Больше рецензий
20 апреля 2021 г. 18:29
1K
5
РецензияВеликолепие Набокова как стилиста и обаяние как рассказчика делают, казалось бы, невозможное - заставляют нас поверить в те несуразицы, несоразмерности жизни, которые сливаются в полотно бытия удивительной красоты...
Первый роман Набокова, да еще автобиографического характера (в том признается сам автор на страницах предисловия к одному из позднейших изданий книги), начинается в несколько ремарковском духе (годы те же, настроение - то же): отчаяние, бессмысленность всего происходящего (даже несмотря на то, что весна), пошлость любви (главный герой, русский эмигрант в Берлине, Ганин Лев Глебович не может признаться влюбленной в него женщине, Людмиле, что разлюбил ее - да любил ли вообще? То была глупая интрижка на заднем сидении таксомотора, внезапно переросшая во что-то большее, но, видимо, не для двоих участников романтической прогулки...)
К середине романа тональность резко меняется на мажорную возвышенность, впервые в повествовании автором вводятся светлые нотки, а не бесконечная чернота, смешанная с серостью, убогостью скудного беспросветного выживания на чужбине...Впервые появляется призрачная надежда на счастье, прошлое дает знак и раскрывает свои услужливые объятия, а мы вместе с героем погружаемся в мечтательные картины упоительной любви Ганина и Машеньки...
И как же поразителен все-таки контраст: серый тоскливый одинокий Берлин и многоцветная радостная, опутанная любовью, взаимной притом, матушка Россия...
Правда, автор, как и герой, приходит к выводу, что былому не место в настоящем ("Да-да, "не возвращайтесь к былым возлюбленным"), минувшее манит своей прелестью, за давностью лет стирается все плохое и наносное, прошлое кажется идеалом, только вот идеала на свете не существует, мечты порою так и должны оставаться мечтами...Начинается в духе Ремарка, а заканчивается совершенно по-бунински, с тоскою по родине и любимой женщине, а внезапно оказывается, что вещи это неразрывные и отдельно существовать не могут...
Прочитано в рамках Игры в классики
Комментарии
Хорошая и изящная рецензия, спасибо.
Мне этот роман нравится всё больше и больше.
В нём есть тайные этажи сюжетов и символов.
Например, романчик с Людмилой, на несущейся в ночи чёрной машине, это отсылка к Пушкинской Людмиле и похищению Черномором.
Ганин, словно герой сказок, проходит разные степени заколдованности и в конце, апогей творческой и совершенно небесной метафизики.
Вот вы написали про Бунина в конце, но там чистейший Набоков, поздний, причём.
А тень самого Бунина появляется в романе, заметили?
Чудесный роман.
Прекрасного весеннего вечера!
Охотно верю, ничтожно мало читала у Набокова, поэтому не могу судить, но вот мне это действительно напомнило Бунина) Вот такой у меня этот роман по ассоциациям: ремарковско-бунинский. Я потому и взяла на Игру в классики в этом весенне-летнем сезоне несколько книг Набокова, чтобы глубже познакомиться с его творчеством, а то у меня какое-то очень расплывчатое о нем представление. Не какой-то общей константы...
Красиво сказали) Да, мне тоже показалось, что к концу книги он мудреет и совершенно иначе начинает относиться ко всему.
О, не то слово) А какой слог, какое внимание к деталям, к чувствам, ощущениям героев...
Причем вначале мне роман как-то не очень понравился, опять какая-то меланхоличность, тоска, но потом раскрылся во всей красоте и пленил...
Так это меня так книга вдохновила)
И Вам того же)
Так правильно подметили Бунина)
Его там и правда много. Набоков, особенно ранний, увлекался творчеством Бунина.
У него много перекличек с ним в разных произведениях.
Даже рассказ он посвятил ему один: Обида (совершенно бунинский, о детстве).
Потом Набоков больше ценил его стихи.
Бунину вроде этот роман понравился.
А то что вы мало знаете Набокова это не страшно. Скорее прекрасно)
Всё ещё впереди.
Просто даже те кто знают Набокова, даже специалисты, не видят в Машеньке других слоёв.
Это тоже нормально. Просто нужно привыкнуть, что у Набокова лабиринты смыслов и отражений и он любит играть с ними, и с читателем.
Я же статью тут как то писал на Машеньку, и сам удивился какой многогранный это роман)
Не зря Набоков писал, что его книги нужно перечитывать а не читать: это и будет первым прочтением.
Да, сейчас к своему чтению я подхожу более осознанно, чем в юности. Просто начала я знакомство с Набоковым не с того романа, а с "Лолиты". Не могу ничего плохого сказать о романе, просто не моя тема...Потом у меня был долгий перерыв в отношении Набокова и вот сейчас наконец-то начинаю понимать прелесть его произведений...
Это да, при перечитывании всегда больше внимания уделяешь деталям, новые смыслы находишь и оттенки...
Только перечитывание всегда еще немного опасно тем, что любимые когда-то книги станут сейчас, по прошествии лет, разочарованием...Будешь про себя удивляться: "И что это я в них находил?"
Сейчас поздний вечер стал для меня поистине набоковским: я перечитала и Вашу рецензию на "Машеньку", и историю (потрясающе, просто нет слов), и статью (много интересного из нее узнала, это как подстрочный комментарий, только глубокий и обстоятельный) Мне даже как-то неловко уже что-то писать на эту тему - потому что как можно спорить с экспертом:) ?
Я, наверное, из категории более простых читателей)
Вы тоже с Лолиты начали знакомство?)
Да, не идеальный роман для знакомства.
И как вы нежно: прелесть произведений..
Набоков ведь разный: есть Набоков того и этого берега. Чудесный Набоков рассказов, где так много чеховского, бунинского, но и нежно-фантастического, и Набоков пьес, и Набоков тонких стихов.
Ну какой из меня эскперт)
Но в краску вы меня вогнали. Теперь вот как индеец на заре, сижу, почти в кустах и красный)
Просто всегда неудобно, стыдно даже, когда мои жирафовые рецензии читают и тратят время на них.
А вы.. и рецензию и статью и.. историю, про которую я забыл уже.
Пойду перо и лук поищу. И стрелы)
Вы чуткий читатель)
Ласкового вам дня, Анастасия)
Это же было давно, у меня тогда не было электронной книги, я пошла в библиотеку, попросила "чего-нибудь из Набокова", мне вынесли ..."Лолиту")
Вот-вот! Я-то этого тогда, в свои 16-17 лет не знала, и, видимо, не знала этого и библиотекарь) Поэтому получилось как получилось)
Спасибо) Приятно слышать)