Больше рецензий

nastena0310

Эксперт

Записки Графомана

22 июля 2019 г. 16:39

4K

4 С глаз долой!

(...) и как же далеко мы от мира, в котором скоро перестанем узнавать, кто мы, и не вспомним даже, как нас зовут, да и зачем, для чего нужны нам имена, одна собака узнаёт другую не по кличке, нами данной, а по запаху, и мы здесь — словно какая-то особая порода собак, узнаем друг друга по лаю, по голосу, а все прочее — черты лица, цвет глаз и волос — не в счет, как бы и не существует (...)

Двойственные впечатления остались у меня от этого романа по итогу. Такие же двойственные как и сама книга, в которой автор попытался совместить не слишком (по крайней мере лично для меня) совместимые вещи, а точнее жанры. Сначала я была просто в диком восторге, ну как же одна из моих любимых тем как в литературе, так и в кинематографе - апокалипсис и постапокалипсис. Внезапно люди без каких либо видимых причин начали слепнуть один за другим, слепота поражает как здоровых, так и больных, как детей, так и стариков, как мужчин, так и женщин. И первая реакция властей - попытаться сдержать распространение таинственной и жуткой эпидемии, отправив зараженных и тех, кто с ними контактировал, в карантин, где им сразу популярно объяснят, что теперь на них не распространяются какие либо свободы, права и законы, они теперь не люди и граждане, а угроза, которую нужно изолировать любой ценой. И тут автору хотелось просто аплодировать за то как ярко, красочно и жутко в своей реалистичности он изобразил и то как легко можно поставить рядового гражданина, не совершившего ничего противозаконного, вне системы, лишить его всего во мгновение ока и ничего ты с этим поделать не сможешь и никто и пикнуть против не то что не посмеет, но и даже не подумает, если его лично это пока не коснулось.

И то как быстро в таких ситуациях с нас слетает шелуха цивилизации, оставляя лишь животное начало и самые примитивные инстинкты, власть в таких случаях очень быстро оказывается в руках бандитов и негодяев, потому что они не сомневаются в своем праве, праве сильного, пока люди более порядочные и честные терзаются моральными вопросами, а имею ли я право указывать другим что делать. И здесь мне даже не мешал своеобразный стиль автора, который может показаться тяжеловесным, трудным для восприятия, делающим текст каким-то плотным. Все эти длиннющие предложения с минимальным количеством пунктуации без разбивки диалогов на собственно диалоги, они только усиливали эффект погружения в хаос, у меня было ощущение, что я читаю хроники выживших, тех, кто уже не имеет никакого отношения к нашей с вами цивилизации, возможно смотрящих на произошедшую катастрофу через десятки, а то и сотни лет. Этому же способствовало и обезличивание героев, ни у кого здесь нет имен: жена доктора, таксист, первый слепец, девушка в черных очках... Все это создает достаточно сильный, проникающий под кожу эффект.

Однако же карантин не может быть вечным: либо эпидемию удастся остановить, либо она охватит весь мир. Не думаю, что сильно проспойлерю сейчас, что тут сюжет развивался по второму сценарию. Люди вышли из психушки, которая служила им зоной карантина и обнаружили, что привычного мира больше не существует. Нет частной собственности, так как ослепшие владельцы не в состоянии найти дорогу домой, нет транспорта, так как некому им управлять, нет электричества и прочих благ цивилизации, потому что мир ослеп и теперь вынужден бродить в потемках, пытаясь найти остатки продовольствия и пресной воды. Улицы медленно но уверенно покрываются слоем грязи и дерьма, бывшие домашние любимцы теперь не прочь отобедать человечиной, благо трупов в городе полно, а законов, правил и хоть какой-либо организации больше не существует. И тут в принципе тоже вроде как придраться не к чему. Нарисованные автором картины метафоричны и показательны, они заставляют задумываться и искать вложенный в них смысл. Вот, например, церковь, в которой кто-то еще будучи зрячим замалевал белой краской глаза и всем святым, или площадь, на которой слепые ораторы обращаются к слепой публике. Слепота здесь становится лишь метафорой, все мы слепы и живем в мире слепцов...

Но! Часть, посвященная жизни наших гг в городе уже откровенно превращается в притчу, не будет никаких ответов на вопросы, типа а чем была вызвана слепота или почему лишь один единственный человек так и не ослеп. Ответ у меня тут есть лишь один: так надо было автору, чтобы показать читателям то, что он хотел показать... И я в общем-то не против притч, но я против такой радикальной смены курса, у меня по итогу осталось впечатление как будто я прочитала две хорошие, сильные, умные книги, но которые, увы, так и не слепились у меня в одну... С автором я точно не прощаюсь. Но и спешить продолжать знакомство пока тоже не буду.
картинка nastena0310

Прочитано в рамках клуба "КЛРС"

Девочки, Лана Lanafly и Вика Viculichna , спасибо за компанию!)

Ветка комментариев


Так вот я и думаю, что тут замах был шире, а вот воплощение...

Я просто заметила, что "Слепоту" чаще вспоминают именно с философских позиций, и выглядит так, словно это литература для избранных
А "Триффиды" - фантастика, низкий жанр.

Что по-моему не есть правильно


да, воплощение подкачало, автор не выдержал один, им же заданный стиль и понесло его именно что в философию и притчу, а сюжет получается по борту, он им стал вертеть так как надо ему, чтобы показать то или это, а отсюда еще и вытекает равнодушие к героям, потому что не воспринимаешь их как личностей...

Что по-моему не есть правильно

По-моему тоже, так что соглашусь с тобой, как по мне все это деление на высокие и низкие жанры снобовщина полная, можно и из детского детектива полезную мысль вынести, а можно и после Пруста с ветром в голове остаться...