Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 ноября 2011 г. 22:40

578

5

Насилие питается покорностью, как огонь - соломой.
(В.Г.Короленко)

Читать в обязательном порядке учителям и родителям, чтобы избавиться от розовых иллюзий в том, что подростки не способны на жестокость и подлость, причем на жестокость самую низкую, грубую и абсолютно безжалостную. А потом обязательно обсуждать эту книгу с детьми, обязательно! Процесс взросления девочки-подростка, психология ''жертва''-''палач'', умение учиться отвечать за собственные поступки и откуда ноги растут у ''проблемных детей'' -- выписаны Анникой Тор просто блестяще. На 149 страницах Тор умудрилась написать необъятное пособие по психологии подростков и их отношений в коллективе. Скажу честно -- не ожидала. Эту книгу часто сравнивают с ''Чучелом'', но, на мой взгляд, ''Правда или последствия'' -- глубже, острей, жестче и неуютней. Потому что история рассказана с точки зрения той, которая предала, той, которая мечтала пробиться в популярную стаю и ради этой цели оказалась готова на многое: на подлость и вранье. Тот путь, который прошла Нора: от потери и предательства задушевной подруги Сабины, которая променяла Нору на блестящую дочку дипломата Фанни до осознания собственной вины, -- думается мне, проходили почти все. Тот момент, когда ты ещё цепляешься за старую дружбу к которой привыкла, отчаянно отгоняя от себя новую, тем более, что эта новая --Карин -- ''малахольная сиськастая'' девочка-изгой, думаю проходили многие. И тогда нужно выбирать с кем ты будешь и нужно ли вообще выбирать. Как пройти тот путь взросления, научиться справедливости, не попасть в стаю, которая легко может сожрать и тебя, как научиться быть собой, быть в коллективе, но не в стае.
Думаю, что в конечном итоге у Норы получилось научиться исправлять свои ошибки и нести ответственность за каждый свой поступок, а это громадный шаг во взрослении...

А вот другая тема над которой я думала весь день -- отношения в паре жертва-палач. Так ли уж виноваты палачи в том, что начинают травить жертву? Ведь все дело в инстинктах: достаточно встать на позицию жертвы, показать, что ты слабее и те, кто травят вцепятся в тебя мертвой хваткой и не отпустят до последнего. Нельзя встраиваться в эту психологическую игру - она порождает зависимость, - нужно уметь давать отпор. Если бы Карин хоть раз дала отпор одной из девчонок: Сабине или Фанни -- они перестали бы травить. Как заметила сама Нора, раздраженная покорностью Карин:
Почему некоторые люди не умеют себя защищать? И сразу сдаются?
Вот в разрешении таких острых ситуаций важна, очень важна, роль взрослых: учителя и родителей, чтобы они смогли разрулить ситуацию, ведь, вырастая мы продолжаем играть в эту очень захватывающую игру: палач - жертва. Мы привыкаем! Но Гунилла не просто никакой учитель, она даже не пытается хоть что-то сделать, хоть с кем-то поговорить, даже в конце истории она просто и обыденно констатирует факт: Карин больше не вернется в наш класс. А сами палачи и жертвы воспитаны именно своими семьями: у Фанни -- папа дипломат и родителей практически вообще не бывает дома; у Сабины-- мама алкоголичка; у Карин вздохнуть невозможно без папиного разрешения -- обязательна покорность...
Страшные вещи на самом деле творят взрослые с детьми. Поэтому эту книгу необходимо читать как учителям, так и родителям! И разговаривать об этом с детьми. Задавая первый вопрос: А как бы поступил ты на месте Норы? ...Не спешите с ответом -- подумайте...

P.S. А книга досталась мне в подарок от издательства ''Самокат''. СПАСИБО громадное!

1 2

Комментарии


Спасибо за рецензию!
На тему подростковой жесткости и модели жертва-парач, сразу вспомнились две книги - "Прежде чем я упаду" Лорен Оливер и "Девятнадцать минут" Джоди Пиколт.


Спасибо!
Я пока писала отзыв всё время думала об эстонском фильме ''Класс'' и о том, почему взрослые настолько самоустраняются от таких проблем. Ведь нужно разруливать ситуацию, обязательно. Даже для тех кто травит это психологическая травма, которая никуда не денется, а останется с человеком на всю жизнь и будет уродовать жизнь дальше...
До Пиколт никак не доберусь, а вот Лорен Оливер имя для меня не известное. Нужно читать. Спасибо за наводку! :)


Я вряд ли буду ее читать, но ты так хорошо пишешь, Юль.


Инна, спасибо!!!!
Прочитала по дороге на работу и уже в конце сидела в метро как пристукнутая...


Какая хорошая рецензия)
Не раз сталкивалась с таким поведением) да, с ним сталкивался любой живущий в России...
у нас был в школе мальчик, которого все унижали, оскорбляли и издевались над ним. Сейчас я даже раскаиваюсь, что не защищала его. Есть во мне что-то от филантропа. Но очевидно не достаточно силы, чтобы пойти против толпы.

Спасибо за рецензию еще раз) Книгу обязательно прочитаю)


Спасибо вам!
Я думаю, что это проблема не только России, это очень удобная международная игра -- палач-жертва. Но книга на самом деле неудобная именно тем, что большинство были на месте Норы, пока читала краснела не раз и чувство стыда возникало частенько, когда вспоминала, что подхихикивала, когда мучили в классе одного мальчика...Стыдно безумно за тот смех и за ту трусость, но преодолелись со временем этот страх и нерешительность.
Против толпы всегда страшно идти, но и с толпой не менее страшно.


Извините, что влезаю в дискуссию, но вам обеим винить себя не за что. Как и у вас, у меня в классе была такая ситуация, но с одним отличием - я попыталась вступиться за бедного парня. Но он сказал, что ему все нравится, и выкрикнул на весь класс: "Ребят, "поиграйте" со мной еще!" Возможно, на это натолкнулась бы и ваша доброжелательность.
Кажется, жертвы сами хотят быть жертвами. :)


Мне кажется, ваш случай скорей исключение. Хотя чего только не бывает. :)


Да просто мало кто копался :)


Вполне возможно)) Ведь это иногда единственный способ общаться с теми, кто считается лучшими в классе. И, думаю, они подсознательно верят, что вот, через какое-то время, стоит только потерпеть, к ним станут относиться лучше и найдется другой мальчик для битья))


Это как раз ответ на вопрос: "Почему некоторые люди не умеют себя защищать? И сразу сдаются?" :) Да не хотят просто. Может, это такое особенное, мало кому доступное удовольствие, но этим людям действительно нравится страдать.
Как во "Властелине колец" - "Нет! Это мое тяжелое бремя! И я его буду нести один!" :)


Я всё же не соглашусь. Не всегда человек не защищается потому что не хочет, иногда он действительно не знает как это сделать, просто не умеет. Не нужно думать, что всем, кого обижают, страдания доставляют удовольствие, только потому что некоторым из них это нравится.


Только если говорить о детях, которые действительно просто не умеют защищаться. Но впоследствии они вырастают с тем самым "комплексом жертвы", от которого не так просто избавиться.
Можете привести мне другой пример?


Мы вроде о детях и говорим. В свете данной рецензии.


Дети многие не знают как себя защитить, они ещё не понимают этого и продолжают играть в игры и им кажется, что это часть игры, в которой им отведена такая вот роль. Многим не нравится, но они не знают как защищаться и что делать, чтобы тебя не унижали...


Думаю, то что жертва сама виновата, ни в коем разе не отменяет вины палача. Да и не уверенна я, что тот кого травят всегда сумеет дать достойный отпор, это не так то просто, это тоже нужно уметь, иначе может выйти ещё хуже.

Книгу прочту обязательно!

За рецензию, как всегда, спасибо. :)


Ира, нигде не написано, что ''жертва сама виновата'' ))) Написано, что нельзя встраиваться в эту матрицу ''палач-жертва'', а вот для того, чтобы ребенок мог дать отпор и нужна помощь взрослых. Для того, чтобы разрулить ситуацию. Иначе эта матрица переходит во взрослую жизнь и продолжается уже там. Они на самом деле находят друг друга. И ещё важно, чтобы нейтральные дети умели принимать чью-то сторону. Умели защищать не боясь толпы. Извечная проблема, увы...


ну это я так сократила мысль, чтоб долго не расписывать, сама уже поняла, что не очень удачно. :)
да, без помощи взрослых скорей всего не обойтись, но они сами не всегда знают, как помочь. это плохо. я уж не говорю о том, что иногда им просто всё равно.
у меня похожие ситуации в детстве были, я именно всегда оказывалась нейтральной стороной и даже не потому что боялась, просто вообще об этом не задумывалась. а вот в подростковом возрасте у меня, а потом у моей сестры получились почти аналогичные ситуации, когда мы как раз сами как-то осознали и я этому очень рада!


Ира, вот это главная беда в разговорах, когда чужие слова сокращают до собственных мыслей :)))
Ты знаешь, на мой взгляд это вообще очень сложная вещь для взрослых - регулировать подростковые отношения и главное не терять контроль над детьми...Ведь те, кто травят они вполне могут не осознавать, что другому может быть больно...Нейтральная позиция самая опасная, впрочем, мы уже говорили на эту тему. И Анника Тор показывает как важно не сохранять нейтралитет, быть собой, быть в коллективе и быть собой...Не играть по чужим правилам, если они тебе не подходят, а создавать свои правила и быть собой. Отвечать за каждый свой поступок...


Ну, я надеюсь, ты в любом случае поняла, что я имела ввиду?.. : )) То что кто-то слаб и покорен не снимает вины с палача. Это можно объяснить и понять, но не оправдать.

Я думаю, да, чаще действительно не осознают и делают это не столько по злобе, сколько просто чтоб позабавиться. Хотя ситуации разные бывают, как и дети. Но большинство может сохранять нейтралитет просто потому что в них ещё не проснулась сознательность и их это пока никак не затрагивает. Может либо произойти что-то, что заставит их принять чью-то сторону, либо со временем понимание само придёт. Конечно многое тут от взрослых зависит.


Понять-то поняла, но смысл первоначальный исказился :))
Ира, тот кого обижают виновен так же, как и тот кто обижает. Это замкнутый круг. Жестокость питается страхом. И этот круг нужно размыкать в детстве, на мой взгляд. Во всяком случае те наблюдения из жизни и прочитанные книги по этой проблеме наводят именно на эти мысли.
А вообще я очень хочу, чтобы ты книжку эту прочитала. Мне кажется ты тогда поймешь о чем я. :)


Я прочитаю непременно. Мне эта тема очень интересна. Да и я в принципе понимаю о чём ты. Но признавая вину того, кто позволяет себя обижать, я не очень-то вижу какой-то выход для него из этой ситуации. Надо быть сильным, это понятно. Но вот человек слабый, не может, не умеет он быть сильным, не знает как это. Я просто реально наблюдала попытки жертв вырваться из этого замкнутого круга, когда терпение на пределе, и вот человек срывается, пытается постоять за себя, а это приводит лишь к ещё большим издёвкам в итоге. Мне кажется, это даже не любому взрослому было бы под силу, что уж о детях говорить. Просто мне кажется, с тех кому дано больше (в данном случае сила) и спрос больше. Хотя сила ли это на самом деле? Сила - это когда можешь обидеть, а вместо этого предлагаешь помощь. А тут... та же вывернутая наизнанку слабость.


Нет, Ира, я несогласна, что с тех кто обижает спрос больше, потому что они сильнее. Это главная психологическая ловушка - считать тех, кто травит и дерется сильнее.На самом деле в психологическом плане слабы оба: жертва и обидчик. Первые становясь на позицию жерты и тем самым провоцируя ''бить'' себя. Своеобразный мазохизм.Причин этому психологическому и эмоциональному мазохизму - множество. главная из которых - отношения в семье. И насколько взрослые уродовали ребенка. Примеров этому миллион.
Вторые, то есть обидчики, слабы тем, что из-за своих комплексов неполноценности, своим стремлением унизить и возвыситься этим унижением другого, находят жертву. Своеобразный садизм. Опять же причины - внутрисемейные. В этой книге описана очень хорошо ''заброшенность'' обеих травительниц: Сабины и Фанни. Такие дети всегдавыбирают того, кто обязательно обидится, понимаешь? Важно получить эмоциональный отклик у жертвы. Если его нет, не будет и травли. Страх и покорность питают насилие. Что очень здорово показал фон Триер в ''Догвилле''.
Поэтому я и говорю о том, что взрослые обязаны разруливать такие ситауции: родители, учителя. Находить модели совместно организованного досуга для всех. Не спорт. Возможно некая совместная работа...


Ну я в принципе в итоге своих размышлений к этому и пришла. :)
Но ведь бывают случаи, как в Чучеле например, когда травят вовсе не того, кто поддаётся и по-другим причинам. Думаю, там героиня как раз была сильнее их всех, однако ей всё равно очень тяжело пришлось.


:)) Так в том-то и дело, что в роли жертвы может быть кто угодно! Даже очень сильный человек...Но Лена из книги/фильма ''Чучело'' сознательно встала на роль жертвы и ''заигралась''. Там вот она говорит:

Вот ты и не знаешь, что это такое, когда тебя гоняют, как зайца. А получается, раз побежал — значит, виноват. Теперь я ученая — надо отбиваться, если даже их много и тебя бьют. Но бежать нельзя. Тогда я этого не понимала и побежала



Я думаю, что вопрос тут в том, как противостоять стае...Не попасть в неё участником или жертвой...


Юль, как всегда ОТЛИЧНО написала!!!!!!!
Да, книга прекрасная....

Мы сейчас с 6-классниками здорово разговаривали на уроках по "Колыбельной для брата" - темой урока я взяла слова "Не отдавай человека беде".
Следующей будет "Чучело" - я уже их готовлю к следующему разговору.
И туда же, думаю, я возьму эту повесть - "Правда и последствия". Дам хотя бы некоторым ребятам прочитать предварительно.


Прочла по дороге на работу!!!! Запоем читала даже на переходах между станциями метро :))))
А у меня зимой мой литературный клуб возобновляется и вот думаю взять две вещи: ''Чучело'' и ''Правду или последствия''. Будет любопытно сравнить.
Рита! Тема ''Не отдавай человека беде''...название-то какое замечательное...Знаешь, я теперь даже представляю интонации твоего голоса во время обсуждения!!!


Юль, ты мне только еще раз напомнила, что я так бездарно проворонила возможность с тобой поговорить!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Эх.

А слова и правда хорошие. И ребята их хорошо прочувствовали.


Рита, да я сама сидела и только улыбалась :))) Потом уже пришла домой и за голову схватилась )))


Юль, а что за литклуб?


Наташ, так подростковый клуб :) Когда я ещё в школе работала, вернее подрабатывала, то как-то вот организовались с детками в литклуб. Потом уже к нам и старшеклассники подтянулись. Но с моим переездом всё завершилось, а сейчас хотим возобновить, если всё получится.


Это ты в Москве ведешь?


Агась :) В Волгограде у меня был киноклуб, а в Москве литературный клуб :))
Это мой пунктик :)


подростковый период - один из самых опасных в жизни подрастающего поколения


согласна...именно в этот период происходт такая ломка характера...


Прекрасная рецензия! Сложная книга! Юлечка, спасибо тебе!


Спасибо, Наташа!
Книга заставляет о многом думать, особенно о том, как помочь детям и не навредить при этом...


Вчера смотрела очередную серию Хауса (8сезон, серия 6), и он сказал хорошую фразу "Все, абсолютно все родители уродуют своих детей". И есть хорошее обьяснение от Чейза: Знаешь почему я стал успешным? Потому что когда моя мать напивалась , она запирала меня в кабинете.Нельзя же все время плакать и биться в дверь, устаешь.И вот тогда утерев слезы и сопли я садился и читал книги,которые там были.А были -только по медицине". И ситуация у Тауба -2 его ребенка у двух неживущих с ним матерей, и его требования на участие в их воспитании
Сколько угодно примеров даже у совершенно нормальных родителей, в поисках лучшего для своих детей.
Юль, хорошо написала, задумываешься еще нелишний раз.


тоже сразу эту серию вспомнила, так как недавно как раз смотрела. :)


Вот -вот.
Но когда появится свой ребенок-точно так же захотят для него лучшей, во всяком случае чем у них самих, жизни.И будут говорить: с этим-не дружи, плохому научит.А вот с тем-дружи, и родители у него приличные... и тд. и тп....


Лена, спасибо!
И согласна со словами Хауса. Он вообще мудрые вещи часто говорит.
Но тут в этой книге, когда описываются родители девочек и их внутрисемейные отношения начинаешь понимать откуда ноги растут и у жестокости и у покорности. А ещё важно иметь возможность разговаривать с детьми...Чтобы ребенок мог рассказать о своих проблемах и знать, что его поймут и помогут.
А ещё важно, чтобы учитель не терял контроль над классом, не истерил и видел проблемы в отношениях детей...И опять важно уметь разговаривать...
Поиски лучшего для своих детей...это такой нравственный капкан на самом деле, потому что ищешь-то лучшего не для ребенка, а для себя..как тебе кажется лучшим...


важно иметь возможность разговаривать с детьми...

Подпишусь жирными буквами. Я всегда мечтала быть своему ребенку старшей подругой,а не просто "Авторитет, потому что мать".Вроде бы выходит.
Да и все выйдет, главное любить детей, и разговаривать.


Там в книге уже в конце есть момент, когда Нора решается рассказать всё маме и она пишет, что ''мама меня поняла'', а потом мама рассказывает Норе о своих взаимоотношениях с кавалером и Нора пишет, что ''я поняла маму''...Вот для меня это так важно...
Согласна, что главное любить ребенка и разговаривать, а ещё понимать, что он - не ты...Он - Другой...


Юля, если у тебя еще нет, обязательно приобрети вот эту книгу - http://www.livelib.ru/book/1000446845

Там у нее просто и без эмоций про то, как именно не поддаваться на такие игры. К сожалению, не всегда мы можем рассчитывать на хороших педагогов, иногда приходится брать все на себя. У нас в прошлом году у дочки в школе была ситуация, когда ее пытались втянуть в роль жертвы, но там вообще все было еще и с особенностями, потому что она втягивалась по-другому, наоборот, с азартом, пыталась всем и все доказать, всех переубедить и вообще, победить. Мы ей мыли мозги, вот не могу других слов подобрать, и я ей много раз читала соответствующую главу у Петрановской, писала ей памятки, была жесть, конечно. Но в этом году, хотя она с теми же девочками в школе, они ее оставили в покое, то есть, все это дало свои плоды.


Боже, Лена, как интересно. Стащила книгу себе.


Очень полезная книжечка. Причем даже затрудняюсь сказать, на какой именно возраст. И дошкольникам можно кое-что оттуда почитать, моя дочка сама ее читала сначала, потом вот, по случаю, я ее заставляла еще раз слушать и читать все это. Честно сказать, особенно эта вот глава - про травлю - мне и самой была полезна.


Лена, заказала в интернет-магазине. Надеятся на воспитателей и учителей не стоит, потому что ребенок-то твой и нужно ''подготовить'' и работать с ребенком самой. Находить способы разруливания ситуаций.


Спасибо за рецензию! надо срочно читать!


Благодарю! :)

1 2