Больше рецензий

fus

Эксперт

жижа сквернословий мои крики самозваные

14 января 2024 г. 19:22

9K

1 Спойлер То откроют, то закроют: вот она скрипит и ноет

Изначально было понятно, что идея моего знакомства с Гейманом станет либо полным провалом, либо... провалом катастрофическим. Неоднократно я пыталась вчитаться в этого автора, но так ни разу ни одного его произведения дочитать до конца не смогла. До сегодняшнего дня, очевидно. Уж не знаю, в чём конкретно причина, ведь технически та же "Никогде" написана не плохо и как минимум нормально, если не считать некоторую суховатость, присущую, мне кажется, подобной подростковой литературе, но, тем не менее, процесс чтения казался полной потерей времени, а сюжет меня ни капли не интересовал. Такое иногда бывает, когда автор или книга не нравятся ну вообще ни в каком виде и ни под каким соусом. Боюсь, что "Никогде" из таких.

Всё происходящее в романе мне напомнило недавнюю популярную новинку - Реки Лондона (которой я тоже поставила минимальную оценку). Возможно, Ааронович и впрямь вдохновлялся своим более маститым соотечественником, потому что идея альтернативного Лондона с магией и всякими чудиками у него почти такая же. Как и восторженное восхваление туманного Альбиона. Подберите ваши слюни, господа.

Кстати, что до необычных городов. Нахожу вайбы Мьевиля в Вокзале в некотором смысле родственными. Однако. Последний с помощью всякой шизы разбавил простейший сюжетец самого среднестатистического фэнтези о превозмогании и избранности главгероя и только потому не угодил в мой личный список отстойного отстоя. Ну и альтернативный город у него прописан великолепно, а не схематично, как у Геймана. Вообще не почувствовала атмосферы Нижнего Лондона, увы. Герои словно в туманном киселе перемещались, а не по чудесатому миру со своими особыми законами.

Некоторые читатели почему-то заявляют о каком-то мракобесном сюре в "Никогде", но я его и с лупой не нашла. Как и ничего "мерзкого" и "отвратительного". Видимо, кто-то ни разу в жизни фэнтези не читал (это я не про себя). Даже больше того, по сравнению с современными "тёмными" сказочками, "Никогде" какая-то уж больно простоватая, даже для конца девяностых, когда она была написана. Ну добавил он там парочку смертоубийств, кого сейчас удивишь подобным?

Ричард, главный герой - самый унылый персонаж художественной литературы, который мне встречался за последнее время. Он хуже, чем пресловутый Акакий Акакиевич, потому что даже мечты никакой не имеет, а просто существует изнеженным слизняком, страдальчески страдая от "ужасных" и "несправедливых" ударов судьбы. И позвольте мне называть его Диком, потому что имечко очень уж подходящее. Ясно-понятно, что у нас тут арка становления персонажа, все дела, который, пережив свои приключения, изменится и станет МУЖИКОМ, но ирония заключается в том, что он не станет, а так и продолжит прятаться за юбки. Ха-ха!

Дику посчастливилось встретить Дверь - это такая бомжеватого вида дамочка, про которую мы в конечном счёте ничего не поймём, и которую видеть может только главгерой. Почему? Потому что магия! Девушка в беде: её знатно потрепало в бою, и Дик вынужден сделать первый и единственный серьёзный поступок в своей жизни - помочь нуждающемуся, из-за которого случается... правильно, магия! Его перестают замечать окружающие люди, все друзья-знакомые забывают о его бренном существовании, а на хвост садятся два джентльмена-киллера: Круп и Вандемар, единственные более-менее интересные персонажи, которые своими забавными перебранками хоть сколько-то разбавляли донельзя скучную лямку повествования.

И начинается невероятно пресная и тягомотная роуд-стори, какие мы видели уже неоднократно и в миллиардах вариациях. Пересекутся друг с другом все ранее упомянутые в одной единственной точке Нижнего Лондона, которую автор потрудился нам описать, но по факту это всё ещё туман в тумане. Опять появятся новые, безликие персонажи, которых Гейман смело поубивает, а то и повоскрешает. Зачем - совершенно непонятно. Ах да, показать мАгИю, точно.

Потом окажется, что им нужно найти какой-то ключ и открыть им дверь. И перед этим пройти "сложные" испытания, которые на Дике не работают только по одной единственной причине: он как был тюфяком, так и остался, из-за чего его аж мАгИя никакая не берёт. А когда он "сражался" со зверем, так я вообще чуть в голос не орала от идиотизма ситуации: баба, мучительно умирая от страшных ран, объявляет Дика молодцом-мужиком, потому что он соизволил ткнуть копьём наугад с закрытыми глазами и - о чудо! - попал куда надо, пока все остальные, барышни, между прочим, скакали вокруг него и бились насмерть. Рост персонажа, ага.

Дверь, внезапно воспылавшая любовными чувствами к Дику (с какого, нафиг, перепугу??), в итоге расправляется со злобным антагонистом. Все радуются победе, а Дик, вспомнив о своей уютной перине дома и прочих удобствах, слёзным нытьём выпрашивает дорогу обратно, в реальным мир. В котором он вскоре тоже начинает ныть и проситься обратно, ведь в Нижнем Лондоне было так интересно и необычно, а тут скукотища и работать надо, алё, братцы НУ ПУСТИТЕ НУ ЧЁ ВАМ СТОИТ ТУК-ТУК ОТКРОЙТЕ Я ПЕРЕДУМАЛ

Ах да, развития героя за весь роман хватило только на то, чтобы он не затерпел один раз и наорал на риэлтора. На том всё и закончилось. Аплодирую стоя...

Сейчас, когда я пишу эту рецензию и пытаюсь собрать у себя в голове все мысли в кучу, я прихожу к простому выводу: специально (это лично я так подозреваю, что специально) используемая автором недосказанность, касающаяся абсолютно всех возможных аспектов, книге только вредит. Мы столько времени проводим рядом с отвратительным главгероем, который вообще никак ни на что не влияет, а просто плывёт по течению, с какими-то магами-волшебниками, о чьей предыстории или мотивации совершенно не догадываемся. Продираемся через простейшее приключалово с поисками невразумительных артефактов, которые никому и не нужны, но почему-то охраняются, да и то без энтузиазма. Всё какое-то глупое, непродуманное, натянутое на кривенький каркас, аля и так сойдёт. И в совокупности вызывает гнев и возмущение, потому что в мире полно иных, намного более увлекательных сюжетов. Ну, по моему скромному мнению, конечно же.

Рада, что наконец-то закрыла сей гештальт, а то книга на полках маринуется уже невозможно долгое время. Не уверена, что возьмусь когда-либо ещё за книжки Геймана. Впрочем, я так и о Пратчетте думала до недавнего времени. В общем, поживём - увидим. Но автор явно, что называется, "не мой". Даже не уверена, есть ли смысл давать ему ещё шансы.

Книга прочитана в рамках 12-го хода в игре Собери их всех!
Новогоднего флешмоба 2023 (за совет благодарю Caramelia )
и 14-го тура игры ФФантGame

Комментарии


Очень жаль, что книга не зашла :( Но зато точно закрытый гештальт на долгое время)

Да уж, можно было бы потерпеть ещё годик, и была бы круглая дата - 10 лет с момента покупки книги))


Ого, и правда давно стоит))

Я забросила после 50 страницы. Возможно, когда вернётся бессонница, открою.)

Хорошее лекарство от бессонницы. Я дочитав до середины бросила, но потом добила спустя месяц, игры не ждут))


Схожие впечатления о Геймане и конкретно об этой книге)
С книжной полки на меня уже 5 лет смотрит "Коралина", но возможно этот зрительный контакт будет длиться еще очень долго, так как до меня доходили слухи, что на фоне мультфильма Селика первоисточник сильно проигрывает.


Да, Коралина неплохая, тоже нравится мультфильм)


С этим авторлм и у меня дружба незаладилась. УВЫ. Читала Звездную пыль. Очень сухо и по мне не раскрыт сюжет полностью. Хочу попробовать еще раз, но позже. Произведение "Каролина"

Видимо, суховатость текста - проблема каждой книги Геймана, к сожалению( технически он нормально пишет, но вот вообще не цепляет почему-то


Я читала ее когда мне было 17, и я ничего не помню уже из этой книги, даже героев. Но то, что я была в восторге - это точно. Конечно сейчас, через 10 лет я уже не буду испытывать тот же восторг от прочтения Геймана. Это как познакомиться с Гарри Поттером в 30 лет и не понимать, почему по нему вообще кто-то фанатеет

Всё верно, с некоторыми книгами действительно лучше знакомиться в определённом возрасте, возможно, Гейман из таких авторов)


Вообще не почувствовала атмосферы Нижнего Лондона, увы. Герои словно в туманном киселе перемещались, а не по чудесатому миру со своими особыми законами.

О да! Помню и свое разочарование от книги, столько надежд возлагала иии... ну не впечатлилась. Круп и Вандемар здесь, и правда, самые колоритные персонажи. Так что я в вашем лагере не оценивших высоко этот роман, но все ж еще надеюсь найти у Геймана что-то более подходящее для себя)