Больше рецензий

8 апреля 2024 г. 13:29

95

4.5 Спойлер

Все мы любим греческую мифологию. Лично я всегда в школе изучала зарубежную литературу, и с удовольствием слушала учителя на уроках. И вот год назад наткнулась на Мадлен Миллер и в этом году познакомилась с Дженнифер Сэйнт. По сравнению с "Ариадной", "Электра" получилась намного сложнее не только в повествовании, но и в моральном плане. Я люблю легенды про Трою, и было приятным удивлением прочитать историю с другого ракурса . В "Электре" мы не наблюдаем пересоленную феминизмом историю, как, например, в "Ариадне", но подобные нотки все равно проскакивают.

Алчные к власти мужчины, их жестокость, вседозволенность, похоть и нарушение любых принципов морали. И невинные девушки, которые каждый свой поступок оправдывают фразой "я же царевна".

Кстати, читать про троянскую принцессу Кассандру мне понравилось намного больше. Повествование динамичнее, больше сюжетных поворотов, разумные здравые мысли, и, главное для меня, чувство несправедливости по отношению к ней. В конце так и хотелось кричать: "она же говорила!" Занимательно, когда знаешь исход событий, но все равно где-то в глубине души надеешься на другой конец.

Клитемнестра представлена нам умной женщиной, терпеливой и невероятной сильной. Болела за нее душа, вот правда. Знаю, что про Елену написано и переписано сотни историй, но мне не хватило здесь именно ее. Какой-то сестринской любви, душевного разговора в конце с объяснением почему Елена поступила именно так. Те самые ответы на вопросы, которые мучали Клитемнестру столько лет.

Но никто меня так сильно не раздражал, как Электра. Инфантильная, заносчивая, глупая и абсолютно раздражающая в каждом поступке. Она считала Агамемнона лучшим отцом в мире, ждала его десять лет с войны, практически забыла его образ и цвет глаз, но истерически убивалась, когда Клитемнестра осуществляла свою месть. Она презирала мать за убийство отца, но не допускала плохой мысли об отце, когда он зарезал ее сестру - свою дочь, как ягненка. И когда Орест был на грани сдаться и сохранить жизнь их матери, Электра произнесла интересную фразу:

Она не была тебе матерью.

Серьезно блин? А Агамемнон был ему отцом? Он его даже не знал, ни разу в жизни не видел. Ребенок рос и видел как мать мечтает о возмездии из-за смерти дочери, его родной сестры на минутку, и у него лочески должна была сложиться картина, что его отец (напоминаю, что он его никогда не видел и понятия не имеет что это за мужик и как он выглядит) плохой человек. Значит он должен был поддержать мать, разве нет? Но он ненавидит свою родную мать и восхваляет детоубийцу отца из-за слов сестры. Просто рука-лицо.

Не с труса же Эгисфа, вечно скрывавшегося у моей матери за спиной, брать пример.

Она называла Эгисфа трусом, потому что он прятался за юбкой матери и палец об палец не ударил для смерти Агамемнона, хотя много лет жаждал мести, но сама Электра пряталась за спиной Георгоса в трущобах и нищете, пока ждала возвращения брата Ореста.

Георгос невероятно понравился в этой интерпретации. Верный, преданный, настоящий друг, который всегда подставит плечо. И как Электра с ним поступила? Умоляла не бросать ее, не уходить на войну, но сама в конце бросила без оглядки, даже не попрощавшись.

– Ты не можешь покинуть меня.
– Я вовсе не хочу тебя покидать. Но если могу помочь…
– Тогда не говори об этом больше.
А здесь, в Микенах, Георгос был так нужен мне – я и сама не понимала насколько, пока не представила, что его нет. Отсутствие отца отверзло в моей жизни зияющую пустоту. Еще и потерю друга пережить я, пожалуй, не смогла бы.

и теперь в голове полный диссонанс:

Брат переводит вопросительный взгляд с меня на Георгоса, но я решительно встряхиваю головой. Меньше всего сейчас мне нужны прощания – нельзя нарушать ясность ума.


Сердце сжимается от жалости, но я, затолкнув ее поглубже, покидаю лачугу вслед за Орестом, теперь уж навсегда.

Честно говоря, раздражала неимоверно.

Но для меня остались открыты вопросы в книге по поводу смерти Ахилла. Понимаю, что история не про него, но он сыграл большую роль в победе греков, а о его смерти я догадалась только в конце, когда греки начали делить "добычу". Так же непонятно куда делать Брисеида и почему о ней упомянули только вскользь? Почему когда Кассандра решила стать жрицей Аполлона, то автоматически стала изгнанницей, хотя другие жрицы были в почтении? Сестринска тема между Еленой и Клитемнестрой не раскрыта. Вся история закрутилась вокруг Елены, сколько людей умерло, сколько жизней утрачено, но поступок Елены так и не описан. Нет понимания ее действия с точки зрения Дженнифер, потому что сильной любви к Парису мы не увидели, о ее похищении ходят только слухи. В общем, не понятно.

Не перестаю удивляться, как древнегреческая мифология переплетена и связывает между собой персонажей. Однозначно рекомендую к прочтению.