Больше рецензий

20 февраля 2019 г. 18:00

5K

5 «Ужасна изжога зависти. Как тяжело завидовать!» (Олеша «Зависть»)

Роман «Зависть» я склонна воспринимать вне контекста той конкретной эпохи, когда он был написан, так как он кажется актуальным и в наше время.

Главным завистником является 27-летний неудачник Николай Кавалеров. На мой взгляд, Кавалеров – это какая-то странная смесь бездействующего и пассивного романтика-мечтателя из произведений Достоевского с его же загадочным и парадоксальным подпольным человеком. Выброшенного из пивной пьяного Николая подобрал директор треста Андрей Бабичев, предоставив ему жильё и работу. Однако герой отплатил своему спасителю чёрной неблагодарностью, возненавидев его. Чувство зависти не давало покоя Кавалерову: «Именно в этом мире я хочу славы! Я хочу сиять так, как сиял сегодня Бабичев».

Но есть в романе и ещё один завистник – Иван Бабичев (старший брат Андрея), возомнивший себя великим учителем-проповедником, создателем фантастической машины («дал ей имя девушки, сошедшей с ума от любви и отчаяния, - имя Офелии») и разработчиком теории заговора чувств. Обвиняя людей в бездушии («чувства выбрасывают они»), он мечтал организовать и возглавить последний парад прославленных поэтами великих чувств и страстей, встряхнуть их, «вызвать мгновенный прекрасный блеск» и навсегда закрыть занавес. Однако позже он признался дочери (которую когда-то в разговоре с братом грозился задушить собственными руками): «Я ошибся, Валя… Я думал, что все чувства погибли – любовь, и преданность, и нежность… Но всё осталось, Валя… Только не для нас, а нам осталась только зависть…».

В результате заговор чувств провалился, а удивительная машина (реальная она или лишь воображаемая, не имеет значения), подобно чудовищу Франкенштейна, поглотила все лучшие силы своего создателя. И лишёнными поэтических чувств оказались не окружающие люди, а сами завистники и обвинители. То есть в других они раньше видели лишь собственное зеркальное отражение, не понимая этого. Кстати, случайная встреча двух завистников произошла именно у уличного зеркала (сначала – в его отражении), возле которого стоял Кавалеров, думая «про оптические обманы, про фокусы зеркала». «Непонятное кажется смешным или страшным».

Как известно, самыми яростными гонителями часто бывают люди, не осознающие теневую сторону в самих себе. Ведь намного проще и приятнее испытывать к другим справедливый и праведный гнев, чем заглянуть в лицо собственным трудностям в процессе выявления своего уязвимого места.

«Ужасна изжога зависти. Как тяжело завидовать! Зависть сдавливает горло спазмой, выдавливает глаза из орбит». Зависть, являясь следствием сравнения, актуализирует имеющиеся на данный момент проблемы личности и показывает, насколько человек доволен своей жизнью. Завистник сознательно обесценивает чужие достижения и морально негодует, чтобы понизить уровень своей тревожности, возникшей от ощущения личной несостоятельности на фоне успешности другого. Отрицание системы ценностей этого другого и создание из него образа врага помогает временно избавиться от чувства вины за собственные неудачи.

В романе красочно обрисованы дороги, ведущие к разрушению и деградации личности. Они проходят через густые заросли ненависти, озлобленности, враждебности, нарциссизма, болезненного самолюбия. Ну, и, конечно, зависти. Все эти «сгустки зависти» и вызванных ею негативных чувств и эмоций перекрывают путь в царство свободы и духовности. И оба героя, соединившись вместе, с ещё большим ускорением продолжают скатываться вниз. Кавалеров наконец-то «понял степень своего падения. Оно должно было произойти. Слишком лёгкой, самонадеянной жизнью жил он, слишком высокого был он о себе мнения, - он, ленивый, нечистый и похотливый…». Но воли к действию и изменениям у него не хватало. И в финале завистники пытаются обрести покой с помощью равнодушия (парализующего и убивающего все чувства), объявляя именно его лучшим из состояний человеческого ума.

Ветка комментариев


Доброе утро, боевая подруга!
Наверное, что-то нужно поправить в настройках, потому что я не получал уведомления об ответе на мой комментарий, "просто" решил продолжить комментировать Ваши рецензии ) :)!
Ну вот. Я не знал об этих высказываниях Олеши. Кстати, его слова, произнесенные на съезде - это сильно, потому что очень лично, очень лично. Тем более приятно, что мое видение совпало с авторским, а, значит, прицел точен, что называется.
Так всё непросто в этой жизни, с самореализацией и прочими мелочами, так не просто. А если ты живешь с того, что пишешь? А если это не покупается, хотя и первостатейно? И как тогда? А если к тому же личные черты таковы, что ранимость и низкая самооценка - что тогда? Умирать ложиться? Что?
Наверное, именно поэтому в этой среде, живущей на Творчестве или на творчестве, или на псевдо-творчестве, - так всё обострено, много хорошего и много низменного. Знаете, такая грань постоянно нравственного выбора: как жить? Бескомпромиссно или по-иному? Ложиться с режиссером или нет? И куча всего другого, возможно, ещё более сложного в своей природе и необходимости ответов.
Так что и Ваш отзыв, и сама книжка - пять баллов!


Добрый день, мой боевой друг!

Наверное, что-то нужно поправить в настройках, потому что я не получал уведомления об ответе на мой комментарии

Так именно об этом я Вам и писала в ответном комменте к Вашему отзыву на "Годы в большой политике" Примакова. Посмотрите. Вы, вероятно, тоже не получили уведомление о нём и не прочитали. Давайте срочно поправляйте свои сбитые настройки! А то как же Вам комментарии будут писать, если Вы их не видите и не отвечаете? Устраняйте это полнейшее безобразие!)))

"просто" решил продолжить комментировать Ваши рецензии ) :)!

Я в полном восторге! Это самая лучшая из всех идей, которые могли прийти в Вашу голову сегодняшним добрым утром!))) И пусть эта восхитительная идея посещает Вас как можно чаще!

Я не знал об этих высказываниях Олеши. Кстати, его слова, произнесенные на съезде - это сильно, потому что очень лично, очень лично. Тем более приятно, что мое видение совпало с авторским, а, значит, прицел точен, что называется.

Да, я так и поняла, что Вы не знакомы с этим выступлением Олеши. И сразу оценила Ваше попадание в десятку! Мастерство не пропьёшь, как говорится.)))

Полностью согласна с Вами, что овладеть искусством жить – это очень и очень непросто! Помните, как у Чехова в "Дуэли"? Два шага вперёд, шаг назад... Быть может, и доползём когда-нибудь куда-нибудь… Если получится. Но унывать всё равно нельзя!

Благодарю Вас, Александр, за очередной прекрасный комментарий!