Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 ноября 2011 г. 22:40

581

5

Насилие питается покорностью, как огонь - соломой.
(В.Г.Короленко)

Читать в обязательном порядке учителям и родителям, чтобы избавиться от розовых иллюзий в том, что подростки не способны на жестокость и подлость, причем на жестокость самую низкую, грубую и абсолютно безжалостную. А потом обязательно обсуждать эту книгу с детьми, обязательно! Процесс взросления девочки-подростка, психология ''жертва''-''палач'', умение учиться отвечать за собственные поступки и откуда ноги растут у ''проблемных детей'' -- выписаны Анникой Тор просто блестяще. На 149 страницах Тор умудрилась написать необъятное пособие по психологии подростков и их отношений в коллективе. Скажу честно -- не ожидала. Эту книгу часто сравнивают с ''Чучелом'', но, на мой взгляд, ''Правда или последствия'' -- глубже, острей, жестче и неуютней. Потому что история рассказана с точки зрения той, которая предала, той, которая мечтала пробиться в популярную стаю и ради этой цели оказалась готова на многое: на подлость и вранье. Тот путь, который прошла Нора: от потери и предательства задушевной подруги Сабины, которая променяла Нору на блестящую дочку дипломата Фанни до осознания собственной вины, -- думается мне, проходили почти все. Тот момент, когда ты ещё цепляешься за старую дружбу к которой привыкла, отчаянно отгоняя от себя новую, тем более, что эта новая --Карин -- ''малахольная сиськастая'' девочка-изгой, думаю проходили многие. И тогда нужно выбирать с кем ты будешь и нужно ли вообще выбирать. Как пройти тот путь взросления, научиться справедливости, не попасть в стаю, которая легко может сожрать и тебя, как научиться быть собой, быть в коллективе, но не в стае.
Думаю, что в конечном итоге у Норы получилось научиться исправлять свои ошибки и нести ответственность за каждый свой поступок, а это громадный шаг во взрослении...

А вот другая тема над которой я думала весь день -- отношения в паре жертва-палач. Так ли уж виноваты палачи в том, что начинают травить жертву? Ведь все дело в инстинктах: достаточно встать на позицию жертвы, показать, что ты слабее и те, кто травят вцепятся в тебя мертвой хваткой и не отпустят до последнего. Нельзя встраиваться в эту психологическую игру - она порождает зависимость, - нужно уметь давать отпор. Если бы Карин хоть раз дала отпор одной из девчонок: Сабине или Фанни -- они перестали бы травить. Как заметила сама Нора, раздраженная покорностью Карин:
Почему некоторые люди не умеют себя защищать? И сразу сдаются?
Вот в разрешении таких острых ситуаций важна, очень важна, роль взрослых: учителя и родителей, чтобы они смогли разрулить ситуацию, ведь, вырастая мы продолжаем играть в эту очень захватывающую игру: палач - жертва. Мы привыкаем! Но Гунилла не просто никакой учитель, она даже не пытается хоть что-то сделать, хоть с кем-то поговорить, даже в конце истории она просто и обыденно констатирует факт: Карин больше не вернется в наш класс. А сами палачи и жертвы воспитаны именно своими семьями: у Фанни -- папа дипломат и родителей практически вообще не бывает дома; у Сабины-- мама алкоголичка; у Карин вздохнуть невозможно без папиного разрешения -- обязательна покорность...
Страшные вещи на самом деле творят взрослые с детьми. Поэтому эту книгу необходимо читать как учителям, так и родителям! И разговаривать об этом с детьми. Задавая первый вопрос: А как бы поступил ты на месте Норы? ...Не спешите с ответом -- подумайте...

P.S. А книга досталась мне в подарок от издательства ''Самокат''. СПАСИБО громадное!

Ветка комментариев

Все комментарии

Вполне возможно)) Ведь это иногда единственный способ общаться с теми, кто считается лучшими в классе. И, думаю, они подсознательно верят, что вот, через какое-то время, стоит только потерпеть, к ним станут относиться лучше и найдется другой мальчик для битья))

0 25.11.11

Это как раз ответ на вопрос: "Почему некоторые люди не умеют себя защищать? И сразу сдаются?" :) Да не хотят просто. Может, это такое особенное, мало кому доступное удовольствие, но этим людям действительно нравится страдать.
Как во "Властелине колец" - "Нет! Это мое тяжелое бремя! И я его буду нести один!" :)

-2 25.11.11

Я всё же не соглашусь. Не всегда человек не защищается потому что не хочет, иногда он действительно не знает как это сделать, просто не умеет. Не нужно думать, что всем, кого обижают, страдания доставляют удовольствие, только потому что некоторым из них это нравится.

+3 25.11.11

Только если говорить о детях, которые действительно просто не умеют защищаться. Но впоследствии они вырастают с тем самым "комплексом жертвы", от которого не так просто избавиться.
Можете привести мне другой пример?

0 25.11.11

Мы вроде о детях и говорим. В свете данной рецензии.

0 25.11.11

Книга же вроде о подростках. А я о совсем детях, которые с самого малого возраста с этим сталкиваются.:)

0 25.11.11

Подростки тоже дети. Во всяком случае уж не взрослые.

0 25.11.11

Категорически нет. Разве вы уже совсем не помните себя подростком? :)
Подросток - уже не ребенок, хотя еще и не взрослый. Тут даже рецензия за меня : "подростки не способны на жестокость и подлость, причем на жестокость самую низкую, грубую и абсолютно безжалостную".

0 25.11.11

Я прекрасно помню себя подростком. :)

0 25.11.11

Дети многие не знают как себя защитить, они ещё не понимают этого и продолжают играть в игры и им кажется, что это часть игры, в которой им отведена такая вот роль. Многим не нравится, но они не знают как защищаться и что делать, чтобы тебя не унижали...

0 25.11.11

Скажем, в школе есть один простой способ. Сказать родителям. Учителям говорить бесполезно, потому что они делать ничего не могут и совершенно не хотят, если смотрят на это сквозь пальцы.
В зависимости от серьезности ситуации, родители выбирают, как им поступить. Как правило это либо серьезная работа, либо простой перевод из школы.
Так что выход им известен.

0 25.11.11

Да это смотря какие люди... иногда учтеля вступаются, иногда родители. Себя вспомнила. Иногда помогает случай.

0 25.11.11

С учителями вообще - очень редкий случай. В нашей (и в большинстве школ в таких ситуациях) учителя предпочитали просто закрывать на это глаза.
И почти поголовно они поддерживали травлю "неудачника". Видимо, чтобы завоевать доверие, дружелюбие и уважение класса. Низкий метод.

+2 25.11.11

Было дело, молоденькая училка поддержала одну такую задиру, задира правда от меня в глаз получила, прямо на уроке. Я иногла и ответить могла, ударив по коленке. Училка не задержалась, говорили - саму затравили.

0 25.11.11

Здорово! Так их, супостатов! :)
Это она просто молодая и нехаризматичная еще. Не знает, как правильно потроллить неудачника, чтобы весь класс валялся на партах от смеха минут пять. А потом так серьезно, но с искоркой в глазах: "Ну все, посмеялись и хватит, пора дальше урок вести". А потом после урока все: "А Марьиванна-то прикольная такая училка" :)

+1 25.11.11

Да не, она была такая блондинка яркая, ее в учительской свои же достали, так я слышала. Она просто хотела успокоить задиру и натравила ее на мнея, сказав, что ей слабо пристать ко мне, та в долгу не осталась, получив такое официальное разрещение, давай меня щекотать, а это мне нельзя ни в коем случае, кожа и так нездоровая. Я ей в глаз, не до синяка, аккуратно так.

+1 25.11.11

Я завидую :D
Мне, чтобы ударить человека, нужно очень и очень большое основание. А тем более в глаз :D

0 25.11.11

Достала девица меня, вот и получила.

0 28.11.11

Не все дети могут разговаривать с родителями и не у всех адекватные родители. Проблема-то в том, чтобы взрослые были адекватные и им было дело до детей.
Да и выход не всем известен, увы. Даже взрослым.

0 25.11.11

Но все же это в основном исключения из правила. "Комплекс жертвы" действительно существует у подавляющего большинства, которое как правило даже не подозревает об этом. Да и сторонний наблюдатель сможет увидеть это только спустя некоторое время.

-1 25.11.11

Я согласна с вами, что этот ''комплекс жертвы'' есть, именно о нем я писала в отзыве, да и в книге у Карин он очень неплохо прописан. Причин этому комплексу может быть множество - и тут я согласна и с вами, и с Dorija .
Потому что у каждого из нас есть свой опыт - мы все были детьми и каждый проходил ''свои университеты''. Беда в том, что у нас необразованные родители в плане психологии и многие учителя тоже. Увы.

0 26.11.11

Вам что-нибудь о неблагополучных семьях известно? Жертвами выбирают чаще тех, чьи родители не вызывают уважения.То есть по большому счёту дети страдают по вине взрослых, вряд ли им это нравится, просто со временем они начинают верить в то, что по-другому и быть не может.

+1 25.11.11

Я из более чем неблагополучной семьи. И являлась объектом травли в классе. Известно :)
Да, это бывает. Но я говорю о "комплексе жертвы" как об отклонении, которое может решить либо сам человек, либо психолог вместе с человеком. Действительно, рано или поздно человек начинает получать от этого странное удовольствие, но это нечто неправильное.
Кстати, в моем примере мальчик был из богатой семьи. Благополучие его не спасло.

+1 25.11.11

Значит ему действительно нравилось. :)
Я согласна, что это отклонение, которое нужно лечить, и далеко не всегда человек может справиться самостоятельно, даже взрослый. Но жестокости или равнодушия окружающих это не оправдывает в любом случае.

0 25.11.11

Я ни в коем случае не оправдываю. Жестокость в человеке - вещь отвратительная.
Но только у окружающих мало шансов что-либо исправить. Только становиться этому человеку очень близким другом и провести с ним несколько задушевных разговоров. Но не каждый сможет подобрать верные слова.
А тех, кто сам ничего для себя сделать не может, рано или поздно всем остальным защищать просто надоест.:/

0 25.11.11

Иногда оказывается нескольких слов достаточно. Это в тех случаях, когда ситуация не зашла ещё слишком далеко. Если человек пользующийся авторитетом в классе скажет - ребята, это не смешно, заканчивайте, и при этом сам поведёт себя с всеобщей жертвой, как с обычным нормальным человеком, насмешки и подколки заметно пойдут на спад. И всем от этого станет только лучше. Из моего личного опыта. :)

0 25.11.11

Ну кто станет рушить собственный авторитет, построенный в 99 случаях их 100 как раз-таки именно на издевательствах над выбранной "жертвой"? :) Тогда велика вероятность того, что его самого заклюют, он знает это и боится, а потому никогда не сравняет себя с изгоем. :)

0 25.11.11

Ну я бы не сказала, что всё так печально. В большинстве случаев дети всё же не монстры, а самые обычные дети из самых обычных семей. Для того, чтобы показать им, что травить кого-то не так уж хорошо, совсем не обязательно даже быть кумиром или как-то завоёвывать себе авторитет, достаточно просто быть полноценным членом коллектива, таким как все. Ведь тех, кто травит тоже обычно не так уж много, большую часть класса составляют наблюдающие. И можно перестать быть просто наблюдающим и встать на сторону слабого. Ещё не известно кого все поддержат. По крайней мере в моём случае и в случае моей сестры, о которых я уже писала выше, это сработало.

+1 25.11.11

Это уже как повезет. У вас было так, а у меня был полный класс жестоких монстров, не слушающих никого, кроме самих себя.

0 25.11.11

Очень жаль, что и такое бывает. : (

0 25.11.11

Поэтому я не смотрю на подростков, как на детей. Все же они в состоянии сделать осознанный выбор, несмотря на то, что некоторые понятия им еще недоступны.:)

0 25.11.11

Но они же ещё формируются. Относительно взрослых они вроде бы дети, относительно детей уже взрослые. Одним словом переходный возраст. :)

0 25.11.11

Точнее не не может, а не хочет*

0 25.11.11

Не хочет, это если ему предлагают помощь, а он отказывается. А не может, это когда человек понимает, что самому ему не справиться и обращается за помощью к специалисту. :)

0 25.11.11

Но такой вариант, как обращение к специалисту все-таки существует! :)
Об этом я и говорю:)

0 25.11.11