Больше рецензий

15 апреля 2020 г. 02:53

291

0 Обзорная лекция для сильных в познаниях

Небольшая книга в суперобложке, четверть содержимого которой составляет список используемой литературы и примечания. Создаётся иллюзия легкости чтения, но данный мираж рассеивается как только начинаешь погружаться в текст. Обилие непонятных и "умных" слов, особенно вначале, зашкаливает. Можно сказать, что текст вроде бы и понятен, но общий смысл неумолимо ускользает. Подобным эффектом страдает вступление "Игры в бисер" Гессе. Кто пытался хоть раз постигнуть что-то сложное, сразу может припомнить, как от текста скрипят мозги, а голова пухнет от вливаемой информации.

Эко несомненно является эрудированным человеком, а судя по множественным отсылкам в тексте на различные труды известных и не очень известных философов и учёных, то он пронес через себя огромное количество информации. Может поэтому автор забыл, что такое простота высказываний (ценность состоит в том, чтобы просто рассказать о сложном, а не сложно о простом). И все-таки, ближе к концу языковые обороты становятся проще, а количество незнакомых слов резко сокращается. Один раз он даже опомнился и решил расшифровать понятие гиперссылки, хотя может он посчитал в 1993 году, что данное слово новое и непонятное, а вот с такими понятиями как силлогизм, семиотика, коннотация и др. у читателя не должно возникнуть никаких проблем.

В данной книге автор задался вопросом поиска "совершенного языка", причём сам он не предлагает никаких решений, но рассказывает каким путем шли другие люди, какие методы принимали, подмечает промахи и успехи - в общем, все то, что необходимо для раскрытия темы. Думаю, всем, кто захочет углубиться в языкознание, узнать поподробней о словопостроении и рождении идеального языка, могущего объединить все языки мира, то в данной книге имеется множество отсылок на разные труды (их названия продублированы на английском и русском прямо в тексте). Сама же книга Эко является скорее небольшой обзорной лекцией, вобравшей в себя самый сок человеческих исканий, а вот подробности уже придётся искать в самих источниках.

И снова на ум приходит "Игра в бисер", где жители Касталии пользуются особыми формулами объединяющими сразу несколько параметров в разных областаях (простенький, слегка неправильный пример: в математике длинное повторяющееся математическое действие (x^2 - y)^n заменяют на простой z), так и многие великие умы, занимавшиеся изысканиями особого языка предлагают подобные замены, совмещая математику, грамматику и все что в голову придет. В итоге "идеальными" становятся непонятные шифры с прилагающимися томами заполенными таблицами расшифровок. Но идём дальше, аналогия состоит даже не в форме построений шифров, а скорее в вопросе о значимости этих трудов. Практической ценности эти изыскания не несут, но дают изрядную зарядку для ума. Как всё знают, ни одного совершенного языка так и не было придумано, хотя несколько столетий многие умы пытались восстановить, вычленить, создать заново Адамов язык (до разрушения Вавилонской башни, язык данный Богом своему детищу для того, чтобы тот смог сам дать имена растениям и животным).

Умберто Эко отмечает, что европейские действующие языки во многом сходны между собой, но в ходе изысканий периодически упоминается китайский с его системой иероглифов. Как вы помните, это язык востока. Тут не совсем ясно зачем он это делает, но примеры настолько аккуратны, что придраться непосвященному читателю крайне сложно. Что касается других языков, помимо европейских, то они тоже упоминаются хотя и много реже китайского. Русский игнорируется принципиально. В данной книге не найти и слова про кириллицу, хотя даже язык коренных жителей Америки (индейцев) присутствует в парочке абзацев.

Пожалуй, пора закругляться: Эко весьма сложен для восприятия, хотя я уверена, он мог бы выражаться и попроще. Он намеренно пропускает языки созданные для книжных персонажей (к примеру, эльфийский Толкиена), но рассказывает о языке для инопланетян (вдруг будет контакт). В книге много отсылок на труды, к которым можно обратиться, при возникновении интереса. Чувствуется касталийский дух Гессе (особенно в главе про Орден розенкройцеров).

Для общего развития книга полезна, наводит на размышления.
Отдельное спасибо дарителю данного труда за мозгодробительный досуг, в хорошем смысле этого слова.