Больше рецензий

fus

Эксперт

жижа сквернословий мои крики самозваные

14 января 2024 г. 19:22

9K

1 Спойлер То откроют, то закроют: вот она скрипит и ноет

Изначально было понятно, что идея моего знакомства с Гейманом станет либо полным провалом, либо... провалом катастрофическим. Неоднократно я пыталась вчитаться в этого автора, но так ни разу ни одного его произведения дочитать до конца не смогла. До сегодняшнего дня, очевидно. Уж не знаю, в чём конкретно причина, ведь технически та же "Никогде" написана не плохо и как минимум нормально, если не считать некоторую суховатость, присущую, мне кажется, подобной подростковой литературе, но, тем не менее, процесс чтения казался полной потерей времени, а сюжет меня ни капли не интересовал. Такое иногда бывает, когда автор или книга не нравятся ну вообще ни в каком виде и ни под каким соусом. Боюсь, что "Никогде" из таких.

Всё происходящее в романе мне напомнило недавнюю популярную новинку - Реки Лондона (которой я тоже поставила минимальную оценку). Возможно, Ааронович и впрямь вдохновлялся своим более маститым соотечественником, потому что идея альтернативного Лондона с магией и всякими чудиками у него почти такая же. Как и восторженное восхваление туманного Альбиона. Подберите ваши слюни, господа.

Кстати, что до необычных городов. Нахожу вайбы Мьевиля в Вокзале в некотором смысле родственными. Однако. Последний с помощью всякой шизы разбавил простейший сюжетец самого среднестатистического фэнтези о превозмогании и избранности главгероя и только потому не угодил в мой личный список отстойного отстоя. Ну и альтернативный город у него прописан великолепно, а не схематично, как у Геймана. Вообще не почувствовала атмосферы Нижнего Лондона, увы. Герои словно в туманном киселе перемещались, а не по чудесатому миру со своими особыми законами.

Некоторые читатели почему-то заявляют о каком-то мракобесном сюре в "Никогде", но я его и с лупой не нашла. Как и ничего "мерзкого" и "отвратительного". Видимо, кто-то ни разу в жизни фэнтези не читал (это я не про себя). Даже больше того, по сравнению с современными "тёмными" сказочками, "Никогде" какая-то уж больно простоватая, даже для конца девяностых, когда она была написана. Ну добавил он там парочку смертоубийств, кого сейчас удивишь подобным?

Ричард, главный герой - самый унылый персонаж художественной литературы, который мне встречался за последнее время. Он хуже, чем пресловутый Акакий Акакиевич, потому что даже мечты никакой не имеет, а просто существует изнеженным слизняком, страдальчески страдая от "ужасных" и "несправедливых" ударов судьбы. И позвольте мне называть его Диком, потому что имечко очень уж подходящее. Ясно-понятно, что у нас тут арка становления персонажа, все дела, который, пережив свои приключения, изменится и станет МУЖИКОМ, но ирония заключается в том, что он не станет, а так и продолжит прятаться за юбки. Ха-ха!

Дику посчастливилось встретить Дверь - это такая бомжеватого вида дамочка, про которую мы в конечном счёте ничего не поймём, и которую видеть может только главгерой. Почему? Потому что магия! Девушка в беде: её знатно потрепало в бою, и Дик вынужден сделать первый и единственный серьёзный поступок в своей жизни - помочь нуждающемуся, из-за которого случается... правильно, магия! Его перестают замечать окружающие люди, все друзья-знакомые забывают о его бренном существовании, а на хвост садятся два джентльмена-киллера: Круп и Вандемар, единственные более-менее интересные персонажи, которые своими забавными перебранками хоть сколько-то разбавляли донельзя скучную лямку повествования.

И начинается невероятно пресная и тягомотная роуд-стори, какие мы видели уже неоднократно и в миллиардах вариациях. Пересекутся друг с другом все ранее упомянутые в одной единственной точке Нижнего Лондона, которую автор потрудился нам описать, но по факту это всё ещё туман в тумане. Опять появятся новые, безликие персонажи, которых Гейман смело поубивает, а то и повоскрешает. Зачем - совершенно непонятно. Ах да, показать мАгИю, точно.

Потом окажется, что им нужно найти какой-то ключ и открыть им дверь. И перед этим пройти "сложные" испытания, которые на Дике не работают только по одной единственной причине: он как был тюфяком, так и остался, из-за чего его аж мАгИя никакая не берёт. А когда он "сражался" со зверем, так я вообще чуть в голос не орала от идиотизма ситуации: баба, мучительно умирая от страшных ран, объявляет Дика молодцом-мужиком, потому что он соизволил ткнуть копьём наугад с закрытыми глазами и - о чудо! - попал куда надо, пока все остальные, барышни, между прочим, скакали вокруг него и бились насмерть. Рост персонажа, ага.

Дверь, внезапно воспылавшая любовными чувствами к Дику (с какого, нафиг, перепугу??), в итоге расправляется со злобным антагонистом. Все радуются победе, а Дик, вспомнив о своей уютной перине дома и прочих удобствах, слёзным нытьём выпрашивает дорогу обратно, в реальным мир. В котором он вскоре тоже начинает ныть и проситься обратно, ведь в Нижнем Лондоне было так интересно и необычно, а тут скукотища и работать надо, алё, братцы НУ ПУСТИТЕ НУ ЧЁ ВАМ СТОИТ ТУК-ТУК ОТКРОЙТЕ Я ПЕРЕДУМАЛ

Ах да, развития героя за весь роман хватило только на то, чтобы он не затерпел один раз и наорал на риэлтора. На том всё и закончилось. Аплодирую стоя...

Сейчас, когда я пишу эту рецензию и пытаюсь собрать у себя в голове все мысли в кучу, я прихожу к простому выводу: специально (это лично я так подозреваю, что специально) используемая автором недосказанность, касающаяся абсолютно всех возможных аспектов, книге только вредит. Мы столько времени проводим рядом с отвратительным главгероем, который вообще никак ни на что не влияет, а просто плывёт по течению, с какими-то магами-волшебниками, о чьей предыстории или мотивации совершенно не догадываемся. Продираемся через простейшее приключалово с поисками невразумительных артефактов, которые никому и не нужны, но почему-то охраняются, да и то без энтузиазма. Всё какое-то глупое, непродуманное, натянутое на кривенький каркас, аля и так сойдёт. И в совокупности вызывает гнев и возмущение, потому что в мире полно иных, намного более увлекательных сюжетов. Ну, по моему скромному мнению, конечно же.

Рада, что наконец-то закрыла сей гештальт, а то книга на полках маринуется уже невозможно долгое время. Не уверена, что возьмусь когда-либо ещё за книжки Геймана. Впрочем, я так и о Пратчетте думала до недавнего времени. В общем, поживём - увидим. Но автор явно, что называется, "не мой". Даже не уверена, есть ли смысл давать ему ещё шансы.

Книга прочитана в рамках 12-го хода в игре Собери их всех!
Новогоднего флешмоба 2023 (за совет благодарю Caramelia )
и 14-го тура игры ФФантGame

Ветка комментариев


Хорошее лекарство от бессонницы. Я дочитав до середины бросила, но потом добила спустя месяц, игры не ждут))