Больше рецензий

11 декабря 2011 г. 00:37

28K

2

В США приходят к власти социалисты, и все оказывается плохо, а два-три крупных промышленника пытаются спасти свои заводы-газеты-пароходы и мир заодно. У книги есть одна хорошая черта: любовь к своему делу декларируется как ценность. Клевый бонус, без дураков. И да, все вышеперечисленное было бы очень интересно прочитать, если бы написано было бы хоть сколько-нибудь читабельно. Но.

Я не сторонник диагнозов по аватаркам, но здесь надо начинать с вопроса "Кто такой Джон Галт?" - кто такая Айн Рэнд, ответ многое проясняет. Айн Рэнд, она же Алиса Розенбаум, дочь коммерсанта, закончившая Ленинградский университет по специальности то ли философской, то ли искусствоведческой, в 1925 году эмигрировала в США, где успешно сотрудничала со всякими организациями вроде Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности (что особенно забавно в контексте декларируемых в книге идей).

Это объясняет, почему у автора а) так хреново с пониманием социалистических идей, б) так хреново с представлением о крупном бизнесе, и в) это ни черта не объясняет, почему у автора так хреново с эмоциональной компонентой, но только на первый взгляд.

Если развернуть эти подпункты, то с точки зрения философской, Рэнд пытается дискутировать с идеями, которые явно и очевидно не понимает, начиная с того, что известный принцип про способности и потребности она понимает буквально. Печаль, на самом деле, - сродни вопросу "Если Земля круглая, то почему люди с нее не сваливаются?".

Отдельной прелестью надо заметить, что автор использует дивный прием: несимпатичные ей идеи она отдает на защиту наиболее гадким персонажам. Могло бы сработать как авторская позиция, если бы не полное отсутствие у автора чувства меры.

Но бог с ней, с идеологией.

Рэнд пыталась писать о крупных промышленниках. Это уже не печаль, это фейспалм - то, как определенная часть интеллигенции представляет себе крупный бизнес. Рэнд пытается создать образы руководителей - но это очень хреновые руководители, если без того, чтобы Таггарт лично приехала на станцию, а Реэрдэн лично пломбировал пробоину, у них ни черта не работает. Это фейспалм, если руководители не сумели отрастить себе нужного количества если не единомышленников, то хотя бы толкового набора специалистов и управленцев за столько лет.

И отдельный фейспалм - то, что они все одинаковые. Не похожие, что было бы понятно и оправданно. Они - одинаковые до степени неразличимости, и повторы одних и тех же реплик выглядят не близостью взглядов, а тем, что и сама автор не в силах их различить. Златокудрые, с телами древнегреческих богов и ясными уверенными взглядами, - это не моя формулировка, это автора. Атланты? Да ни фига. Это големы, на бумажках которых написана одна и та же незамысловатая инструкция.

Големов жалко, потому что они всю книгу несчастны. Автора, которому где-то ко второй книге начинает надоедать писать сюжет, и она заставляет персонажей произносить искусственные и достаточно бессвязные монологи - автора хочется убить за профнепригодность, если честно.

На этом фоне любовная линия, написанная достаточно пошло и с количеством троеточий, характерном скорее для шестнадцатилетней девочки в ли.ру, уже даже не удивляет. Для пристойного описания даже не любовных, а хотя бы простых человеческих, отношений - надо людей хоть немного знать. Рэнд, судя по однообразности и нежизнеспособности образов, людей не понимает, - но сама этого не осознает.

...Я все пыталась сформулировать, где же лажа в ее откровениях о праве сильного и великолепии крупного бизнеса. Ну, если забыть, что вся авторская схема функционирует только при условии, что у нас в промышленниках Хэнк Реэрдэн, а не Борис Березовский. Так вот.

Лажа, на мой взгляд - в том, что автор изначально единственной моделью воспринимает конкуренцию, честную (которая демонстрируется в среде хороших промышленников, формулировка опять авторская) или не очень (это вся остальная часть книги). Мысль о том, что может существовать общество, где путь к светлому будущему в долине Галта не проходит по чужим головам - что такое общество может существовать на все тех же принципах взаимовыгодного сотрудничества, что взаимовыгодное сотрудничество всех со всеми ведет к процветанию опять же всех, что нет слабых и сильных по умолчанию и навсегда, а слабых можно взрастить в сильных - всего этого автору не приходит в голову. Так мыслит даже не шестнадцатилетний подросток, а шестилетний ребенок, спрашивая маму, не будет ли она любить его меньше, когда у него появится братик.

И поэтому в конце я скажу о том, что меня пугает. Не антиутопия Рэнд, написанная, мягко говоря, существенно хуже среднего. Не философия подростка, обиженного на весь мир в силу возраста. Меня пугают 42 человека на ливлибе, которые назвали эту книгу любимой. Потому что меня пугают люди, отказывающиеся взрослеть.

Ветка комментариев


Стесняюсь спросить, где работаете вы - подозреваю, что в чем-то, размером не больше сотни сотрудников, судя по уверенность в том, что "думать, творить и менять мир к лучшему" можно только в одиночку и непониманию того, что в ряде случаев группа единомышленников сделает это круче, больше, полнее. Не говоря уже о том, что по-настоящему крупные проекты в одиночку в принципе нереализуемы.

Не знаю, как в госсекторе - у нас это именно так. Если вам книга что-то открыла и изменила - это здорово, но это, опять же, скорее показывает неполноту опыта.

Впрочем, это уже так, вишенкой на торте. Моя основная претензия к Розенбаум-Рэнд - она пишет о том, чего не знает и чего не понимает, проваливая основной свой декларируемый принцип: она пишет ПЛОХО. Она отвратительно пишет характеры, она погано пишет чувства, она не умеет выдерживать сюжет, все вышеперечисленное заменяя монологами, которые тоже написаны плохо. Она непрофессиональна, понимаете? В свете чего все эти "откровения" имеют ценность нулевую.

Ах да, имхо, разумеется.


Согласен по всем пунктам, разъясняющим, что именно Рэнд пишет плохо, - кроме одного: она блестяще пишет монологи! Да, эти монологи порой вываливаются из героев безо всякого сюжетного обоснования, но они очень логичные, страстные, они зажигают и убеждают.
Одна поправка: все это справедливо для оригинального текста, на английском. Русский перевод (тот, что я пытался читать) убивает самую суть книги - монологи. Читать в оригинале!
"Атлант...", ИМХО, это не художественный и даже не философский роман - это агитка, это пропагандистский роман, который препарирует идеи индивидуализма и коллективизма. И несмотря на то, что герои романа словно сошли с плакатов: горящие взгляды и квадратные подбородки у "наших" и водянистые свинячьи глазки у "подлых негодяев"; несмотря на то, что характеры всех персонажей плоские и зачастую неотличимы один от другого; несмотря на то, что любовная линия выписана убого и болезненно; несмотря на все эти очевидные недостатки, эту книгу обязательно нужно прочитать!
"Атлант..." содержит главное - мысли, идеи автора. Мысли глубокие и интересные. И пусть они вызывают негодование и возмущение - зато они побуждают думать.


Согласен по всем пунктам, разъясняющим, что именно Рэнд пишет плохо, - кроме одного: она блестяще пишет монологи! Да, эти монологи порой вываливаются из героев безо всякого сюжетного обоснования, но они очень логичные, страстные, они зажигают и убеждают.
Одна поправка: все это справедливо для оригинального текста, на английском. Русский перевод (тот, что я пытался читать) убивает самую суть книги - монологи. Читать в оригинале!
"Атлант...", ИМХО, это не художественный и даже не философский роман - это агитка, это пропагандистский роман, который препарирует идеи индивидуализма и коллективизма. И несмотря на то, что герои романа словно сошли с плакатов: горящие взгляды и квадратные подбородки у "наших" и водянистые свинячьи глазки у "подлых негодяев"; несмотря на то, что характеры всех персонажей плоские и зачастую неотличимы один от другого; несмотря на то, что любовная линия выписана убого и болезненно; несмотря на все эти очевидные недостатки, эту книгу обязательно нужно прочитать!
"Атлант..." содержит главное - мысли, идеи автора. Мысли глубокие и интересные. И пусть они вызывают негодование и возмущение - зато они побуждают думать.


Как жаль, что не прочла Ваш отзыв до того как открыла книгу.
Как Вам хватило сил и терпения её прочесть?
Невероятно!
53 страницы мой предел.
Спасибо