Больше рецензий

BakowskiBabbitts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 сентября 2023 г. 20:03

405

3 Я пью за всех, кто за Меня

Ничего себе, оказывается, что задолго до прихода большевиков к власти, в Российской империи была мода на издание сборников речей царствующих златоустов.
Так вот, перед нашими очами один из таких "the best of the best" (вы уж извините меня за мой английский, понимаю, что не духоскрепно сыпать иностранными бесовскими фразами) под названием "Полное собрание речей Императора Николая II (1894-1906 гг.)"
картинка BakowskiBabbitts
Читатель, наверняка ждет от меня каких-то ужасающих разоблачений или ехидных усмешек. Разочарую, вроде и нет ничего особенного в данном сборнике. По долгу службы встречается император Всея Руси с военными, депутациями от дворян, купцов, крестьян или посещает с официальным визитом европейское государство, и везде в знак вежливости поднимает бокал за здоровье кого-либо.
Ну, вот как пример:

"21-го мая после парада в Ходынском лагере состоялся обед нижним чинам. Подойдя к столу и налив чарку вина, Царь поднял ее со словами:
"Пью за здоровье частей, празднующих сегодня свои полковые праздники".

Или так:

"Присутствуя 15-го числа на парадном обеде у Австрийского Императора Франца-Иосифа, в ответ на тост последнего, Царь сказал:
"Принося Вашему Величеству благодарность за любезную встречу, которую Вы Нам устроили, Я пью за здоровье Их Величества, Императора Австрийского и Короля Венгерского и Императрицы-Королевы".

Естественно, в риторском наследии царя довольно частенько присутствовала его козырная фраза: "Я тронут". Ну так кто из нас обходится без слов - "паразитов"?
Никогда не думал, что буду защищать царя, но, вставлю свои пять копеек по поводу "поднятия бокалов". В сети интернет идет прям полемика, одни кричат, да он то и дело пьет, другие кричат, этот сборники составили враги царя, речи подрезали, чтобы в каждой звучало поднятие бокала. Думаешь, ну не дураки? Таков был этикет, и быть может бокал был не полным, а царь и вовсе просто пригубливал напиток или в бокале была вода. Ну че вы привязываетесь к царю по любому поводу? Ничего вы не понимаете в царской жизни!
На этом минутка моей адвокатской практики закончена.
Лично меня кольнули совершенно другие речевые обороты Николая II.
картинка BakowskiBabbitts
Обратите свое внимание на порядок слов царя. На первое место он ставит институт монархии и служение Престолу, а уж потом Отечеству.
И так происходит постоянно.
картинка BakowskiBabbitts
Вы поняли?
Я вот лично, ничего не понял.
Может кто-то из сведущих читателей объяснит мне эту метаморфозу?
Нужно для начала служить Романовым, а потом России?
картинка BakowskiBabbitts
На миг закрыл глаза и помечтал как Дениска Кораблев. Нет, о сабле буденновской конечно, речи не идет, да и Марья Петровна ко мне не заходит. Представил я, что Сталин выходит к офицерам Красной Армии и говорит что-то вроде: "Я рад тому, как вы служите Генеральному секретарю и нашей Родине". Представил, и засмеялся. Бредово ведь звучит, да?
Ну а разве это не то же самое?
картинка BakowskiBabbitts
Вот интересно, данный постулат "Сначала Мне, а потом Отечеству" был распространен по всему институту монархии во всех европейских государствах или это личная придумка Романовых?

Комментарии


Думаю ничего удивительного, власть современная и в прошлом веке являлась как бы "слугами народа", поэтому не хорошо явно говорить в слух "Мне" ;)

А самодержавие базировалась на том, что государство - частная собственность царя, личная вотчина, помните это известное "Хозяин земли русской"

Иван Грозный создал некое идеологическое обоснование своей и своих предков власти. Ее источник – Божья воля и «благословение» прародителей, она, таким образом, получена не от подданных, и с ними монарх ею делиться не обязан. «Российское самодержавство изначала сами владеют своими государствы, а не бояре и вельможи… Доселе русские владетели не истязуемы были ни от кого, но вольны были подвластных своих жаловати и казнити, а не судилися с ними ни перед кем». Без самодержавной власти государство невозможно: «Аще не под единою властию будут, аще и крепки, аще и храбри, аще и разумни, но обаче женскому безумию подобны будут». Ответствен государь только перед Богом и своей совестью. Подданные – рабы государя, «Божиим изволением деду нашему, великому государю Бог их поручил в работу», и подобает «царю содержати царство и владети, рабом же рабская содержати повеления». Выступать против монарха – все равно что бросать вызов самому Господу....

С нескрываемым презрением относится Грозный к европейским монархам, власть которых, так или иначе, ограничивается их подданными...

если верить книге Сергей Михайлович Сергеев - Русская нация, или Рассказ об истории ее отсутствия


А самодержавие базировалась на том, что государство - частная собственность царя

Я эту тему развивать в рецензии не стал, сейчас такое время, уже не знаешь что публиковать, а что нет, но вот что "удивительно" - во время Русско-японской войны, перед отправкой на Дальний Восток Николай произносил речи, они так же есть в этом сборнике, так вот во всех этих речах он уже говорит только об Отечестве. В общем, понимаете, как только начинает "прижимать", так начинаются речи о патритизме, а о короне и монархии ни слова!


Вот интересно, данный постулат "Сначала Мне, а потом Отечеству" был распространен по всему институту монархии во всех европейских государствах или это личная придумка Романовых?

Да по всему, я думаю. )) Классика жанра - "Государство - это я" (с) Людовик XIV. Да взять хоть романы Дюма - там кто-то из героев вообще задумывался хоть как-то о государстве вообще? Вроде же речь шла исключительно о том или ином сюзерене. ))
А в плане философском же вроде считалось, что царь/король и есть этакая божественная персонификация государства, так что с этой позиции совершенно естественно ставить его на первое место во всем. ))


Да взять хоть романы Дюма - там кто-то из героев вообще задумывался хоть как-то о государстве вообще?

Да, это в точку, служу кардиналу, королю, королеве, с гугенотами против католиков и с католиками против гугенотов, а патриотических речей как-то на вскидку и не припомнишь))


Вот интересно, данный постулат "Сначала Мне, а потом Отечеству" был распространен по всему институту монархии во всех европейских государствах или это личная придумка Романовых?

Сейчас читаю биографии Габсбургов - современников последних Романовых. У меня сложилось впечатление, что отличий сильно не было. Точно также шли на уступки со скрипом, кровью умывались, чтобы получить конституцию и парламент - а в итоге, монархи пытались сохранить монархию до конца. Правда государство с собой уже асоциировать было делом старомодным, но именно что по объективным причинам - уже были парламент и партии, то есть монарх был не один.

Я так поняла, главное - отечество, но без "меня" оно ж никак :)) так что я думаю, у них это общеевропейская болезнь - начиная с французской революции, была солидарность и общая уверенность, что без монархии мир будет не "торт" :) Николай если и зазнавался более других, то чуть-чуть.


была солидарность и общая уверенность, что без монархии мир будет не "торт"

Они ж друг друга братьями считали, по крайней мере на словах, в письмах, обращались друг к другу: "Мой брат". Насколько помню Николай I не признал Луи-Наполеона и специально не обращался к тому как к брату, на что француз обиделся и устроил Николаю взбучку под Севастополем.


В большой семье не без урода :)) Любить-то они может и не любили друг друга, а вот монаршья солидарность была.


Вероятно, издержки феодализма - первостепенное служение сеньору, королю, князю и т.д.