Больше рецензий

21 декабря 2020 г. 21:12

2K

4 Молчание ̶я̶г̶н̶я̶т̶, или Вездесущий невроз

картинка Ludmila888

Главная тема рассказа – взаимоотношения человека с человеком. Именно о них и беседуют два случайных попутчика. Хотя больше это, пожалуй, похоже даже не на диалог, а на переданный нам монолог, так как сам герой-рассказчик лишь изредка вставляет в разговор со своим новым знакомым Аносовым пару слов или вопросов.

Лично мне показалось, что в голове этого Аносова - самая настоящая каша, сваренная из разных красивых фраз и выражений. В его размышлениях мне не хватило стройности и системности, широты и глубины. Разрешение проблемы человеческого существования он видит не в любви и единении с миром, а в одиночестве: «Эти ваши человеческие отношения так сложны, мучительны и загадочны, что иногда является мысль: не одиночество ли настоящее, пока доступное счастье». На мой взгляд, предлагаемый Аносовым вариант - уход от мира - является лишь поверхностным и искусственным решением-замазыванием проблемы, а не глубинной и конструктивной её проработкой.

Насколько мне известно, человек может двигаться по отношению к другим в трёх направлениях: к людям, против людей и от людей. Для психологически здоровой личности возможно движение в любом из указанных направлений в зависимости от ситуации. И такие спонтанные направления движения обусловлены свободным выбором (то есть при желании человек мог бы поступить и иначе) и вполне совместимы друг с другом. В случае же глубокого невроза между этими тремя указателями возникает в сознании неразрешимое противоречие, лишающее невротика выбора и навязывающее ему единственно возможный для него вектор поведения. В зависимости от типа личности (смиренный, захватнический, отстранённый) и соответствующей ему внутренней установки (соглашательство, агрессия, уход) неосознанно выбирается одно конкретное направление, а автоматическое движение по нему ещё больше закрепляет невроз. И порочный круг замыкается. Ну, а на горизонте уже поджидает и радостно машет ручкой психоз.

В рассказе затронуты все три вектора движения, но явное предпочтение отдаётся последнему – от людей, что сразу указывает на тип личности Аносова – отстранённый, отчуждённый, обособленный. Причём гораздо большее значение им придаётся именно негативному аспекту ухода – свободе ОТ, а не позитивному - ДЛЯ. И это свидетельствует о навязчивости якобы существующего выбора, то есть о глубоком неврозе героя. А тот факт, что в прошлом Аносова имела место неудачная попытка суицида, только подтверждает данное предположение. Автоматически выбранный и единственно возможный для конкретной личности способ движения (в данном случае – бегство от людей) становится невротическим решением как нарушений в межличностных отношениях, так и внутрипсихических конфликтов.

Отношения с людьми – очень важный фактор в нашей жизни. И на них оказывают огромное влияние внутренние процессы. А невроз – это нарушение отношения не только к другим, но и к себе. Но, конечно, гораздо проще и удобнее обвинять всегда и во всём окружающих вместо того, чтобы заглянуть в себя. Поэтому зачастую свои внутренние проблемы человек не считает личностными, а приписывает их внешним обстоятельствам. Именно так поступает и герой рассказа Аносов. Под созданной им маской-личиной самодостаточности, независимости, свободы и мудрости скрывается невротическая потребность в отстранённости и отчуждённости, а также в бегстве не только от мира, но и от себя настоящего. А болезненный эгоцентризм Аносова мешает ему же перейти от ложного ощущения своей уникальной исключительности к чувству, что он – всего лишь часть гораздо большего целого.

Людей, для которых «человеческие отношения – источник постоянных страданий», (иначе говоря - невротиков) Аносов называет особенными. И отмечает, что «частица их есть почти во всех нас». Да, все мы, конечно, в той или иной степени невротики. И границы нормы значительно шире границ патологии. Но усилия всё-таки, как мне кажется, следует прилагать к реальному разрешению имеющегося внутреннего конфликта, а не к искусственному псевдоразрешению с помощью его консервации, как предлагается героем: «Полезно быть также человеком мироприятия языческого или, преследуя отдалённую цель, поставить её меж собой и людьми. Это консервирует душу». Но душу, по-моему, всё же следует развивать, а не консервировать. Как известно, душа обязана трудиться.

Невроз – трагедия человека, обрезающая крылья и не позволяющая осмелиться на самовыражение. При его обострении разрушительные внутренние силы препятствуют действию созидательных сил и ставят крест на самореализации. Ведь сердцевина процесса самореализации – не развитие наших особых талантов, а раскрытие нашего человеческого потенциала, в центре которого находится рост способности к хорошим взаимоотношениям с другими, а также к творческой работе над собой и принятию ответственности за свою жизнь.

Аносов же с готовностью берёт на вооружение такие слова: «Я в панцире, более несокрушимом, чем плиты броненосца». И сразу мне вспоминается ещё один строитель невротических защитных сооружений – чеховский человек в футляре. Для того чтобы ужас жизни не задевал его, Аносов согласен на молчание: «Нужно только молчать. И тогда никто не оскорбит, не ударит вас по душе». И прячется этот герой от мира «с верой в силу противодействия враждебной нам жизни молчанием и спокойствием. Чур меня! Пошла прочь!». Но, прогоняя от себя живую жизнь и консервируя душу, Аносов лишается при этом не только боли и столкновений, но и красок, вкуса жизни, а заодно любви, красоты и счастья...

Таким образом, в рассказе представлен узкий и однобокий взгляд на мир и на человеческие отношения с точки зрения глубокого невротика с отстранённым типом личности и суицидальными наклонностями. Элементов правды такой взгляд, разумеется, не лишён, но зашоренность восприятия мешает за деревьями увидеть лес. Во всяком случае, мне так показалось. На истину в последней инстанции я, конечно, не претендую. Сам же герой-повествователь, периодически возражающий Аносову, своими собственными воззрениями с нами так и не поделился, к сожалению.

Благодарю Валентина licwin за наводку на этот рассказ. )

Ветка комментариев


Спасибо, Женя! )

Рассказ не читал, но и ты использовала его только как повод к размышлениям о природе неврозов.

Так этот рассказ, на мой взгляд, просто сам напрашивается рассматривать его в контексте теории неврозов. Он ведь представляет собой обобщённые размышления конкретного героя о человеческих взаимоотношениях, постоянное разрушение которых и позволяет предположить наличие невроза. Аносов смотрит на враждебный ему окружающий мир исключительно со своей колокольни, а распространяет это видение на всех. Но все люди разные. И кому-то предлагаемый им вариант ухода не годится категорически. Ведь у каждого свой тип личности, темперамент, характер. Ну, и степень невротичности, разумеется, у каждого своя. Если она в пределах нормы, то не будет человек так зацикливаться на каком-то одном направлении движения по отношению к другим людям. Вот мне и захотелось несколько расширить и дополнить его узкий взгляд, чтобы самой наглядно увидеть, какое место в теории неврозов могут занимать подобные философствования.

Я, конечно, могу и ошибаться. Но это свойственно всем людям. Так почему бы и не рискнуть, поделившись своей точкой зрения? Ведь, как известно, кто не рискует, тот не пьёт шампанского! А уже Новый год у ворот! И без шампанского – никак! )))


Не знаю, Людмила, почему у меня такое чувство, что ты немножко оправдываешься :) Я только сказал, что и сам Грин видимо был как этот Аносов. А твой разбор неврозов мне очень понравился...
Спасибо, что напомнила про шампанское. У нас завтра вечером начинается очередное ужесточение карантина, так что нужно успеть купить :)


Ты знаешь, Женя, я не скажу, что я оправдываюсь, но эту рецензию я писала, прежде всего, для себя, чтобы формулирование мыслей помогло мне лучше уяснить их самой. И, честно говоря, у меня даже мелькала идея сделать отзыв видимым только для меня (здесь есть такая возможность). Но я её быстренько прогнала и не стала прятаться от мира, который я, в отличие от героя рассказа, не считаю враждебным. Хотя я понимаю, что тема неврозов интересна далеко не всем. И мне приятно, что тебе разбор понравился. Ещё раз спасибо! )


Есть ещё опция делать рецензию видимой только для друзей. Пожалуйста, не лишай нас этого удовольствия.


но эту рецензию я писала, прежде всего, для себя, чтобы формулирование мыслей помогло мне лучше уяснить их самой.

Я следую такому же принципу. Но ознакомившись с Вашей рецензией, например на уже прочитанную мною книгу, я бы смог шире взглянуть на ее текст. Не лишайте адекватных людей такой возможности )


Просим! Просим!


Огромное спасибо вам, Алексей и Женя, за поддержку, которая окрыляет! Нет, нельзя закрываться от мира! Нельзя ни в коем случае!)))