Больше рецензий

21 января 2024 г. 19:31

225

5 Спойлер Суровый и жестокий сюжет лучший способ поведать миру об актуальных проблемах

Проблема ужасов, происходящих в интернатах и психо-неврологических диспансерах, к сожалению, очень актуальна. В этой истории мы погружаемся в атмосферу безнадеги и ненужности вместе с двумя главными героями — Глостером и Бахатовым. Два мальчика-инвалида, чудом выживших и не попавших на кладбище интерната, как остальные дети.

В интернате они сталкиваются с халатным и жестоким обращением персонала, которые с издевкой подшучивают над их недугами. И Елизаров сумел тонко передать отношение Глостера к этому — его герой не до конца понимает, почему к нему так относятся, и потому смеется вместе с санитарками, дающими ему обидные прозвища и разглядывающими его половые органы. В тексте не видны агрессия или обида Глостера, только лишь искаженное представление о ситуации, которую он также безропотно приминает. Тоже самое можно сказать и о Бахатове, который занят более важными делами — ритуалами, а потому ведет себя отрешенно. Но в ситуации отстаивания интересов и влечений Глостер оказывается более настойчив. В их дуэте именно он берет на себя ответственность за них обоих.

Глостер — продукт жестокого и бесчеловечного отношения, потому представления о хорошем и плохом у него размыты, и мы становимся свидетелями изнасилования им девочки, в которую он влюблен. Он делает это после того как увидел, как это делают два санитара, после чего убивает их, в чем также не видит никакой проблемы. На улице герои, пусть и обманом, но участвуют в грабежах и пьянках. Здесь отдельно хочется отметить повествовательный момент, как автору в очередной раз ловко удается передавать наивность персонажей и непонимание ими всей жути происходящего. Также хорошо передан эпизод, где герои учатся использовать деньги, что говорит об их запущенности, которая вытекает из того, что они никому не нужны и потому обучать их базовым навыкам никто, конечно же, не стал. Вполне возможно, в интернате никто и не надеялся, что они выживут и смогут покинуть стены этого ужасного места.

Глостеру тяжело контролировать свои побуждения, о чем мы уже знаем, но одно такое непреодолимое желание переворачивает его жизнь с ног на голову. Теперь у него не только есть возможность заниматься любимым делом, но и деньги, слава, карьера. Мы замечаем, как стиль повествования меняется вместе с главным героем, и мы уже читаем не про неприспособленного к жизни мальчика-инвалида, а про взрослого человека, который искренне заботится о своем друге. Уже трудно представить, что когда-то он делил кров с ворами и бродяжничал на улице. Глостер понимает, почему стал знаменитым и с какой целью его возят по концертам, но это все равно лучший исход из всех возможных, к тому же это дает возможность позаботиться еще и о Бахатове.

Автор хорошо играет с контрастами, и не скатывается в попытки нагнетать атмосферу все сильнее, а потому ощущение ужаса и тревоги играет еще лучше. Позитивные моменты в жизни героев отвлекают нас от всего кошмара, который им пришлось пройти, и мы, с усыпленной бдительностью, вовсе не ожидаем казалось бы очевидного резкого возвращения их темного прошлого. Если для Глостера это действительно внезапный удар, как и для читателя, то для Бахатова дела обстоят иначе — он заложник внутренних демонов во всех смыслах этого слова.

Концовка мерзкая, шокирующая. Казалось, будто читатели и без того знали о тех ужасах, что творились в интернате, но новое напоминание об этом в еще более циничной и жестокой манере поистине повергает в ужас. Финал можно назвать открытым, и с точностью сказать, умерли ли оба героя или умер только один из них, нельзя. Но лично я для себя интерпретирую смерть одного как начало освобождения другого.