Больше рецензий

21 декабря 2020 г. 21:12

2K

4 Молчание ̶я̶г̶н̶я̶т̶, или Вездесущий невроз

картинка Ludmila888

Главная тема рассказа – взаимоотношения человека с человеком. Именно о них и беседуют два случайных попутчика. Хотя больше это, пожалуй, похоже даже не на диалог, а на переданный нам монолог, так как сам герой-рассказчик лишь изредка вставляет в разговор со своим новым знакомым Аносовым пару слов или вопросов.

Лично мне показалось, что в голове этого Аносова - самая настоящая каша, сваренная из разных красивых фраз и выражений. В его размышлениях мне не хватило стройности и системности, широты и глубины. Разрешение проблемы человеческого существования он видит не в любви и единении с миром, а в одиночестве: «Эти ваши человеческие отношения так сложны, мучительны и загадочны, что иногда является мысль: не одиночество ли настоящее, пока доступное счастье». На мой взгляд, предлагаемый Аносовым вариант - уход от мира - является лишь поверхностным и искусственным решением-замазыванием проблемы, а не глубинной и конструктивной её проработкой.

Насколько мне известно, человек может двигаться по отношению к другим в трёх направлениях: к людям, против людей и от людей. Для психологически здоровой личности возможно движение в любом из указанных направлений в зависимости от ситуации. И такие спонтанные направления движения обусловлены свободным выбором (то есть при желании человек мог бы поступить и иначе) и вполне совместимы друг с другом. В случае же глубокого невроза между этими тремя указателями возникает в сознании неразрешимое противоречие, лишающее невротика выбора и навязывающее ему единственно возможный для него вектор поведения. В зависимости от типа личности (смиренный, захватнический, отстранённый) и соответствующей ему внутренней установки (соглашательство, агрессия, уход) неосознанно выбирается одно конкретное направление, а автоматическое движение по нему ещё больше закрепляет невроз. И порочный круг замыкается. Ну, а на горизонте уже поджидает и радостно машет ручкой психоз.

В рассказе затронуты все три вектора движения, но явное предпочтение отдаётся последнему – от людей, что сразу указывает на тип личности Аносова – отстранённый, отчуждённый, обособленный. Причём гораздо большее значение им придаётся именно негативному аспекту ухода – свободе ОТ, а не позитивному - ДЛЯ. И это свидетельствует о навязчивости якобы существующего выбора, то есть о глубоком неврозе героя. А тот факт, что в прошлом Аносова имела место неудачная попытка суицида, только подтверждает данное предположение. Автоматически выбранный и единственно возможный для конкретной личности способ движения (в данном случае – бегство от людей) становится невротическим решением как нарушений в межличностных отношениях, так и внутрипсихических конфликтов.

Отношения с людьми – очень важный фактор в нашей жизни. И на них оказывают огромное влияние внутренние процессы. А невроз – это нарушение отношения не только к другим, но и к себе. Но, конечно, гораздо проще и удобнее обвинять всегда и во всём окружающих вместо того, чтобы заглянуть в себя. Поэтому зачастую свои внутренние проблемы человек не считает личностными, а приписывает их внешним обстоятельствам. Именно так поступает и герой рассказа Аносов. Под созданной им маской-личиной самодостаточности, независимости, свободы и мудрости скрывается невротическая потребность в отстранённости и отчуждённости, а также в бегстве не только от мира, но и от себя настоящего. А болезненный эгоцентризм Аносова мешает ему же перейти от ложного ощущения своей уникальной исключительности к чувству, что он – всего лишь часть гораздо большего целого.

Людей, для которых «человеческие отношения – источник постоянных страданий», (иначе говоря - невротиков) Аносов называет особенными. И отмечает, что «частица их есть почти во всех нас». Да, все мы, конечно, в той или иной степени невротики. И границы нормы значительно шире границ патологии. Но усилия всё-таки, как мне кажется, следует прилагать к реальному разрешению имеющегося внутреннего конфликта, а не к искусственному псевдоразрешению с помощью его консервации, как предлагается героем: «Полезно быть также человеком мироприятия языческого или, преследуя отдалённую цель, поставить её меж собой и людьми. Это консервирует душу». Но душу, по-моему, всё же следует развивать, а не консервировать. Как известно, душа обязана трудиться.

Невроз – трагедия человека, обрезающая крылья и не позволяющая осмелиться на самовыражение. При его обострении разрушительные внутренние силы препятствуют действию созидательных сил и ставят крест на самореализации. Ведь сердцевина процесса самореализации – не развитие наших особых талантов, а раскрытие нашего человеческого потенциала, в центре которого находится рост способности к хорошим взаимоотношениям с другими, а также к творческой работе над собой и принятию ответственности за свою жизнь.

Аносов же с готовностью берёт на вооружение такие слова: «Я в панцире, более несокрушимом, чем плиты броненосца». И сразу мне вспоминается ещё один строитель невротических защитных сооружений – чеховский человек в футляре. Для того чтобы ужас жизни не задевал его, Аносов согласен на молчание: «Нужно только молчать. И тогда никто не оскорбит, не ударит вас по душе». И прячется этот герой от мира «с верой в силу противодействия враждебной нам жизни молчанием и спокойствием. Чур меня! Пошла прочь!». Но, прогоняя от себя живую жизнь и консервируя душу, Аносов лишается при этом не только боли и столкновений, но и красок, вкуса жизни, а заодно любви, красоты и счастья...

Таким образом, в рассказе представлен узкий и однобокий взгляд на мир и на человеческие отношения с точки зрения глубокого невротика с отстранённым типом личности и суицидальными наклонностями. Элементов правды такой взгляд, разумеется, не лишён, но зашоренность восприятия мешает за деревьями увидеть лес. Во всяком случае, мне так показалось. На истину в последней инстанции я, конечно, не претендую. Сам же герой-повествователь, периодически возражающий Аносову, своими собственными воззрениями с нами так и не поделился, к сожалению.

Благодарю Валентина licwin за наводку на этот рассказ. )

Комментарии


прочитал книгу и отзыв на нее... и посмотрел на гг со своей колокольни могу не согласится с автором рецензии. не забывайте что у гг по мимо действий которые он описывает и показывает в своей жизни есть еще и личные дела которые менее интересны и автор просто их не описывает в книге( собственно как у любого земного человека) Но факт того что и чего то не хватает тоже имеет быть.... Может автор захочет раскрыть это в последующей книге? ни кто не знает, останется загадкой...


Спасибо за внимание и отклик!
Как я и отметила в рецензии, я совсем не претендую на знание истины, а лишь поделилась своими впечатлениями от рассказа. У других читателей они могут оказаться совсем иными. Ведь любое восприятие книги обязательно несёт в себе отпечаток личности самого читателя, который порой может увидеть даже то, что автор в своё творение и не вкладывал. Как говорится, всё в глазах смотрящего. Более того, перечитав через какое-то время одну и ту же книгу, можно очень удивиться своему же прежнему мнению о ней. Ведь всё течёт, всё меняется, в том числе и мы сами.


Ведь любое восприятие книги обязательно несёт в себе отпечаток личности самого читателя, который порой может увидеть даже то, что автор в своё творение и не вкладывал.

Полностью с вами согласен. По этому поводу мне понравился роман Бернхарда Шлинка "Возвращение".

Деконструктивизм означает отделение смысла текста от смысла, который вложил в него автор, и обращение к тем смыслам, которые в него вкладывает читатель; но деконструктивизм на этом не останавливается, он вообще отменяет реальность, а признает только тексты, которые мы о ней пишем и читаем. Это полностью противоречит представлению об обязательном характере юридических и моральных правил. Разрешить эту проблему возможно только с позиций экзистенциализма – в статье говорилось о том, что де Баур с его деконструктивистской теорией права вызвал ренессанс экзистенциализма. Возможно, мне стоило почитать и об экзистенциализме, но я уже был сыт всем этим по горло. Насколько я понял, дело обстоит так: если текст говорит не о том, что имел в виду автор, а о том, что вычитывает из него читатель, то за конкретный текст отвечает из него читатель, то за конкретный текст отвечает не автор, а читатель текста. Если реальностью является не окружающий нас мир, а текст, который мы пишем о реальности и который мы читаем, то ответственность несут не реальные убийцы и не реальные жертвы, которых не существует, а скорее их современники, которые выдвигают обвинение в убийстве и наказывают за него.

Но у него идет уклон на юриспруденцию, а у Вас на психологию. Спасибо за Ваш отзыв, мне было интересно.


Интересная цитата! Книгу эту я не читала.
Спасибо за добрые слова, Алексей!
И с наступающим Вас! )


Спасибо. С наступающим!


А может и не невроз у него? Может он просто интроверт по натуре.. Я вот сам человек спокойный, стопроцентный флегматик, но меня все чаще посещает мысль поселиться на каком-нибудь хуторе, разводить пчел, печь черный хлеб, читать книги и не видеть всей этой лжи и лицемерия.
С другой стороны , в те годы, когда был написан этот рассказ, все здравомыслящие люди находились в состоянии невроза и такой подход опять же мне близок и понятен. Да и сам автор вроде тоже жил в то время отшельником, витая мысленно в своих придуманных мирах. Опять же , когда слушал Архимандрит Тихон (Шевкунов) - «Несвятые святые» и другие рассказы автор среди прочего рассказывал, что среди монахов Псково-Печерского монастыря было много фронтовиков. Здесь как раз может и есть тот случай, когда подорванная нервная система не позволила им жить в миру. Кто знает?


Конечно, всё может быть. Определить чёткую грань, за которой начинается невроз, достаточно сложно. Ведь различие между относительно здоровой и невротической личностью является количественным и заключается лишь в степени. Но коренное различие между здоровым стремлением и невротическим влечением (несмотря на их кажущееся сходство) – качественное, и лежит оно в побудительных мотивах, в которых, к сожалению, тоже далеко не всегда легко разобраться. Ведь человек (даже будучи искренним) зачастую подсознательно руководствуется совсем не теми мотивами, которые сам он считает основой своего поведения.

Спасибо за комментарий, Валентин!


Очень интересно. Рассказ не читал, но и ты использовала его только как повод к размышлениям о природе неврозов. Уход "от", насколько я помню, практиковал и сам Грин. И, конечно, это не могло не найти отражения и в его рассказах и романах. Ведь это самый лёгкий способ для талантливого литератора уйти "от людей". Такие люди могут бороться с уже хроническим неврозом, не доводя до психоза. Отсюда и критикуемые Сергеем (на мой взгляд - справедливо) повести и его знаменитые рассказы. "Фанданго" - это просто гимн уходу. А "Крысолов" так прямо и показывает от кого уходить и куда (там знакомство героев на книге завязано).

взаимоотношения человека с человеком.


похоже даже не на диалог, а на переданный нам монолог,

картинка Zhenya_1981
Спасибо, Людмила!


Спасибо, Женя! )

Рассказ не читал, но и ты использовала его только как повод к размышлениям о природе неврозов.

Так этот рассказ, на мой взгляд, просто сам напрашивается рассматривать его в контексте теории неврозов. Он ведь представляет собой обобщённые размышления конкретного героя о человеческих взаимоотношениях, постоянное разрушение которых и позволяет предположить наличие невроза. Аносов смотрит на враждебный ему окружающий мир исключительно со своей колокольни, а распространяет это видение на всех. Но все люди разные. И кому-то предлагаемый им вариант ухода не годится категорически. Ведь у каждого свой тип личности, темперамент, характер. Ну, и степень невротичности, разумеется, у каждого своя. Если она в пределах нормы, то не будет человек так зацикливаться на каком-то одном направлении движения по отношению к другим людям. Вот мне и захотелось несколько расширить и дополнить его узкий взгляд, чтобы самой наглядно увидеть, какое место в теории неврозов могут занимать подобные философствования.

Я, конечно, могу и ошибаться. Но это свойственно всем людям. Так почему бы и не рискнуть, поделившись своей точкой зрения? Ведь, как известно, кто не рискует, тот не пьёт шампанского! А уже Новый год у ворот! И без шампанского – никак! )))


Не знаю, Людмила, почему у меня такое чувство, что ты немножко оправдываешься :) Я только сказал, что и сам Грин видимо был как этот Аносов. А твой разбор неврозов мне очень понравился...
Спасибо, что напомнила про шампанское. У нас завтра вечером начинается очередное ужесточение карантина, так что нужно успеть купить :)


Ты знаешь, Женя, я не скажу, что я оправдываюсь, но эту рецензию я писала, прежде всего, для себя, чтобы формулирование мыслей помогло мне лучше уяснить их самой. И, честно говоря, у меня даже мелькала идея сделать отзыв видимым только для меня (здесь есть такая возможность). Но я её быстренько прогнала и не стала прятаться от мира, который я, в отличие от героя рассказа, не считаю враждебным. Хотя я понимаю, что тема неврозов интересна далеко не всем. И мне приятно, что тебе разбор понравился. Ещё раз спасибо! )


Есть ещё опция делать рецензию видимой только для друзей. Пожалуйста, не лишай нас этого удовольствия.


но эту рецензию я писала, прежде всего, для себя, чтобы формулирование мыслей помогло мне лучше уяснить их самой.

Я следую такому же принципу. Но ознакомившись с Вашей рецензией, например на уже прочитанную мною книгу, я бы смог шире взглянуть на ее текст. Не лишайте адекватных людей такой возможности )


Просим! Просим!


Огромное спасибо вам, Алексей и Женя, за поддержку, которая окрыляет! Нет, нельзя закрываться от мира! Нельзя ни в коем случае!)))