Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

14 апреля 2021 г. 17:14

2K

4 «В поисках камня, похожего на сало»

Ох, как же мне нравится элемент бредовости в этой книге! Бесит сильно – и нравится. Майринк этим чем-то похож на Кафку: та же атмосфера ненормальности и множество символов, в которых тяжело разобраться. Но Кафка, как ни странно, мне кажется более… логичным, что ли. В той же степени логичным, как «Алиса в Стране чудес». А Майринк это совсем уж что-то не от мира сего.
картинка ShiDa
Майринк, конечно, тот еще провокатор и обманщик. Его «Голем» непостижимым образом приплели к мистике, хотя никакой мистики там (сюрприз!) нет. Вводит в заблуждение и само название книги: раз уж книга мистическая, значит, будет похожа на «Франкенштейна», на рассказы По и Лавкрафта, все же знают, что Голем – это вымышленное существо из еврейской мифологии. Именно с таким настроением (я читаю историю о придуманном чудовище!) я бралась за книгу, и какого же было мое удивление, когда я узнала, что упомянутый Голем не играет никакой роли в сюжете, он появляется разве что в городской легенде и пару раз мерещится главному герою, но – без дальнейшего развития его линии.

Главный герой же, Атанасиус Пернат, – человек невротичного склада, предположительно сумасшедший, который из расстроенных чувств вмешивается в чужие интриги и сам чуть не становится их жертвой. Живет он в еврейском квартале и постоянно сталкивается с очень странными персонажами, чего стоит один Харусек, одержимый ненавистью и страстью к самоуничтожению, да и Мириам, живущая в ожидании невозможных чудес, не далеко от него ушла. Понятно, что в такой компании болезнь будет прогрессировать. Впрочем, сюжет у Майринка выстроен хорошо, тебе интересно, чем закончат эти полубезумные персонажи, а вот иррациональные вставки с намеками на избранность и двойничество могут вогнать в ступор – так внезапно они возникают.

Писатель много ссылался на еврейские тексты, но я, к сожалению, не сильна в этой теме, и многие смыслы прошли мимо меня. Поскольку, без знания источников, почти невозможно разобраться в образах Майринка, их хаотичное нагромождение ближе к середине вызывает усталость. Чувствуешь себя, как на уроке нелюбимого предмета: тебе что-то пытаются разжевать, рисуют на доске формулы, а ты смотришь на меловые каракули и с отчаянием думаешь о своей тупости. Искупает это, впрочем, общая атмосфера предрассветного сна.

Что, собственно, есть Голем в этой книге? Отчего он вынесен в заглавие? Зачем он нужен в этой истории? Можно сказать, что тут Голем – это связующий образ между разными поколениями. Именно связь времен – главная тема книги. Голем же, который якобы является каждому новому поколению, работает, как культурный штамп (у нас это, наверное, Кощей) – этакое народное чудовище, которое ознаменует наступление злых сил. Важен не он сам; важно, какое место он занимает в головах людей определенной национальности. Майринк спрашивает, как одному человеку могут передаться чувства и мысли другого, жившего несколько десятилетий назад; тут память одного словно бы сохраняется в общей копилке, и посторонний человек может случайно вытащить ее из этой копилки и применить на себя (коллективное бессознательное?). А Голем – это то, что надзирает над этой неведомой огромной копилкой.
картинка ShiDa
Что мастерски сумел сделать Майринк, так это запутать своего читателя и заставить его мозг работать с перегревом. Я лично переживала извращенное удовольствие, близкое к мазохизму, пока тянулась к финалу этой невозможной книги. Если вы такой же мазохист, то вам тоже должно понравиться. Остальным же советую перед «Големом» хоть что-то почитать по еврейской мифологии и Каббале. И я жду не дождусь, когда русский писатель напишет книжку о национальной идентичности, о связи имперских, сталинских и путинских времен, и назовет ее «Баба Яга». Dixi.

Прочитано в рамках Игры в классики, Собери их всех, Новогоднего флешмоба и клуба Белая сова. За совет во флешмобе благодарю goramyshz ;)

Комментарии


русский писатель напишет книжку о национальной идентичности, о связи имперских, сталинских и путинских времен, и назовет ее «Баба Яга»

не уверена, что стала бы такое читать, но мысль действительно классная.


Не, я бы почитала, если это будет так же талантливо ;)


Я просто в целом равнодушна к такому, но для русскоязычной литературы идея и правда интересная.


Дарю тебе, если захочешь написать роман :)
А ты Голема читала?


Не, я исключительно читатель)

А ты Голема читала?

Что-то мне подсказывает, что это прямо не моя история, поэтому нет, не берусь.


Ох... Как много ассоциаций вызывает Ваша рецензия!
1. "Голем" - наименее мне понравившаяся книга Майринка, но и она вызвала у меня море положительных эмоций. Но это явно - неудачная книга для начала знакомства с писателем. В "Ангеле Западного Окна", например, черпал вдохновение Булгаков для "Мастера и Маргариты" - и это лёгкая, чарующая мистика, идеальное начало. "Белый доминиканец" - эталон мистического романа - масонская тематика, там из человека выплавляется меч.
2. Майринк - самый мистический писатель, его тексты пестрят мистицизмами, мистификациями, мистикой, масонством и отражениями всего этого. Тексты Кафки и Кэрролла исходят из философии и формальной логики, а тексты Майринка из мистического опыта и мистических переживаний. Прозу Майринка можно сравнивать с прозой Булгакова или Элиаса Канетти. По сумасшедскости главного героя Канетти (роман "Ослепление") ещё и перескачет "Голема", полагаю.
3. "Голем" - книга явно не для всех, но я считаю это прекрасной литературой. Принципа по которому стоит или не стоит читать эту книгу вычислить не смог.
4. Да, интеллектуальный багаж - явное подспорье при чтении Майринка. В данном случае - еврейская мистика, другие его романы - масонство. Хотя бы общее представление, на уровне статьи из википедии.

Спасибо Вам за блестящую рецензию, Вы очень точно всё описываете - у Вас такое срединное получилось прочтение, впечатляет...


Спасибо за прекрасный комментарий ;)
Я совершенно не была готова к интеллектуальной прозе, я действительно думала, что это будет что-то в духе Дракулы или Франкенштейна (отличная мистика, но без сложных смыслов), иначе я бы подготовилась... хотя бы морально. Хочу еще прочитать Ангела западного окна, но заранее настроюсь на него. Майринк классный автор, тут не поспоришь, и мне кажется, основная проблема не понявших его - в столкновении ожиданий и реальности.