авторов XVIII — первой трети XX века, посвященные различным аспектам книжной культуры, проблемам чтения и библиотечным практикам. Среди этих стихотворений вы встретите как хрестоматийные, знакомые из школьной программы по литературе, так и совсем малоизвестные. Ряд текстов публикуется впервые после 1917 года. Некоторые выходили в свет лишь единожды в дореволюционной периодике, а затем были незаслуженно забыты. Настала пора вернуть их заинтересованному читателю.
Названием сборника стала строка из стихотворения Саши Черного «Ночные ламентации».
Антология проиллюстрирована репродукциями картин русских художников XVIII — начала XX века.
В антологию вошли 237 поэтических произведения 118 русскоязычных авторов XVIII — первой трети XX века, посвященные различным аспектам книжной культуры, проблемам чтения и…
В книге на основе изучения разнообразных письменных источников рассматривается взаимодействие людей с животными (главным образом, домашними) в России XVIII - начала XX века. Отмечены особенности в поведении и мировоззрении крестьян и дворян, мужчин и женщин, детей и взрослых. Обращается внимание на то, как дамы воспринимали комнатных собачек, а охотники - своих псов и диких зверей. Затронуты темы, связанные с отношением к телу в русской культуре.
Книга адресована специалистам по истории и культуре, антропологии и этнографии, а также всем, кто интересуется живой природой и нашим прошлым.
В книге на основе изучения разнообразных письменных источников рассматривается взаимодействие людей с животными (главным образом, домашними) в России XVIII - начала XX века.…
Помещённые в этой книге заметки и очерки в своей совокупности дают представление об античной культуре и цивилизации, о греко-римском наследии в современном мире. Предоставлены важнейшие сведения о классических языках - древнегреческом и латинском. В разбираемых сюжетах поясняются, комментируются, исследуются греческие и латинские слова, фразы, языковые явления, а также античные, библейские и средневековые культурно-исторические обстоятельства. Второе издание значительно переработано и дополнено приложением. Книга будет полезна старшеклассникам, студентам, аспирантам и всем, кого интересует история и культура России и Западной Европы.
2-е издание, переработанное.
Помещённые в этой книге заметки и очерки в своей совокупности дают представление об античной культуре и цивилизации, о греко-римском наследии в современном мире. Предоставлены…
Книга посвящена фольклорной традиции территории белорусско-русского этнокультурного и языкового пограничья. Публикуются материалы, записанные в ходе экспедиций 2013–2019 гг. в Велижском р-не Смоленской обл., Злынковском р-не Брянской обл., Себежском р-не Псковской обл., а также в Чериковском и Кричевском р-нах Могилевской обл. и Россонском р-не Витебской обл. Республики Беларусь. На протяжении веков эта территория была зоной межэтнического, межконфессионального и межрегионального взаимодействия, что способствовало формированию особой идентичности местных жителей. С одной стороны, они ощущают себя людьми границы, и граница постоянно присутствует в их сознании, с другой — частью этнической и религиозной общности, определить которую для них не всегда бывает просто; наиболее частое самоименование — тутэйши. Эта ситуация ярко отражается в фольклоре, мифологии, обрядности. В книгу вошли легенды, стереотипные описания представителей других этносов и конфессий, календарные тексты, лечебные заговоры, описания календарных и лечебных обрядов и др. Все тексты публикуются впервые.
Тексты снабжены обширным справочным аппаратом.
Книга посвящена фольклорной традиции территории белорусско-русского этнокультурного и языкового пограничья. Публикуются материалы, записанные в ходе экспедиций 2013–2019 гг. в…
Книга представляет собой первое исследование русского гостеприимства и застолья как его основной составляющей в его праздничности и повседневности. Точка зрения иностранцев, которые охотно откликаются на традиции русского гостеприимства, сопоставляется с его восприятием изнутри традиции.
В книге рассказано о приеме гостей, включающем приглашения, приветствия, тосты, формулы благодарности или отказа, пословицы, застольные анекдоты, а также этиологические легенды, объясняющие элементы этикета и пищевые запреты. Рассказано, в какой мере человек повелевает своим организмом или идет у него на поводу, насколько он подчиняется принятым в обществе правилам поведения, способен ли он соблюдать распорядок дня или уступает своим прихотям, насколько он всеяден или позволяет себе прихоти, предается ли чревоугодию или ест, чтобы только поддержать свой организм в рабочем состоянии.
В качестве источников привлекается обширный исторический, этнографический, фольклорный и лингвистический материал, в том числе архивный и записанный автором в различных регионах России.
Книга рассчитана на специалистов и на широкий круг читателей, интересующихся традиционной духовной культурой.
Книга представляет собой первое исследование русского гостеприимства и застолья как его основной составляющей в его праздничности и повседневности. Точка зрения иностранцев,…
Монография Д. А. Щербакова - новаторская. Поэтапно рассмотрены не только многочисленные суждения известных отечественных и зарубежных критиков, литературоведов, философов и политиков, различным образом характеризовавших Н. Г. Чернышевского в связи и вне связи со знаменитым романом "Что делать? Из рассказов о новых людях". Особое внимание уделено еще и анализу политического контекста на каждом этапе восприятия этой знаменитой книги, комплексно исследуется специфическая риторическая техника автора, своего рода манипулятивная технология, обусловившая изначально небывалый, да и ныне отнюдь не угасший интерес читателей.
Раздел "Приложения" содержит, кроме прочего, статистическое исследование популярности автора хрестоматийно известного романа в современном цифровом пространстве, определены и описаны основные группы отзывов.
Монография адресована филологам, историкам, культурологам, политологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей отечественной литературы.
Монография Д. А. Щербакова - новаторская. Поэтапно рассмотрены не только многочисленные суждения известных отечественных и зарубежных критиков, литературоведов, философов и…
Автор этой книги Инна Яковлевна Розенталь (1932-2012) - преподаватель французского языка. Выросшая в среде знатоков и ценителей литературы и искусства, она была больше, чем учитель французского. С несколькими поколениями учеников она делилась своим умением воспринимать, понимать и ценить "мимолетности" жизни человека. Свежесть восприятия, способность видеть удивительное в обычной жизни и в то же время глубоко оценивать увиденное И.Я. Розенталь сохранила до старости. В коротких, по существу, поэтических "живописных" зарисовках читатель увидит глубокое понимание и красоту обыденности. В череде представленных в книге мимолетностей жизни Инны Яковлевны постепенно открывается душа замечательного творения природы - человека. Действительно, редкая книга!
Автор этой книги Инна Яковлевна Розенталь (1932-2012) - преподаватель французского языка. Выросшая в среде знатоков и ценителей литературы и искусства, она была больше, чем…
В сборнике публикуются фольклорные тексты о сельских жителях, которые пользуются магическим знанием (колдуны, пастухи, плотники, охотники, повитухи и др.), а также собственно магические тексты. Все они записаны в ходе многолетней работы фольклорной
экспедиции Российского государственного гуманитарного университета (Москва) в различные районы Архангельской области.
Записи, представленные в книге, отражают живую традицию магических практик и поверий жителей Русского Севера. Тексты откомментированы и снабжены обширным справочным аппаратом.
Издание предназначено специалистам в области фольклористики, этнографии, культурологии, студентам-филологам и всем интересующимся народной культурой.
В сборнике публикуются фольклорные тексты о сельских жителях, которые пользуются магическим знанием (колдуны, пастухи, плотники, охотники, повитухи и др.), а также собственно…
«Земноводное в кармане, или Сумасбродные похождения Лилит Ханум» — мудрая, ироничная, изящная книга. Она разворачивается неспешно, позволяя вслушаться в музыку фразы. В ней есть сказка, фэнтези, плутовской роман, семейная сага, мистика, детектив, есть веселая филологическая игра, есть грациозное переплетение цитат и очень своеобразный и уютный юмор. И есть настоящий сквознячок из вечности, и тот самый таинственный зазор, дополнительное измерение между буквами, где космическое стыкуется с комическим, как писал Набоков.
«Земноводное в кармане, или Сумасбродные похождения Лилит Ханум» — мудрая, ироничная, изящная книга. Она разворачивается неспешно, позволяя вслушаться в музыку фразы. В ней есть…
Комплект может быть рекомендован учителям-логопедам школьных логопунктов общеобразовательных организаций, специалистам коррекционных школ, студентам дефектологических факультетов, учителям начальных классов, а также родителям для организации работы по оказанию помощи детям в домашних условиях. Выполнение предложенных заданий и упражнений в системе логопедической работы позволяет преодолеть причины, а значит, предупредить и устранить проявления оптической и диспраксической (кинетической) дисграфии – нарушений, в структуре дефекта которых преобладает неполноценность зрительно-пространственного и моторного компонентов письма. Комплект предназначен для детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР, УО), испытывающих трудности в освоении программы по русскому языку. Разноуровневый по степени сложности материал делает возможным использование данного пособия на групповых и индивидуальных занятиях с учетом структуры нарушения и возрастных особенностей школьников.
Комплект может быть рекомендован учителям-логопедам школьных логопунктов общеобразовательных организаций, специалистам коррекционных школ, студентам дефектологических факультетов,…
Вниманию специалистов и родителей предлагается рабочая тетрадь, которая является частью серии пособий «Логопедические прописи». Представленный комплект позволяет раскрыть содержание логопедической работы, направленной на совершенствование технической стороны навыка письма у детей с нарушениями речи. Тетради предназначены для детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР, УО), испытывающих трудности в освоении программы по русскому языку. Комплект может быть рекомендован учителям-логопедам школьных логопунктов общеобразовательных организаций, специалистам коррекционных школ, студентам дефектологических факультетов, учителям начальных классов, а также родителям для организации работы по оказанию помощи детям в домашних условиях. Выполнение предложенных заданий и упражнений в системе логопедической работы позволяет преодолеть причины, а значит, предупредить и устранить проявления оптической и диспраксической (кинетической) дисграфии – нарушений, в структуре дефекта которых преобладает неполноценность зрительно-пространственного и моторного компонентов письма. Разноуровневый по степени сложности материал делает возможным использование данного пособия на групповых и индивидуальных занятиях с учетом структуры нарушения и возрастных особенностей школьников.
Вниманию специалистов и родителей предлагается рабочая тетрадь, которая является частью серии пособий «Логопедические прописи». Представленный комплект позволяет раскрыть…
Вниманию специалистов и родителей предлагается рабочая тетрадь, которая является частью серии пособий «Логопедические прописи». Представленный комплект позволяет раскрыть содержание логопедической работы, направленной на совершенствование технической стороны навыка письма у детей с нарушениями речи. Тетради предназначены для детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР, УО), испытывающих трудности в освоении программы по русскому языку. Комплект может быть рекомендован учителям-логопедам школьных логопунктов общеобразовательных организаций, специалистам коррекционных школ, студентам дефектологических факультетов, учителям начальных классов, а также родителям для организации работы по оказанию помощи детям в домашних условиях. Выполнение предложенных заданий и упражнений в системе логопедической работы позволяет преодолеть причины, а значит, предупредить и устранить проявления оптической и диспраксической (кинетической) дисграфии – нарушений, в структуре дефекта которых преобладает неполноценность зрительно-пространственного и моторного компонентов письма. Разноуровневый по степени сложности материал делает возможным использование данного пособия на групповых и индивидуальных занятиях с учетом структуры нарушения и возрастных особенностей школьников.
Вниманию специалистов и родителей предлагается рабочая тетрадь, которая является частью серии пособий «Логопедические прописи». Представленный комплект позволяет раскрыть…
Вниманию специалистов и родителей предлагается рабочая тетрадь, которая является частью серии пособий «Логопедические прописи». Представленный комплект позволяет раскрыть содержание логопедической работы, направленной на совершенствование технической стороны навыка письма у детей с нарушениями речи. Тетради предназначены для детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР, УО), испытывающих трудности в освоении программы по русскому языку. Комплект может быть рекомендован учителям-логопедам школьных логопунктов общеобразовательных организаций, специалистам коррекционных школ, студентам дефектологических факультетов, учителям начальных классов, а также родителям для организации работы по оказанию помощи детям в домашних условиях. Выполнение предложенных заданий и упражнений в системе логопедической работы позволяет преодолеть причины, а значит, предупредить и устранить проявления оптической и диспраксической (кинетической) дисграфии – нарушений, в структуре дефекта которых преобладает неполноценность зрительно-пространственного и моторного компонентов письма. Комплект предназначен для детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР, УО), испытывающих трудности в освоении программы по русскому языку. Разноуровневый по степени сложности материал делает возможным использование данного пособия на групповых и индивидуальных занятиях с учетом структуры нарушения и возрастных особенностей школьников.
Вниманию специалистов и родителей предлагается рабочая тетрадь, которая является частью серии пособий «Логопедические прописи». Представленный комплект позволяет раскрыть…
Множество обращений к психологам и психотерапевтам связано с тем, что люди выгорают на работе и в семье, относясь к себе как к машинам с бесконечным ресурсом. Один из вопросов, который часто задает себе человек - "как мне относиться к себе"? Как к живому, чувствующему, страдающему и радующемуся существу, или как к роботу с набором функций, вся ценность которого заключается в том, насколько успешно и быстро он выполняет свою работу? В книге затронуты такие вопросы, как функциональное и эмоциональное отношение к себе, насилие над собой и другими, способность заботиться о себе, поддержка и самоподдержка. Особое внимание уделено "внутренней обезьяне" - нашим эмоциям и тому, как их распознать, о чем они пытаются сообщить и как с эмоциями обходиться, чтобы они были нам поддержкой, а не врагом или помехой.
Множество обращений к психологам и психотерапевтам связано с тем, что люди выгорают на работе и в семье, относясь к себе как к машинам с бесконечным ресурсом. Один из вопросов,…
В учебном пособии изложен взгляд на риторику как искусство практического словесного взаимодействия, предоставляющее возможность мастерски использовать слово в качестве инструмента убеждения. Умелое обращение со словом является не только профессиональной компетенцией личности в любой сфере деятельности, но и показателем общей культуры человека.
В основе авторской позиции лежит представление о риторике как науке и искусстве красноречия. Описаны основные этапы истории европейской риторики со времен античности до наших дней, рассмотрены ее главные категории. Предложены методические рекомендации, связанные с художественно-выразительными возможностями речевого действия. Цель практикума - развитие творческих качеств личности, воспитание умения выразительно действовать словом, достигать эффективности речевого действия. Голосо-речевой тренинг помогает развить внутренние элементы психотехники: воображение, внимание, эмоциональную память; усовершенствовать аппарат воплощения: голос, интонацию, движения; в единстве внутреннего и внешнего достичь действенности звучащего слова.
Пособие адресовано специалистам, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами ораторского искусства.
В учебном пособии изложен взгляд на риторику как искусство практического словесного взаимодействия, предоставляющее возможность мастерски использовать слово в качестве инструмента…
Книга написана в форме краткого путеводителя по миру Великого Детектива. Обилие фактического материала, карты, планы, выдержки из почтовых и телефонных справочников, газет и мемуаров, прейскуранты на вина, цены на продукты, подробный рассказ о домашнем быте, транспорте, одежде, полиции Лондона поздневикторианских времен, многочисленные иллюстрации делают эту книгу ценной для любого, кому интересна эпоха Шерлока Холмса.
.3-е издание, исправленное и дополненное.
Книга написана в форме краткого путеводителя по миру Великого Детектива. Обилие фактического материала, карты, планы, выдержки из почтовых и телефонных справочников, газет и…
Тема загробного воздаяния - один из лейтмотивов средневековой иконографии и средневековой культуры в целом. Однако это визуальное наследие до сих пор не только плохо изучено, но и мало доступно читателю. Древнерусская книжная миниатюра публикуется не часто, а при издании икон и фресок демонологические и инфернальные образы редко заслуживают особого комментария.
"Анатомия ада" - первый визуальный "путеводитель" по основным сюжетам древнерусской демонологии и иконографии преисподней. Авторы показывают, как иконописцы средневековой Руси и старообрядческие мастера XVIII - начала XX в. представляли демонов и как демонизировали грешников; как они изображали дьявольские искушения и призрачные иллюзии; как визуализировали невидимое: исход души из тела, спор ангелов и бесов за душу умершего, ее странствия по мытарствам и пеструю череду загробных мук.
В альбом вошло около 300 изображений, большинство из которых ранее не публиковалось.
4-е издание, исправленное и дополненное.
Тема загробного воздаяния - один из лейтмотивов средневековой иконографии и средневековой культуры в целом. Однако это визуальное наследие до сих пор не только плохо изучено, но и…
В книге рассматривается становление и расцвет монашества в Приуралье в XV – начале XVIII в., который был приостановлен церковными реформами Петра I. Автор погружает читателя в повседневный мир вятских и пермских обителей, проникая в сложные вопросы духовной жизни, раскрывая социальный облик монашествующих, их образ жизни и быт. Иноческая жизнь рассматривается в контексте значимых исторических событий, через символизм монастырских ансамблей, содержание книжной культуры, взаимное влияние монастырей и мира.
В книге рассматривается становление и расцвет монашества в Приуралье в XV – начале XVIII в., который был приостановлен церковными реформами Петра I. Автор погружает читателя в…