Больше рецензий

1 февраля 2020 г. 20:34

630

4.5 Педагогика сквозь века.

Эх, эту бы книгу - да в обязательном порядке заставить читать наше министерство образования, пафосно рассуждающее о духовных скрепах! А потом - требовать с министров полный разбор этого научного труда, что б проверить, кто чего усвоил. И только потом допускать к разработке программ по обучению детей.
Хотя книга написана в девятнадцатом веке, а на дворе двадцать первый, актуальность рассматриваемых Петром Францевичем проблем ничуть не снизилась, и даже, пожалуй, ещё более возросла. Конечно, некоторые его выводы не совсем точны: наука уже доказала зависимость темперамента в первую очередь от строения нервных волокон, а не от работы сердца и сосудов. И всё же основные идеи неопровержимы, они подтверждены многочисленными психологическими исследованиями.
Конечно, и про вред гиперопеки, и про формирование характера можно почитать у более современных авторов, но я не могу припомнить навскидку ни одного научного труда, в котором настолько целостно и разносторонне рассмотрено воспитание ребёнка. Здесь не только педагогика, здесь и социология, и психология, и физиология слиты в единое научное обоснование идей Лесгафта.
Сейчас таких масштабных исследований уже почти не встретишь. Если психологическое исследование, так уж непременно с использованием только психологической методологии и только в рамках одной-единственной научной парадигмы (зачастую выбранной даже не самим исследователем, а его научным руководителем). В лучшем случае - работы на стыке двух смежных областей: психологии и социологии, психологии и нейрофизиологии... Всесторонне рассматривать проблему сейчас не принято. От этого и выходят новые исследования невнятными, малополезными, будто бы кастрированными.
Из минусов этой книги - только очень тяжёлый для восприятия язык, многие словесные обороты за сто с лишним лет практически вышли из употребления.