Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 января 2022 г. 16:51

2K

5 Le Roi est mort ! Vive le Roi ?

Лаконичная пьеса Эжена Ионеско рассказывает о природе времени и власти, о смысле жизни и смерти, о памяти и забвении, которое в итоге ждёт всё живое. Иногда говорят, что именно конечность придаёт жизни смысл. Если бы не было смерти, жизнь потеряла бы ценность. В пьесе ничего не происходит и происходит то, что наделяет жизнь смыслом. Король, прозванный Беранже Первым, умирает. Ему остался какой-то час с минутами или, если поменять перспективу, у него ещё целый час в запасе.

Умирающий король то ли прожил несколько столетий, то ли состарился за несколько дней. Впрочем, одно другого нисколько не исключает. История словно сигналит зазевавшемуся читателю. Сколько бы лет тот ни прожил, к концу почти никогда нельзя быть готовым.
Можно до последнего прогонять мысли о бренности собственного бытия, как это делал наш король. Можно играть со смертью в кошки-мышки, но однажды она тебя перехитрит и настигнет. Остаются какие-то сделанные дела, нереализованные планы, воспоминания близких. Но, главное, мир продолжает вертеться, солнце по-прежнему встаёт на востоке и садится на западе, звёзды не гаснут. Эту мысль не всегда просто принять, если ты привык повелевать людьми и стихиями, или думать, что повелеваешь.

Когда короли умирают, они хва­таются за стены, за деревья, за луну.

Ионеско несколькими яркими штрихами рисует картину некоего полуфантастического королевства, где всё разрушается.
По обрывистым репликам персонажей можно с некоторой достоверностью восстановить предысторию.
Умирающий монарх, по всей видимости, взял на вооружение принцип «государство - это я». Как следствие, то, что происходит в королевстве, зеркально отражает разложение, постигшее тело и разум его властелина.

Все летит в бездну. У нас больше нет границ, вместо них дыры, отделяющие нас от соседних стран.

При этом мы узнаём, что в прошлом, когда монарх был в хорошей форме, дела шли благополучно. Войны выигрывались, Земля плодоносила, население не убывало. Король, до того как вступил в фазу умирания и начал терять связь с реальностью, при всех своих недостатках (жестокость, тщеславие), предположительно был и швецом, и жнецом, и много кем ещё.

- Ещё недавно он расщепил атом.
- Сейчас он не может зажечь и потушить лампу.

Правда, в гипертрофированной гротескности заслуг Беранже прощупывается второе дно.
Какой ценой доставались эти успехи? Да и были ли они в реальности? Такие слова, как «реальность» или «нормальность» звучат как инородные ноты.

Разве что-нибудь вышло из нормы? Не может быть ничего ненормального, потому что все ненормальное давно стало обычным.

Не исключено, что окружение короля - две его жены, служанка, стража - настолько пропиталось распространяемыми победными реляциями, что и само давно оторвалось от действительности.
Но и достижения, и неудачи в прошлом. Сейчас королю следует отказаться от всех желаний, достойно доиграть свою роль и уйти со сцены. Иногда это самое сложное. Бывает, что в памяти потомков остаются именно эти моменты.
Маргарита, первая супруга короля, убеждена, что тот сам виноват, что не подготовился к своему последнему часу, в прямом и переносном смыслах. Надо было раньше думать о смерти, а не изображать из себя полубога… Не слишком ли это высокое требование к обычному смертному? Королю можно было даже посочувствовать, если бы он сам не поставил себя в особое положение.

Автор ловко жонглирует словами.
Доктор и палач - одно и то же лицо.
Он был тверд и строг, но неспра­ведлив.

Пьеса одновременно абсурдна и реалистична, трагична и комична, проста и глубока. Это своего рода moralité на вечную тему умирания и пародия на абсолютистские режимы, когда власть концентрируется в руках одного лица.
Чтение займёт совсем немного времени, а мозг, вполне возможно, скажет вам «спасибо» за интеллектуальный десерт. Остро, иронично, актуально.

Desert_Rose , большое спасибо за наводку)

Ветка комментариев


Пьеса одновременно абсурдна и реалистична, трагична и комична, проста и глубока

Завлекательное сочетание ) Ника, как думаешь, стоит начать с этой пьесы, если человек (как я) ничего не читал у Ионеско?

Спасибо ) И да, заглавие прекрасное )


стоит начать с этой пьесы, если человек (как я) ничего не читал у Ионеско

Мне кажется, что да, можно с неё начать. Она лаконичная, поэтому если даже тебе не понравится, не успеешь этого толком почувствовать)
"Носорог" (мы его тут обсуждали, если помнишь) тоже хорош, но там текста немного больше и, следовательно, немного больше ответвляющихся рассуждений... На мой взгляд, обе пьесы стоят внимания.

Тебе спасибо, Кристина!))


Добавила пьесу в свой список к прочтению ))

"Носорог" (мы его тут обсуждали, если помнишь)

Хорошо помню твою рецензию:)