22 ноября 2011 г. 22:40
581
5
Насилие питается покорностью, как огонь - соломой.
(В.Г.Короленко)
Читать в обязательном порядке учителям и родителям, чтобы избавиться от розовых иллюзий в том, что подростки не способны на жестокость и подлость, причем на жестокость самую низкую, грубую и абсолютно безжалостную. А потом обязательно обсуждать эту книгу с детьми, обязательно! Процесс взросления девочки-подростка, психология ''жертва''-''палач'', умение учиться отвечать за собственные поступки и откуда ноги растут у ''проблемных детей'' -- выписаны Анникой Тор просто блестяще. На 149 страницах Тор умудрилась написать необъятное пособие по психологии подростков и их отношений в коллективе. Скажу честно -- не ожидала. Эту книгу часто сравнивают с ''Чучелом'', но, на мой взгляд, ''Правда или последствия'' -- глубже, острей, жестче и неуютней. Потому что история рассказана с точки зрения той, которая предала, той, которая мечтала пробиться в популярную стаю и ради этой цели оказалась готова на многое: на подлость и вранье. Тот путь, который прошла Нора: от потери и предательства задушевной подруги Сабины, которая променяла Нору на блестящую дочку дипломата Фанни до осознания собственной вины, -- думается мне, проходили почти все. Тот момент, когда ты ещё цепляешься за старую дружбу к которой привыкла, отчаянно отгоняя от себя новую, тем более, что эта новая --Карин -- ''малахольная сиськастая'' девочка-изгой, думаю проходили многие. И тогда нужно выбирать с кем ты будешь и нужно ли вообще выбирать. Как пройти тот путь взросления, научиться справедливости, не попасть в стаю, которая легко может сожрать и тебя, как научиться быть собой, быть в коллективе, но не в стае.
Думаю, что в конечном итоге у Норы получилось научиться исправлять свои ошибки и нести ответственность за каждый свой поступок, а это громадный шаг во взрослении...
А вот другая тема над которой я думала весь день -- отношения в паре жертва-палач. Так ли уж виноваты палачи в том, что начинают травить жертву? Ведь все дело в инстинктах: достаточно встать на позицию жертвы, показать, что ты слабее и те, кто травят вцепятся в тебя мертвой хваткой и не отпустят до последнего. Нельзя встраиваться в эту психологическую игру - она порождает зависимость, - нужно уметь давать отпор. Если бы Карин хоть раз дала отпор одной из девчонок: Сабине или Фанни -- они перестали бы травить. Как заметила сама Нора, раздраженная покорностью Карин:
Почему некоторые люди не умеют себя защищать? И сразу сдаются?
Вот в разрешении таких острых ситуаций важна, очень важна, роль взрослых: учителя и родителей, чтобы они смогли разрулить ситуацию, ведь, вырастая мы продолжаем играть в эту очень захватывающую игру: палач - жертва. Мы привыкаем! Но Гунилла не просто никакой учитель, она даже не пытается хоть что-то сделать, хоть с кем-то поговорить, даже в конце истории она просто и обыденно констатирует факт: Карин больше не вернется в наш класс. А сами палачи и жертвы воспитаны именно своими семьями: у Фанни -- папа дипломат и родителей практически вообще не бывает дома; у Сабины-- мама алкоголичка; у Карин вздохнуть невозможно без папиного разрешения -- обязательна покорность...
Страшные вещи на самом деле творят взрослые с детьми. Поэтому эту книгу необходимо читать как учителям, так и родителям! И разговаривать об этом с детьми. Задавая первый вопрос: А как бы поступил ты на месте Норы? ...Не спешите с ответом -- подумайте...
P.S. А книга досталась мне в подарок от издательства ''Самокат''. СПАСИБО громадное!
Ветка комментариев
Все комментарииЭто как раз ответ на вопрос: "Почему некоторые люди не умеют себя защищать? И сразу сдаются?" :) Да не хотят просто. Может, это такое особенное, мало кому доступное удовольствие, но этим людям действительно нравится страдать.
Как во "Властелине колец" - "Нет! Это мое тяжелое бремя! И я его буду нести один!" :)
Скажем, в школе есть один простой способ. Сказать родителям. Учителям говорить бесполезно, потому что они делать ничего не могут и совершенно не хотят, если смотрят на это сквозь пальцы.
В зависимости от серьезности ситуации, родители выбирают, как им поступить. Как правило это либо серьезная работа, либо простой перевод из школы.
Так что выход им известен.
Здорово! Так их, супостатов! :)
Это она просто молодая и нехаризматичная еще. Не знает, как правильно потроллить неудачника, чтобы весь класс валялся на партах от смеха минут пять. А потом так серьезно, но с искоркой в глазах: "Ну все, посмеялись и хватит, пора дальше урок вести". А потом после урока все: "А Марьиванна-то прикольная такая училка" :)
Да не, она была такая блондинка яркая, ее в учительской свои же достали, так я слышала. Она просто хотела успокоить задиру и натравила ее на мнея, сказав, что ей слабо пристать ко мне, та в долгу не осталась, получив такое официальное разрещение, давай меня щекотать, а это мне нельзя ни в коем случае, кожа и так нездоровая. Я ей в глаз, не до синяка, аккуратно так.
Я согласна с вами, что этот ''комплекс жертвы'' есть, именно о нем я писала в отзыве, да и в книге у Карин он очень неплохо прописан. Причин этому комплексу может быть множество - и тут я согласна и с вами, и с Dorija .
Потому что у каждого из нас есть свой опыт - мы все были детьми и каждый проходил ''свои университеты''. Беда в том, что у нас необразованные родители в плане психологии и многие учителя тоже. Увы.
Я из более чем неблагополучной семьи. И являлась объектом травли в классе. Известно :)
Да, это бывает. Но я говорю о "комплексе жертвы" как об отклонении, которое может решить либо сам человек, либо психолог вместе с человеком. Действительно, рано или поздно человек начинает получать от этого странное удовольствие, но это нечто неправильное.
Кстати, в моем примере мальчик был из богатой семьи. Благополучие его не спасло.
Я ни в коем случае не оправдываю. Жестокость в человеке - вещь отвратительная.
Но только у окружающих мало шансов что-либо исправить. Только становиться этому человеку очень близким другом и провести с ним несколько задушевных разговоров. Но не каждый сможет подобрать верные слова.
А тех, кто сам ничего для себя сделать не может, рано или поздно всем остальным защищать просто надоест.:/
Иногда оказывается нескольких слов достаточно. Это в тех случаях, когда ситуация не зашла ещё слишком далеко. Если человек пользующийся авторитетом в классе скажет - ребята, это не смешно, заканчивайте, и при этом сам поведёт себя с всеобщей жертвой, как с обычным нормальным человеком, насмешки и подколки заметно пойдут на спад. И всем от этого станет только лучше. Из моего личного опыта. :)
Ну я бы не сказала, что всё так печально. В большинстве случаев дети всё же не монстры, а самые обычные дети из самых обычных семей. Для того, чтобы показать им, что травить кого-то не так уж хорошо, совсем не обязательно даже быть кумиром или как-то завоёвывать себе авторитет, достаточно просто быть полноценным членом коллектива, таким как все. Ведь тех, кто травит тоже обычно не так уж много, большую часть класса составляют наблюдающие. И можно перестать быть просто наблюдающим и встать на сторону слабого. Ещё не известно кого все поддержат. По крайней мере в моём случае и в случае моей сестры, о которых я уже писала выше, это сработало.
Вполне возможно)) Ведь это иногда единственный способ общаться с теми, кто считается лучшими в классе. И, думаю, они подсознательно верят, что вот, через какое-то время, стоит только потерпеть, к ним станут относиться лучше и найдется другой мальчик для битья))