Больше рецензий

3 февраля 2013 г. 02:06

1K

5

Всё можно изменить, только если ты говоришь.

Обоюдоострая книга. Если и читать её детям, то только вместе со взрослыми; если читать её взрослым — то только вместе с детьми. Чтобы было с кем обсудить, потому что история эта одинаково важна и страшна и для тех, и для других.
Страшно не потому, что про инцест и педофилию и вдобавок (опосредованно) про суицид.
Страшно потому, что про слепоту и глухоту душевную, одиночество и чувство вины.
Очень разные чувства вызывает эта книга, написанная лаконично, почти сухо. Чисто по-человечески хочется взять огнемёт и спалить всех взрослых к чертям собачьим. Потому что — урод на уроде. А виноватой себя чувствует одна только юная Мальвина, которая, как всякий ребёнок, очень хочет верить, что от её хорошего поведения напрямую зависит счастье родных.
Но при этом здесь с немецкой точностью отмерено всего понемногу: ребячьих шалостей и девчоночьих тайн, золотистых пылинок в солнечном луче, весеннего ветра, тёплой кошачьей шерсти, шороха голубиных крыльев, первых дней первой любви. И всё это делает невыносимую историю выносимой.
А ещё, как во всякой хорошей книге, в ней есть потайное дно: это старая вилла, дедушкин стеклянный глаз, воображаемый фотоальбом с недостающими снимками, добрая полька фрау Бичек, — прошлое, которое нельзя вспоминать, нависшее над современностью постепенно тающей тенью.
Прямо или иносказательно, книга говорит с нами о многом и важном, о чём очень не хочется думать, но, наверное, не думать уже невозможно. Главное — она содержит чёткий message и для детей, и для взрослых.
Для одних: говори; не замыкайся, не пытайся справиться самостоятельно и ни в коем случае не вини себя.
Для других: слушайте, мать вашу, своих детей.

Ветка комментариев


мне кажется, эту историю можно с разных сторон рассматривать, что тоже хорошо.
конечно, не с потолка! я не имею в виду, что она неестественная или что-то в этом роде, просто акценты местами расставлены резковато. но это ничего не портит, тут, наоборот, вряд ли получилось бы по-другому.
насчёт бабушки, поначалу я ещё сдерживала себя мыслью, что она сломленный, больной человек. но в конце концов ничего это её не оправдывает.
кстати, заметила, что в книге интересная ситуёвина с браками. в семье Мальвины из поколения в поколение передаётся подавление женщин, которые сами не особо сопротивляются: что бабушка, что мать с её вечной мигренью, и сама Мальвина с её комплексом вины и чувством долга. а вот Лиззи: мама разведена, и девчушка сама не терпит никакой несправедливости. а вот свободолюбивый Муха: у него тоже предки на грани развода, и он их совсем не осуждает. есть где поразмыслить, мм?


Кстати да, ты права.