Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

10 января 2017 г. 12:37

2K

5 Злые книги о главном

Тяжело начинать разговор про творчество Липскерова. Во-первых, потому что не знаешь с какой именно грани начать рассматривать этот бриллиант, во-вторых, потому что тяжело собраться с мыслями после всего прочитанного, в-третьих, потому что ничто сказанное о его текстах не будет исчерпывающим, не будет столь цельным, как множество переплетённых нитей полотна романа, которые после прочтения оставляют одно комплексное ощущение, послевкусие, слившееся из миллиона вкусов и ароматов, один шрам на спине от множества переплетённых нитей кнута.

Романы Липскерова часто похожи один на другой. В них много смертей — герои умирают один за другим, словно расходные материалы; в них есть неизвестные науке и фантастике сущности, которые не всегда сами понимают откуда они пришли и что должны сделать в этом мире — всё получается у них как-то само. В романах Липскерова много любви, герои влюбляются и любят, плодятся и размножаются, в его романах происходят фантастические вещи, которые каким-то чудным образом отлично вписываются в происходящую реальность.

Роман объединяет в себе истории людей с вкрапления лёгкой чертовщины. Такая, знаете, булгаковщина. Вроде бы бежит господин по улице — нормально, потом как удариться головой о Лобное место — ну, всё ещё относительно нормально всё же, а потом всю Москву трясёт, как от взрыва с склада боеприпасами, а господину хоть бы хны и он периодически эту процедуру повторяет — "Лоб чешется!" — не нормально. Господин появляется то тут, то там, то даже в космосе облизывает длинным языком иллюминатор, дразня космических туристов, то сидит в секретном изоляторе ФСБ, в который он приходит, как к себе домой и уходит просто растворившись в воздухе, то в Кремль заявляется, организовав там внепространственную комнатку. И люди, их переплетающиеся судьбы, случайные и неслучайные встречи. Евросоюз, распад СССР, застенки КГБ, олигархи, простые служаки и многое другое закручивается бешенным водоворотом, в котором всё сплетается в одну понятную историю лишь ближе к концу.

Книги Дмитрия на первых порах кажутся эпатирующими, жестокими, иногда бессвязными и абсурдными. Со временем они начинают казаться душевными, добрыми и о главном: о семье, об отношениях людей, друзьях, жизни, смерти. Просто всё это временами прикрыто шок-контентом и некоторыми постмодернистскими штучками, всякими накладными ресницами и макияжем, за чем не сразу распознаешь истинную красоту лица.

Комментарии


Спасибо за рецензию!
Люблю эту книгу.


Липскеров вообще прекрасен :) Мне у него всё пошло на ура.


Мне как бальзам на душу. А то мои немногочисленные попытки его советовать не увенчались успехом. Теперь я его для себя держу.


Я даже не представляю, кому его советовать можно (: он достаточно специфичный, даже очень специфичный. Но "бальзам на душу" это точно.


"бальзам на душу" - это для меня ваши слова

Липскеров вообще прекрасен

:))


Говорю как есть, никогда не вру :D


И я очень люблю Липскерова, вернее, его романы:) Это была любовь с первой книги. Не читала пока всего одну, но это дело времени.


Да, меня тоже с первой книги зацепило, и понеслось. Залпом много прочитал и выдал потом одну большую рецу на него, и вот это ещё довесок.


"Родичи" - первая и пока единственная книга, которую я прочитал в электронном виде на работе с экрана компьютера двенадцать лет назад. С тех пор пару раз перечитывал в переплёте. Это как "Мастер и Маргарита", иначе не скажешь. Вообще Липскеров со мной случился в 2000-х и правил там бал, а Сорокин случился лишь в 2010-х.

Но после "Демонов в раю" не читал его романов, как будто бы вырос из них, больше не тянет.
Но "Пространство Готлиба" считаю одним из главных русскоязычных романов, который обязан прочитать каждый.

Ещё повезло увидеть живьём спектакль Марка Захарова по "Школе для эмигрантов" с Александром Збруевым и Сашей Абдуловым. Это отдельная тема: довольно сложно быть и прекрасным романистом, и идеальным драматургом, но Липс и это выдерживает.

Один из лучших российских авторов, сложный и ненавязчивый, легкий и тяжёлый.


Я Липскерова в том году в ДП получил, после чего прочитал кучу его романов пордряд. Сейчас потихоньку буду растягивать остатки, потом тоже за перечтения примусь. Последний раз меня так только с Пелевина пёрло лет семь назад и интересно то, что последние романы так и не прочитал у него. Видимо, тоже вырос, как и ты вырос от Липскерова. А Сорокина всего пару лет назад для себя открыл. Удивительно, да, но даже универ как-то этих авторов обошёл стороной. Развитой культуры чтения в моём живом окружении нет, так что я урывками, случайно, вот только полтора года назад ЛЛ начал как-то это дело систематизировать.

До нас такие театральные изыски не добираются, даже в столицу, не говоря о моей деревне. А если добираются, то цены заставляют рыдать. Надо, кстати, тоже будет драматургию не забыть у него. У того же Сорокина пьесы доставляют не меньше романов. Более концентрировано, не менее полно.


Сейчас ещё придумал, что Липскеров - это наш русский Мураками. Общность какая-то у них есть. Только вот у Мураками была пара-тройка полных провалов, а у Липса - нет


Мне даже тяжело кого-то для сравнения подобрать из зарубежных. Разве что пресловутый Паланик в ум лезет, ибо у того и у другого сюжеты напрочь оторванные, твориться полная чертовщина и очень всё фрагментарно, разорвано, в итоге только сплетаясь в одну картину. Но Паланик это более массовое, а Липскеров это более, кхм, элитарное.