26 июля 2021 г. 12:07
2K
4 О поэтике, заключённой в кисточке и чернильнице
Для главной героини, Риккат, каламы,макта и дивит дышат чернилами и стоят у изголовья, выстроенные по росту и по порядку, на равном расстоянии друг от друга, чтобы ни ревности, ни ссор.... Риккат у нас каллиграф и рассказ свой начинает с конца, со смерти, тихой, мягкой, как опущенный в чернильницу кончик тростникового пера.Голос ее тих, эфирно-призрачен, размеренно вещает о деле жизни. О том что рука, так поспешно отданная случайному человеку, нашла утешение в каллиграфии. Умирающее искусство для женщины, использующей молчание во благо, привычно кивающей головой и желающей придать буквам объем.
Каллиграфические инструменты, завещанные единственным человеком, испытывающим любовь к ней и благодарность за помощь и послушание, заняли место в рабочем закутке и стали новыми друзьями, частью тела, продолжением руки, верными сообщниками во всех каллиграфических дерзаниях.
Ловкие руки и искусные пальцы, она прятала свое счастье и скрывала печали.
В 1928 Турецкая республика заменила арабский алфавит на вариацию латинского. В 1936 обучение каллиграфии отнесли к ведомству Академии искусств. А Риккат выиграла конкурс, навсегда покинула мужа, стерев его из календарей памяти, и стала преподавать. Продолжила покрывать бумажные поля цветочной вязью... А старый Селим все так же призрачно помогал, давая ответы на вопросы ремесла. Сумасшедший старик, утративший пророка, возможность работать и покончивший жизнь самоубийством. Безумие, традиционное для старых каллиграфов.
История реальной Риккат Кунт, которая жила, творила, восстанавливала старинные рукописи, была профессором Академии...супруге, матери, поющей колыбельную и потерявшую одного из сыновей, и лучшем каллиграфе. Рассказ о душе, живущей в кисти, скользящей по бумаге. О красоте штриха и объеме линии.
О лунном свете, заглядывающем в ее окно...
Стамбул меняется. Жизнь меняется. Друзья и родные приходят и уходят. И только каллиграфия оказывается верна. А когда рука начинает дрожать и отказывается удерживать калам приходит безумие...
Каллиграфы умирают, когда оказываются не в силах служить Богу.
"Стройотряд КЛУЭДО" в составе Оли Penelopa2 , Тани tatianadik , Юли Uchilka , Наташи thali приступил к строительству Хилл-Вэлли.
+
Собери их всех.
Ветка комментариев
Все комментарииХорошо, что я заметила))
Я не могу сказать, что она пассивная... она как будто бесстрастный наблюдатель. Созерцательно-созидательный тип личности) это важно, я думаю, особенно в контексте искусства - каллиграфии. Это единственное, разрешённые Аллахом искусство из основных. Оно же и самое его любимое, поэтому Риккат сама очень близка к богу, она смиренна и терпелива, как истинный мусульманин да ещё ещё каллиграф. Думаю, что её образ складывался и из этого тоже)
Ну вот в этом и разница у нас ;) Ты воспринимаешь ее на основании знаний о стране, о религии, об обычаях. А меня все время тянет к европейскому современному укладу. И получается перекос.
То что ты называешь созерцательно-созидательным складом характера, у меня автоматически, вопреки рассудку, трансформируется в пассивность и уход от реальности.
Осознаю что надо больше читать в этом направлении.
Даже не заметила что отдельной веткой написала))
Ты думаешь, ее пассивная позиция обусловлена невозможностью ее как личности к бунту и активному принятию решения? А переходный момент истории страны был как лазейка своего рода для нее.
Как два варианта - "женщина и время" или "время и женщина"....