Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

10 января 2017 г. 12:37

2K

5 Злые книги о главном

Тяжело начинать разговор про творчество Липскерова. Во-первых, потому что не знаешь с какой именно грани начать рассматривать этот бриллиант, во-вторых, потому что тяжело собраться с мыслями после всего прочитанного, в-третьих, потому что ничто сказанное о его текстах не будет исчерпывающим, не будет столь цельным, как множество переплетённых нитей полотна романа, которые после прочтения оставляют одно комплексное ощущение, послевкусие, слившееся из миллиона вкусов и ароматов, один шрам на спине от множества переплетённых нитей кнута.

Романы Липскерова часто похожи один на другой. В них много смертей — герои умирают один за другим, словно расходные материалы; в них есть неизвестные науке и фантастике сущности, которые не всегда сами понимают откуда они пришли и что должны сделать в этом мире — всё получается у них как-то само. В романах Липскерова много любви, герои влюбляются и любят, плодятся и размножаются, в его романах происходят фантастические вещи, которые каким-то чудным образом отлично вписываются в происходящую реальность.

Роман объединяет в себе истории людей с вкрапления лёгкой чертовщины. Такая, знаете, булгаковщина. Вроде бы бежит господин по улице — нормально, потом как удариться головой о Лобное место — ну, всё ещё относительно нормально всё же, а потом всю Москву трясёт, как от взрыва с склада боеприпасами, а господину хоть бы хны и он периодически эту процедуру повторяет — "Лоб чешется!" — не нормально. Господин появляется то тут, то там, то даже в космосе облизывает длинным языком иллюминатор, дразня космических туристов, то сидит в секретном изоляторе ФСБ, в который он приходит, как к себе домой и уходит просто растворившись в воздухе, то в Кремль заявляется, организовав там внепространственную комнатку. И люди, их переплетающиеся судьбы, случайные и неслучайные встречи. Евросоюз, распад СССР, застенки КГБ, олигархи, простые служаки и многое другое закручивается бешенным водоворотом, в котором всё сплетается в одну понятную историю лишь ближе к концу.

Книги Дмитрия на первых порах кажутся эпатирующими, жестокими, иногда бессвязными и абсурдными. Со временем они начинают казаться душевными, добрыми и о главном: о семье, об отношениях людей, друзьях, жизни, смерти. Просто всё это временами прикрыто шок-контентом и некоторыми постмодернистскими штучками, всякими накладными ресницами и макияжем, за чем не сразу распознаешь истинную красоту лица.

Ветка комментариев


Я Липскерова в том году в ДП получил, после чего прочитал кучу его романов пордряд. Сейчас потихоньку буду растягивать остатки, потом тоже за перечтения примусь. Последний раз меня так только с Пелевина пёрло лет семь назад и интересно то, что последние романы так и не прочитал у него. Видимо, тоже вырос, как и ты вырос от Липскерова. А Сорокина всего пару лет назад для себя открыл. Удивительно, да, но даже универ как-то этих авторов обошёл стороной. Развитой культуры чтения в моём живом окружении нет, так что я урывками, случайно, вот только полтора года назад ЛЛ начал как-то это дело систематизировать.

До нас такие театральные изыски не добираются, даже в столицу, не говоря о моей деревне. А если добираются, то цены заставляют рыдать. Надо, кстати, тоже будет драматургию не забыть у него. У того же Сорокина пьесы доставляют не меньше романов. Более концентрировано, не менее полно.


Сейчас ещё придумал, что Липскеров - это наш русский Мураками. Общность какая-то у них есть. Только вот у Мураками была пара-тройка полных провалов, а у Липса - нет


Мне даже тяжело кого-то для сравнения подобрать из зарубежных. Разве что пресловутый Паланик в ум лезет, ибо у того и у другого сюжеты напрочь оторванные, твориться полная чертовщина и очень всё фрагментарно, разорвано, в итоге только сплетаясь в одну картину. Но Паланик это более массовое, а Липскеров это более, кхм, элитарное.