Больше рецензий

14 февраля 2023 г. 18:12

740

4 Elephant in the room

«Личинка, черва, куколка - зародыш крылатого существа, а еще - нового творения (по крайней мере, такую надежду лелеет всякий автор).»
Роман «Куколка» начинается с нагруженной деталями, пыльной картины Юго-Западной Англии 18 века. Пятеро безмолвных всадников следуют в неизвестном направлении. Стоит подметить, что цель далекого путешествия пятерых героев так и не раскрывается. Познакомившись с творчеством Д. Фаулза много лет назад, держа в руках еще не прочитанный роман, в голове проскакивает мысль, что не может быть более запутанного сюжета, чем в ранее прочитанных. Но каждый раз эта мысль ошибочна.
Произведение пронизано  эзотерическими и религиозная темами разных форматов. События развиваются не линейно, особо интересно, то, что автор использовал изложение в виде «допроса» и писем содержащих длинные, запутанные монологи. На протяжении чтения, меня бросало в разные стороны, типично для Фаулза - отсутствие симпатии или негатива к кому либо из персонажей. Нам не раскрывают тайну путников и всех связанных с ними героев, возможно, кому-то может показаться, что все описанное концовкой книги, является основным смыслом и развязкой, но на мой взгляд основная мысль - это тот самый Слон в Комнате. Еще в прологе , автор указывает прямое значение слова «куколка», в староанглийском варианте (блажь, фантазия). По ходу повествования возникает все больше вопросов-  все ли , что рассказывают герои реально или быть может это лишь игра их воображения, в руках грамотного кукловода? Ближе к концу книги, мы видим события, относящиеся к реально действующему когда то религиозному движению «трясуны» и собственно рождение Анны Ли (хоть Фаулз еще в прологе указывает -«мой вымысел ни в коей мере не являет собой жизнеописание той другой женщины», а в Эпилоге говорит, что не следует реальной хронологии). С самого начала Фаулз оставляет нам свой замысел буквально под носом.  Куколка - одна сплошная метафора. Это Фантазия воплощенная с помощью одной женщины , таившая в себе замысел рождения другой, способ выразить одобрение инакомыслию и возможности делать самостоятельный выбор относительно веры и взглядов на общество. Образ сильной, внутренне уверенной женщины (даже в собственной нечистоплотности и грехе) отчетливо воплощен в Ребекке, хоть довольно топорно и местами абсурдно.  Детали в различии взглядов слоев неравноправного общества и разумеется, мужчин/женщин, проработаны до мелочей, действия происходящие за окнами в которые смотрят Аскью и Ребекка показывают того самого червяка ковырявшего всю суть истории на протяжении всех допросов и выяснения хронологии. Разумеется таких деталей много в романе. Концовка, абсолютно не типична для автора. Все заканчивается довольно гармонично и не вызывает еще больше вопросов (которых и так хватает). Сюжет развивается с хорошей долей накала и остроты, я успела и поплакать и посмеяться и воспользоваться поисковыми ресурсами чтобы разобраться с историческими фактами. Думаю, Д.Фаулза должен прочитать каждый и данный роман может стать воодушевляющим началом.