Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 января 2022 г. 16:51

2K

5 Le Roi est mort ! Vive le Roi ?

Лаконичная пьеса Эжена Ионеско рассказывает о природе времени и власти, о смысле жизни и смерти, о памяти и забвении, которое в итоге ждёт всё живое. Иногда говорят, что именно конечность придаёт жизни смысл. Если бы не было смерти, жизнь потеряла бы ценность. В пьесе ничего не происходит и происходит то, что наделяет жизнь смыслом. Король, прозванный Беранже Первым, умирает. Ему остался какой-то час с минутами или, если поменять перспективу, у него ещё целый час в запасе.

Умирающий король то ли прожил несколько столетий, то ли состарился за несколько дней. Впрочем, одно другого нисколько не исключает. История словно сигналит зазевавшемуся читателю. Сколько бы лет тот ни прожил, к концу почти никогда нельзя быть готовым.
Можно до последнего прогонять мысли о бренности собственного бытия, как это делал наш король. Можно играть со смертью в кошки-мышки, но однажды она тебя перехитрит и настигнет. Остаются какие-то сделанные дела, нереализованные планы, воспоминания близких. Но, главное, мир продолжает вертеться, солнце по-прежнему встаёт на востоке и садится на западе, звёзды не гаснут. Эту мысль не всегда просто принять, если ты привык повелевать людьми и стихиями, или думать, что повелеваешь.

Когда короли умирают, они хва­таются за стены, за деревья, за луну.

Ионеско несколькими яркими штрихами рисует картину некоего полуфантастического королевства, где всё разрушается.
По обрывистым репликам персонажей можно с некоторой достоверностью восстановить предысторию.
Умирающий монарх, по всей видимости, взял на вооружение принцип «государство - это я». Как следствие, то, что происходит в королевстве, зеркально отражает разложение, постигшее тело и разум его властелина.

Все летит в бездну. У нас больше нет границ, вместо них дыры, отделяющие нас от соседних стран.

При этом мы узнаём, что в прошлом, когда монарх был в хорошей форме, дела шли благополучно. Войны выигрывались, Земля плодоносила, население не убывало. Король, до того как вступил в фазу умирания и начал терять связь с реальностью, при всех своих недостатках (жестокость, тщеславие), предположительно был и швецом, и жнецом, и много кем ещё.

- Ещё недавно он расщепил атом.
- Сейчас он не может зажечь и потушить лампу.

Правда, в гипертрофированной гротескности заслуг Беранже прощупывается второе дно.
Какой ценой доставались эти успехи? Да и были ли они в реальности? Такие слова, как «реальность» или «нормальность» звучат как инородные ноты.

Разве что-нибудь вышло из нормы? Не может быть ничего ненормального, потому что все ненормальное давно стало обычным.

Не исключено, что окружение короля - две его жены, служанка, стража - настолько пропиталось распространяемыми победными реляциями, что и само давно оторвалось от действительности.
Но и достижения, и неудачи в прошлом. Сейчас королю следует отказаться от всех желаний, достойно доиграть свою роль и уйти со сцены. Иногда это самое сложное. Бывает, что в памяти потомков остаются именно эти моменты.
Маргарита, первая супруга короля, убеждена, что тот сам виноват, что не подготовился к своему последнему часу, в прямом и переносном смыслах. Надо было раньше думать о смерти, а не изображать из себя полубога… Не слишком ли это высокое требование к обычному смертному? Королю можно было даже посочувствовать, если бы он сам не поставил себя в особое положение.

Автор ловко жонглирует словами.
Доктор и палач - одно и то же лицо.
Он был тверд и строг, но неспра­ведлив.

Пьеса одновременно абсурдна и реалистична, трагична и комична, проста и глубока. Это своего рода moralité на вечную тему умирания и пародия на абсолютистские режимы, когда власть концентрируется в руках одного лица.
Чтение займёт совсем немного времени, а мозг, вполне возможно, скажет вам «спасибо» за интеллектуальный десерт. Остро, иронично, актуально.

Desert_Rose , большое спасибо за наводку)

Комментарии


Эта пьеса и правда интеллектуальный десерт. Хорошая у тебя рецензия получилась, рада, что моя рецензия поспособствовала вашему знакомству (:


Спасибо ещё раз)
Я заметила, что так совпало, что в последнее время я прочла несколько произведений по "твоим следам" :) И наши оценки в целом совпали, за исключением одной книги.


Ух ты, приятно слышать! А с чем не совпали?


"Голландский дом") Тебе, помню, он понравился. А я, к сожалению, не смогла проникнуться этой историей. Как-то и герои оставили равнодушной, и сюжет не увлёк... хотя приступала я к книге с позитивным настроем. Бывает(


А, вот оно что. Я бы не сказала, что разделяю со многими читателями именно бурный восторг от этого романа, так глубоко он в меня не проник. Но меня невероятно заворожил стиль Пэтчетт, такой простой и изящный одновременно.
Я ещё, пока слушала, много думала о том, что у современных писателей иногда очень чувствуется этот романный шаблон с курсов creative writing, не очень разбавленный их индивидуальностью, а у Пэтчетт – вообще нет. И поэтому она может себе позволить наиобычнейшую историю и небанальные конфликты, и в её романе всё равно будет пульсировать жизнь. По прошествию времени я думаю, что именно это меня покорило в её романе больше всего.


иногда очень чувствуется этот романный шаблон с курсов creative writing,

Да. Иногда при чтении современных авторов появляется ощущение "прилежного ученика", такого середнячка. Хочется большей индивидуальности и смелости.

и в её романе всё равно будет пульсировать жизнь.

Хорошо, когда такое впечатление остаётся от книги) Ты права, по прошествии времени начинаешь лучше понимать свои ощущения от прочитанного.
Сейчас я думаю, что, возможно, на моё восприятие повлиял сам центральный образ дома. Я понимаю, конечно, что это символ детских травм и прошлого, но придавать такое большое значение зданию... не близка мне эта идея, пусть и метафорическая.


Да, дом этот очень гротескный, такая глыба внутри романа, которую всё остальное только обтекает, ища пути. Я его воспринимала как прошлое, груз которого может быть настолько тяжёл, что вся остальная жизнь будет выстраиваться вокруг него, а не на его фундаменте.


Иногда говорят, что именно конечность придаёт жизни смысл. Если бы не было смерти, жизнь потеряла бы ценность

Ну, в общем да, но такие мысли опасны)
Так и про любовь можно сказать. Для кого-то она утрачивает смысл и становится пресна и скучна, если её.. не разбавить пороком или болью.
Но это же не верно, правда, Ник?)

Король, прозванный Беранже Первым, умирает. Ему остался какой-то час с минутами или, если поменять перспективу, у него ещё целый час в запасе.

Вспоминается сюжет пьесы Сартра, там один мужчина, запертый с женщиной в комнате ночью, должен был за ночь что то решить, самое важное, потому как утром он скорее всего умрёт.
И правда, час.. ночь, миг... это так всё трагично рядом.
Ник, а если... король бы выжил? Что то перечувствовал бы в себе на века вперёд, и.. остался жить.
И как бы он жил? Иначе, как прежде? Ценил бы каждый миг? Так и с ума сойти можно. Ценить каждый миг.. это только в фильмах так хорошо, под хорошую музыку)

Но, главное, мир продолжает вертеться, солнце по-прежнему встаёт на востоке и садится на западе, звёзды не гаснут.

Может потому у иных тиранов, есть заветная и бессознательная мечта, что то такое учудить в мире, что бы всё пошло прахом, и солнце не взошло и мир перестал вертеться и в людях всё рухнуло?

Чтение займёт совсем немного времени, а мозг, вполне возможно, скажет вам «спасибо» за интеллектуальный десерт.

На французском?)

Спасибо за интересную рецензию, Ник)
Спасибо что десертом поделилась)


становится пресна и скучна, если её.. не разбавить пороком или болью.

Про любовь мне кажется, это точно не верно. У всех, конечно, свои причуды, но такой подход мне трудно представить.
А вот про смысл жизни, доля истины в этом, возможно, есть. В том смысле, что конечность любого опыта делает его особенно ценным. И большинство из нас это так или иначе понимает. Но зацикливаться на таких мыслях точно не нужно. Надо просто жить, чувствовать, думать... Мне нравится выражение, смысл жизни в самой жизни.

сюжет пьесы Сартра, там один мужчина,

А что за пьеса, Саш? Я у него все планирую прочесть "Ставок больше нет".

На французском?)

Хороший вопрос :) Главное, чтобы вы друг друга поняли, а то мозг может и на китайском начать объясняться) Кто его знает?))

Спасибо что десертом поделилась)

Всегда пожалуйста) И тебе спасибо, Саш)

P.S. По поводу смысла жизни. Недавно в одной книге видела такое мнение: Si nous comprenons le sens véritable de notre vie sur terre, la mort perdra son visage terrifiant. Если мы поймём смысл жизни, то перестанем страшиться смерти... Неплохо сказано)


смысл жизни в самой жизни.

Змея, кусающая себя за хвост)
Древнейший смысл, а сколько чудных вариаций)

А что за пьеса, Саш? Я у него все планирую прочесть "Ставок больше нет".

Пьеса называется - Грязными руками.
Прелестная, с русской героиней в декорациях окончания второй мировой.
Ставок больше нет, чудная вещь)
Я её читал в переводе: Последний шанс.

Если мы поймём смысл жизни, то перестанем страшиться смерти... Неплохо сказано)

Ник, а зеркально, тоже чудесно выходит: если мы поймём смерть, то перестанем бояться жизни)


А не тот ли это Беранже, который кричал:

Один против всех! Я буду защищаться, буду защищаться! Один против всех! Я последний человек, и я останусь человеком до конца! Я не сдамся!

Совпадений не бывает - это было бы абсурдом.
Ну что ж, когда ты не готов быть скотом, ты имеешь все шансы на то, чтобы стать королем.

Спасибо, Ника, порадовала. И заглавие прекрасное.


А не тот ли это Беранже, который кричал

А, точно! А я смутно помнила, что это у нас уже не первый Беранже)))

Совпадений не бывает - это было бы абсурдом.

Как минус на минус даёт плюс, так, возможно, и абсурд, помноженный на абсурд, становится логической причинно-следственной цепочкой...)

Женя, спасибо!)


Пьеса одновременно абсурдна и реалистична, трагична и комична, проста и глубока

Завлекательное сочетание ) Ника, как думаешь, стоит начать с этой пьесы, если человек (как я) ничего не читал у Ионеско?

Спасибо ) И да, заглавие прекрасное )


стоит начать с этой пьесы, если человек (как я) ничего не читал у Ионеско

Мне кажется, что да, можно с неё начать. Она лаконичная, поэтому если даже тебе не понравится, не успеешь этого толком почувствовать)
"Носорог" (мы его тут обсуждали, если помнишь) тоже хорош, но там текста немного больше и, следовательно, немного больше ответвляющихся рассуждений... На мой взгляд, обе пьесы стоят внимания.

Тебе спасибо, Кристина!))


Добавила пьесу в свой список к прочтению ))

"Носорог" (мы его тут обсуждали, если помнишь)

Хорошо помню твою рецензию:)


Добавила в подборку к пьесам)
А вообще, название... к нему был больше, отклик... потому что сейчас я слушаю книгу "Король умер", но там про других королей... про тех, у кого миллиарды) в общем, интересное, почти, совпадение)


Добавила в подборку к пьесам)

Здорово)

про тех, у кого миллиарды) в общем, интересное, почти, совпадение)

Забавное совпадение, почти совпадение) Король у Ионеско тоже такой собирательный образ, по всей вероятности.
И да, название у пьесы привлекающее)


Ага)

Да, удивительное, часто, а рядом проходит))