Больше рецензий
11 января 2022 г. 22:11
1K
0.5 «Пошлость, звенящая пошлость...»
Рецензия...Сказано было голосом Михалкова. Чувствую себя теперь каким-то диким консерватором (но оно и хорошо в данном контексте), но, позвольте, это же совершенно невозможно читать! Это настолько плохо – и стилистически, и сюжетно, – что, кроме омерзения, иных чувств не вызывает.
Собственно, я этого и хотела. Сказала мне знакомая: «Эй, девочка, хочешь побольше трэша?» Вот и заинтересовалась: каким еще трэшем в любовном жанре меня можно отрицательно поразить? Казалось, после «365 дней» хуже быть ничего не может. Как же я ошибалась (так что ждем многомиллионных гонораров у авторши и экранизации с Янковским)!
Лютый кринж начинается уже в самом начале. Усугубляется все тем, что авторша будто хотела быть на «актуалочке», чтобы получилось настроение а-ля Балабанов с «Грузом 200», в худшем случае – «Текст» с сами знаете кем. Но если Балабанов, Глуховский и иже с ними все же «социальные» и проблемы подают со знаком минус, то тут властвует позиция «расслабься и получай удовольствие». Бьют? Насилуют? Измываются? Выработай в себе привычку, нечего звонить в ГУЛАГу.нет, просто лежи ровно и не жалуйся.
Ибо начинаются события... та-дам! в русской тюрьме. Вся такая невинная и светлая девочка Катя (девственница, без этого в 21 веке никак) оказывается в СИЗО за непреднамеренное убийство (таки наехала на человека неудачно). Девочка же не Кира Ярмыш и вообще в свои 20 лет имеет мозги 12-летнего ребенка. Она – естественно! – божественно прекрасна. Ее хотят следователи (хотят изнасиловать, вы не подумайте ничего такого), а больше всего ее хочет некий... эм... генерал Руслан... который в свои 30 с хвостиком воевал в 100500 местах и вообще такой суровый мужик, который не знает слов любви. Ну что, чувствуете приближение романтики?..
И таки да – девочку изнасилуют. Но дело не в самом факте сексуального насилия: автор реально считает, что, если героиню изнасилует какой-то злобный нижестоящий следователь – то это ужас ужасный... а если изнасилует Генерал – то как бы и нормально. Нехорошо, может быть, но все равно Генерал заслуживает нашего сочувствия и героиня должна его после изнасилования полюбить, он же не просто так ее насилует, он за это ей тряпки новые дает и кормит... а у простого следователя, как я понимаю, нет возможностей Генерала (боже, не верю, что я это пишу). Т.е. автор (сознательно или нет) делит мужчин на хороших и плохих насильников. Первых можно простить в случае чего, а вторые не заслуживают ничего, кроме злобы и отвращения.
Может, я такая вся зажатая и секса мне срочно нужно горячего, но меня беспокоит эта романтизация сексуального насилия. Авторша явно ни насилию не подвергалась, ни в тюрьме российской не сидела, вообще не в курсе, что это больно и страшно, для нее человеческая трагедия – это фон для, извините, страстных потрахушек. И вот интересно – а на кого это рассчитано? Полагаю, больше на женщин, и то с психологическими травмами. Если так, то тем более вредная книга: мало того, что пропагандирует мораль для женщин «изнасилование – норма, потерпи, может, потом тысячу долларов заплатят, авось и приголубят» – помимо этого она создает абсолютно неадекватные мужские образы. Именно после такой книги мужчина может сказать женщине: «Ну так насилие вам нравится, вы любите, когда вас за волосы таскают и против воли...» Но нужно же отличать жесткий секс по взаимному согласию от насилия, ребят.
По мнению авторши, «настоящий мужчина» – это обязательно брутальный, не способный к сопереживанию, с помешанностью на сексе (любая сойдет), берущий все без спросу и согласия, может подчинить женщину против ее воли и шпилить ее несколько часов (и без учета ее сексуальных предпочтений, только для своего удовольствия, она пусть сама работает, как хочет). Если это нормальный мужчина для авторши, то я очень ей сочувствую. У нее мимо пролетают интеллигентные, сдержанные, тактичные парни – они же не сексуальные (мальчики, не слушайте: сдержанность и вежливость невероятно сексуальны!). И, конечно, он не чувствует себя мразью, насилуя человека. Как вам такой мужской портрет в эпоху равноправия? На месте мужчин я бы возмутилась.
Весь мой поток злобы – о том, как по-разному можно воспринимать (и описывать) ситуацию. У социального писателя получилась бы страшная повесть о современной тюрьме, об унижении человеческого достоинства. Но авторша увлеклась своими больными сексуальными фантазиями. В итоге акты насилия, которые жуть жуткая (кто читал материалы из уже упомянутого ГУЛАГу.нет, тот поймет), описываются, как... страстный секс. Который явно должен возбуждать читателя, а не вызывать омерзение. Боже упаси прочитать это подростку с неокрепшей сексуальностью. Взрослый-то человек плюнет, а неопытный и юный может решить, что это нормальное поведение. Ведь пишет-то о насилии над женщиной... женщина.
Я, конечно, понимаю, что по конституции у нас свобода творчества и все такое. Но я бы хотела, чтобы таких книг не было. Это настолько плохо, что романы типа «365 дней» кажутся адекватными, а «50 оттенков серого» – шедевром жанра. Это просто ужасно. Простите.
Комментарии
По моему опыту сидения на всяких фикбуках, это довольно распространенная ситуация. Даже интересно, чем такое явление вызвано
Скорее всего тем, в каком мире мы живём. Девочки с самого детства слышат, какие "бабы мрази бывают, мужей из семей уводят, в коротких юбках ходят, истерят постоянно" и сами не замечают, как начинают мыслить такими же фразочками, при этом никак не применяя их на себе, ведь "а я-то другая, не такая, как эти дамочки". А потом плодят истории об абьюзивных отношениях, то ли превознося их как пик романтики, то ли по глупости собственной. Ну и есть ещё одни, те, у которых отмазка звучит как "это же не в реальной жизни, а всего лишь на бумаге". Не зря ж двадцать первый век на дворе, а фраза "бьёт - значит любит" никуда не делась.
Хотелось бы сказать, что не найдётся той женщины, на которую это рассчитано, но, ой, как найдётся. Девушки продолжают восхищаться плохими мальчиками, не видя ничего плохо ни в избиениях, ни в изнасиловании. Иногда-то и изнасилованием не называют, потому что сама виновата, дура, куда полезла.
Мне от рецензии уже поплохело, боюсь представить, что там в книге. Спасибо за неё. Читать историю я конечно же не буду.
Я бы и не стала читать, если бы не было так много положительных отзывов на ЛитРесе. Не знаю, что в головах у таких (
Я обхожу стороной популярное на литресе. Оно действительно пугает. Печальная всё же тенденция, куда ни пойди, везде превозносят насилие, а ты сидишь и не понимаешь, то ли люди все с ума посходили, то ли с тобой что-то не так.
Да, я тоже часто вижу сюжет насилия в ромфане и прочих (низкосортных) женских книгах, при этом из насилия вечно вырастает Любовь, находится масса оправданий таким отношениям. Думаю писательницы просто копируют одни и те же модные сюжеты, а вот зачем такое читают - к счастью, не понимаю :)
Ох, да ладно вам фикбук)) Нашенские классики, толстой, еще кто-то, забыла, превозносили вот это. Недавно здесь на лл был пост про их любовное насилие в текстах.
Так классики не пугают, точнее списываешь всё на время, а вот фикбук он в двадцать первом веке и повальное большинство популярных работ там действительно заставляет покрыться мурашками. Иногда такое откапываю там, что сердечко болит от количества насилия.
Классики, которые воспитывались воцерковленными, христианами, которые топили за освобождение крепостных и прогресс расеи, которых читали и читают миллионы людей, пугают меня намного больше местечковых фантазий с фикбука.
Но церковь считала женщин несколько ниже мужчин. Да и вообще воцерковленность не равно нравственность. Помню случай был: папаша верующий насиловал и бил своих дочерей, за что они его и убили. А сам на фоне икон вечно фоткался, весь из себя такой набожный :(
А церковь и сейчас женщин сильно не превозносит и судя по многим церковным людям, светящимся в сми, они их прямо люто ненавидят и считают за кусок мяса, который им ещё что-то должен. Как послушаешь их, так сразу помыться хочется.
Ну, так не церковь (церковники не более, чем люди, по большому счету) наполняет человека верой. Вера наполняет человека, но и человек наполняет веру своим внутренним содержимым. Он сам ответственен за себя и свои поступки, а не кто-то другой.
Ну с одной стороны, да, а с другой, мне не с классиками на этой земле жить, а именно с людьми, которые наполняют фикбук. Хотелось бы, конечно, чтобы в наше время хотя бы школах не превозносили всех этих классиков, но не думаю, что такое вообще когда-то случится.
Во тут тема другая. Я все же не ставлю знак равенства между личностью и текстами)) Люди на протяжении жизни растут во всех смыслах, взрослеют, меняют взгляды и мнения, в конце концов, просто сублимируют в подобных текстах, прорабатывают проблемы и травмы (да, даже через такое буквенное насилие).
Я не совсем про знак равенства. Только в утопическом мире мы все вместе откажемся от классической литературы, написанной достаточно спорными людьми. Да и мне со своей любовью к японским классикам точно не стоит возбухать по этому поводу) Я скорее про превозношение школой писателей, где никто тебе не скажет, что писал-то он хорошо, но как человек был полное говно.
А зачем отказываться от классиков? Ведь толстой написал и катюшу маслову, как бы там ни было. А бунин сваял божественные "темные аллеи". В человеках много всякого скрывается, и прекрасного, и ужасного.
Может, и марина до чего-нить дорастет и с ужасом открестится от генеральской девочки))) Но писать разгромные рецки, безусловно, надо. Подобной литре - место в своей нише, скажем так.
Классик не значит идеал, они такие же люди, с своими ошибками, просто пишут они лучше и вдумчивее. Интересно прочесть ту статью, думаю достаточно много примеров найдется.
Про Толстого не знаю (любят на него повесить все грехи, особо не читая его книг и биографии, многие верят что он самый порочный из писателей;)), но у Тургенева в Первой любви точно есть такой момент, но в целом именно для того времени это не удивительно, не стоит его идеализировать, жестокости было намного больше
Ну, для меня-то точно никакой классик - не идеал))
А вот у чехова, куприна и многих других был какой-то другой 19-й век. Все же оно не от века зависит, как мне кажется.
Мама дорогая, и в книжных ИМ, если верить сайту, бумажный вариант этого продается за штуку с лишним косарей!!! Неужели берут???
Не почти, а чуть больше даже, 1100-1200 примерно, если верить информации здесь, на ЛЛ. Офигеть, знает дамочка цену своим влажным фантазиям )))
Фу, какую ж гадость вы прочли. Искренне сочувствую... Как такое можно выпускать в печать и, чего я вот совсем не понимаю: как на такое можно спускать свои кровные, когда подобным писулькам место в помойке? :(
На ЛитРесе скорее всего накрученные оценки и они с этим не борются или не знают как это сделать. Здесь на ЛЛ тоже одно время попадались такие книжонки с рейтингом 4,7-4,8 и видно было, что отзывы написаны ботами, а не настоящими читателями. Я даже удивилась, увидев, что у этого опуса адекватный рейтинг, а не накрученная почти пятёрка. То ли сайт с этим как-то бороться начал, то ли у авторки денег на накрутку нет, народ дураки что ли по таким конским ценам макулатуру покупать.
После Вашей рецензии пошла читать книгу. Прям интересно стало: что же там за ужас ужасный? Ну и...разочаровалась. Обычный современный любовный роман, коих сейчас в сети неимоверное количество. Я бы сказала, что это даже близко не жесть. Мне не понятно зачем читать книги в жанрах, которые Вам не нравятся априори, а потом выдавать свой "праведный" пуританский гнев за рецензию? Любите Толстого и Куприна? Так как же вас занесло в ромэро СИ? В общем, я зла из-за того, что зря потеряла время, поверив вашему отзыву. Думала, реальный трешачок читану, а получила преснятину. И да, "50ОС" и "365 дней" - редкостное нечитабельное дерьмо, как по мне. Так что, не судите, да не судимы будете. Видите, что для одних (Вас в данном случае) шедевр жанра, для других - блевотка на блюдечке.
ПС: Интересно было бы прочитать Вашу рецензию на одну из книг Эмилии Дарк (есть на том же литресе). Вот где вкусняшка для ценителей высокой литературы))