Больше рецензий

Raziel

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 марта 2011 г. 20:52

5K

2

«Дары Смерти» особенно ясно показали, насколько взрослыми стали книги о ГП. Такой вывод невольно напрашивается после прочтения эпизода, в котором миссис Уизли видит, как ведьма Беллатрикс Лестрейндж пытается убить Джинни заклятием смерти. «РУКИ ПРОЧЬ ОТ МОЕЙ ДОЧЕРИ, СУКА!» - кричит она. Пожалуй, это самая шокирующая «сука» во всей современной литературе.
Стивен Кинг «Министерство Магии Дж.К. Роулинг»



Для начала хочется сделать две вещи: порадоваться, что минусы отменили, и настоятельно отсоветовать всем, кому книга понравилась, читать все нижеследующее, тем более, что до конца вряд ли кто-нибудь доберется... Но высказаться, знаете ли, хочется. Рецензия Стивена Кинга вызывает у меня глубокое недоумение и надежду на тончайший сарказм, но в одном он прав: герои повзрослели. Годы идут, разжижение мозга у Гарри Поттера прогрессирует, в связи с чем не могу не выразить Ро респект за один из конгениальных проблесков самоиронии: «Гарри сбросил мантию-невидимку и взобрался на постамент, чтобы прочесть надпись: «Ума палата дороже злата». - Так что ты, похоже, беднее последнего нищего, дурак безмозглый, - насмешливо прокаркал хрипловатый голос». В качестве альтернативы слабоумию можно предположить крайнюю степень самонадеянности, иначе не объяснить тот факт, что Гарри продолжает упиваться монопольным правом на выкрикивание имени Волан-де-Морта на каждом углу, прекрасно зная, что это привлекает Пожирателей смерти. И пусть за это отвечает кто-нибудь другой. Пусть из-за этого будут пытать Гермиону, пусть его длинный язык убьет преданного Добби, все это для него вполне приемлемая плата за возможность лишний раз покрасоваться перед друзьями. Впрочем, в этой книге Гарри много думает, чувствует, страдает, читает нотации и даже блещет дедукцией. Ах да, еще он часто орет и изредка веселится (вспомните, как ему захотелось рассмеяться, вообразив изломанное тело мертвого Грюма с судорожно вращающимся глазом). Гермиона тоже повзрослела. Из умной, рассудительной девочки она превратилась в форменную истеричку, с писками и визгами прорыдавшую всю книгу напролет. Больше чем Гермиона утомляет разве что упоминание болящего шрама Гарри, своей частотой переходящее все мыслимые и немыслимые пределы. Рон Уизли, по большому счету, персонаж лишний. В этой книге его необходимость обусловлена двумя эпизодами: скандал в лесу, когда он ушел, громко хлопнув дверью, и эпилог. В остальном, Гарри с Гермионой составляли настолько симпатичный тандем, что возвращение Рона ничего кроме недоумения не вызвало. Хотя, надо отдать ему должное, в этой книге он тупил куда меньше самого Гарри.

Пожалуй, главной интригой «Даров» было огромное количество смертей, анонсированное еще до ее выхода. Кто же умрет, кто? – гадали миллионы читателей, и я вместе с ними. Увы и ах, Роулинг перебила всю свою пеструю массовку, не убив ни одного из центральных персонажей. То, что у нее не хватит духу убить Гарри Поттера, думаю, ни у кого сомнений не вызывало, но остальные? Рон? Гермиона? Джинни? Драко? МакГонагалл? Да тот же Хагрид… Ну хоть кто-нибудь! Да, она убила Фреда Уизли, хотя, имхо, стоило бы убить Джорджа – все равно он остался без уха. За это аплодирую стоя; близнецы Уизли со своими кондитерскими извращениями (я уже молчу про их названия – продукты остервенелого словоблудия) давно уже заслужили какой-нибудь печальной участи. Кто еще? Люпин. Честно говоря, в пылу битвы я что-то прощелкал его гибель и весьма удивился, когда он был призван воскрешающим камнем. Эта смерть вызвала те же эмоции, что и смерть Сириуса в «Ордене Феникса» - ни-ка-ких. Все это – китайские болванчики без лиц, характеров и прочих половых признаков, имеющие ценность лишь для самого Поттера; ни одного из них не было жаль. Чуть не забыл про Снейпа! Я уже давно смирился с его гибелью, слухи о которой муссировавались еще до выхода книги, но эпизод с Нагайной возмутил до глубины души. Нужно было очень постараться, чтобы настолько бездарно убить такого примечательного во всех отношениях персонажа. А вот идея его любви к Лили с вытекающим из нее двойственным отношением к Гарри – имхо, лучшее, что придумала Ро для этой книги.

Волан-де-Морт. Честное слово, я уже очень давно не встречал такого маникенообразного и, будем откровенны, глупого злодея. Это не персонаж – нет, это имя, которое все семь книг без конца мусолят, это пугало, которым все без конца стращают друг друга, не больше. Даже попытка разобраться в его мотивах, заглянув в детство и юность, напоминает параграф из какой-нибудь книги серии «Популярная психология». Стремления Ро поведать читателю о его мыслях выглядят довольно странно и неуместно, как если бы она начала рассказывать о мыслях, скажем, портрета Моны Лизы или стула... Кроме того, ВДМ символизирует все то, что мне в этой книге не понравилось – жирная красная линия между черным и белым. Зло у Роулинг изображено хитрым, но глупым, а добро – отчаянно благородным. Белоснежно белое и чернильно черное, конечно, очень красивая морально-этическая концепция, увы, мертворожденная. Впрочем, нет, был один эпизод с Питером, но это не тенденция. С первых страниц, на которых описана тусовка Пожирателей Смерти, Роулинг так пыжится внушить читателю отвращение, что от этих потуг и в самом деле становится противно…

Преподаватели впечатлили. Мне всегда было интересно увидеть всех этих многомудрых теоретиков в бою; Волан-де-Морт - Волан-де-Мортом, а они тоже не лыком шиты, думал я, зададут перца – мало не покажется. Не показалось. МакГонагалл повела в бой… парты. Бросилась с криком «за мерлиновы трусы!» в самую гущу сражения во главе своей деревянной армии. Треллани внушила Пожирателям Смерти ужас полной сумочкой гадальных шаров, которыми мочила всех без жалости и сожалений. Стебль швыряла на головы мерзавцам выращенные в теплицах образчики местной флоры. Сложно вообразить более нелепую сцену решающей битвы. Но круче всех зажгла наша святая троица: вокруг мечутся авады с кедаврами, а они лупят всех направо и налево своими «оглушающими заклятьями». Нет слов. Здесь Ро явно решила и рыбку съесть, и на люстре покачаться – и запихнуть своих любимых героев в сердце противостояния, и не замарать их ручки убийствами и непростительными чарами. Уже тогда стало ясно, что Гарри уничтожит Волан де Морта не авадой, как я думал с самого начала (да, это было бы по-взрослому), а каким-нибудь экзотическим способом, чтобы не заляпать свой белый фрак. Кстати, Пожирателей тоже нельзя упрекнуть в отсутствии благородства: прежде чем выстрелить в Гарри каким-нибудь страшным заклятием, они все время орут «ПОТТЕР!!», чтобы у того была возможность вовремя их оглушить.

Помимо прочего хотелось бы посетовать на предсказуемость сюжета, прямо вытекающую из примитивности авторского мышления. Если не считать всей эти ГП-ВДМ канители с выяснением, у кого палочка длиннее, и пояснений развязки, в которых сам черт палочку сломит, интриги получились до ужаса примитивными, причем как мелкие (личность вора из видения Гарри или содержимое снитча), так и к более крупные. Как же мне понравились эпизоды из воспоминаний Снейпа, в которых Дамблдор говорит, что Гарри должен умереть ради избавления человечества от ВДМ! Я прямо зауважал Ро. В первые минуты я и в самом деле клюнул, попавшись в довольно детскую ловушку образа нового Дамблдора, который упорно создавался на протяжении всей книги.
«- Я шпионил ради вас, лгал ради вас, подвергал себя смертельной опасности ради вас. И думал, что делаю все это для того, чтобы сохранить жизнь сыну Лили. А теперь вы говорите мне, что растили его как свинью для убоя...
- Это прямо-таки трогательно, Северус, - серьезно сказал Дамблдор».

Самая роскошная цитата книги! Однако по зрелому размышлению стало очевидно, что Роулинг просто физически не потянет сложный вопрос двух зол, и уж тем более не решится дать на него такой ответ, тем более устами Дамлдора. Разумеется, все это часть очередного «плана Дамблдора» (а у него всегда есть отличный план!), и если Гарри это видит, значит, Альбус хотел, чтобы он увидел именно это. Вот сейчас он посмотрит и пойдет в лес в очередной раз выносить читателю мозг своими горькими разочарованиями, душевными страданиями и высокой жертвенностью. Меня прямо-таки умилила мысль Гарри «то, что Дамблдор молчал насчет общих для них мест и общего опыта, было равносильно лжи». Ложь – это еще мягко сказано, это как минимум предательство, пощечина и плевок в лицо. Молчал он про общий опыт и места, подумать только, негодяй какой... Кстати, мне совершенно не понравились сюсюканья Дамблдора на тему того, что Гарри – гораздо лучше его самого. Неприятно думать, что на старости лет верховный чародей Визенгамота впал в маразм. Впрочем, и сама Роулинг ближе к концу стала заговариваться. В одном и том же диалоге с ВДМ дважды звучит «- Ты смеешь... - Да, смею!» Видимо, автору эта фраза показалась очень колоритной, странно, что она не озвучила ее еще раз для пущего эффекта.

Отдельно хочется отметить «прекрасный» перевод. Портьеры задергиваются со стуком, по воздуху летают ошметки рвоты, Гарри говорит «между двумя ложками», словно в фильме «Пила» герои заглядывают друг другу в мозг (и «закрывают» его) и прочая, прочая... А ведь переводчик всего-навсего не сумел хоть как-нибудь облагородить, мягко говоря, незамысловатый слог учительницы английского языка, которая считает совершенно необходимым сообщать читателю, успела ли Гермиона донести ложку до рта, прежде чем поделиться с друзьями своими умными мыслями; которая искренне верит, что если что-то выбросить, а кто-то это подберет – это называется «украсть» и которая вместе со своим героем страдает разжижением мозга, выдавая фразы в духе «Гарри ни в чем не был уверен и все же не сомневался…» Да, в этом весь Гарри. А уж к чему и зачем грузить читателя сентенциями а-ля «…заставив его язык завернуться назад и лишив Гарри возможности произнести хоть слово. Впрочем, прежде чем он успел засунуть палец в рот, чтобы расправить язык, тот развернулся сам собой» вкупе со своими кулинарными фантазиями (я про блевальные батончики и прочая) и вовсе за гранью моего понимания.

Говоря о сюжете в целом, не могу не отметить, что он напомнил мне «Принца-полукровку», в котором всю книгу, за исключением пары глав в финале, не происходило ровным счетом ничего, кроме выяснения отношений на почве того, кто с кем целуется. Так и здесь: сотни страниц переливания из пустого в порожнее с крохотными вкраплениями хороших эпизодов ради нескольких десятков чего-то достойного в самом конце. Самое большое недоумение у меня вызвали абсолютно лишние эпизоды на природе. Очевидно, Ро пыталась подражать классической фэнтези, в которой герои пересекают полмира ради выполнения своей сверхзадачи, я уже молчу об откровенном закосе под «Властелина колец», ведь даже Кольцо (медальон), носимое на цепочке, изматывающее своего обладателя и внушающее злые мысли, присутствует. Разница лишь в том, что как бы ни пыталась Ро создать впечатление некоего путешествия, по факту – никуда они не путешествовали, а просто прятались. Им и идти-то никуда не надо было, они ведь могли трансгрессировать… Или взять всю эту историю с Дарами, придуманную исключительно ради красивого жеста в финале... В общем, остается только порадоваться, что Джоан Роулинг закрыла последнюю Дверь, оставив за ней неразгаданную загадку и запах горелых трусов, витающий в воздухе. Надеюсь, что ее угрозы о том, что она напишет еще пару книг о Гарри Поттере, останутся пустыми угрозами.

1 2 3 4 5 6 7

Комментарии


Да, жаль,что минусы отменили!;)
Очень поверхностная рецензия и написана явно для провокации.)


пожалуй, самая адекватная оценка этой книги


Рецензия едкая, саркастичная и язвительная, как и полагается критике. Но вообще замечания можно высказывать и без желчи, которая меня немного обижает по отношению к этой истории. Хотя книга для меня едва ли не слабейшая из всего цикла. Гарри слабоумный, Волди пугало, чье имя мусолят, а Ро вставляет повторяющиеся фразы, по всей видимости, потому, что у него небогатый словарный запас, но в качестве иронии можно предположить, что ей эти фразы просто понравились. Некоторые абзацы достойны Луркморья.


Вообщем пока я читала рецензию, мне все нравилось. Очевидно, что автору не интересны герои или события книги, потому что он не сопереживает так сильно как мы, поттероманы, и тем более не собирался углубляться в суть всех этих алагомор и реликвий. это критика со стороны - и она имеет место быть. Хотя лично мне кажется что главное достоинство писаний Ро, это то, как приключения Гарри захватывают, отключают все рецепторы, делают недодуманный волшебный мир самым настоящим, а разных и иногда действительно черно-белых (десткая книга жеже) героев живее всех, кто тебя окружает. Не на всех это действует, но исключения только подтверждают правило - чарам "Гарри Поттера" поддались миллионы:))
Естественно, рецензию писал циник. О том, что Фраза, о том, что Сириус или Римус никому не интересны, вызвала гомерический хохот)) Естественно, цинику все эти детские поучалки уже давно неинтересны, хочется чего-то более взрослого и оригинального. Я всё это понимаю.
Но когда я дочитала до этого:

Кстати, мне совершенно не понравились сюсюканья Дамблдора на тему того, что Гарри – гораздо лучше его самого. Неприятно думать, что на старости лет верховный чародей Визенгамота впал в маразм.

,
я закрыла рецензию со вздохом разочарования. А поначалу автор же казался неглупым человеком...
Вы не понимаете, почему Дамблдор себя корит в своем последнем разговоре на "станции Кинг-Кросс"? Чего он извиняется и плачет, чего говорит, что Гарри лучше и достойнее? Чего видит в дзеркале Желаний свою семью? Чего просит Гриндевальда пощадить брата и сестру, когда выпивает зелье из Волдемортовской чаши?
Тогда вы, ИМХО, не понимаете один из наиболее взрослых конфликтов в книге.
Дамблдор очень тщеславен. Он был умным и сильным и решил, что это веская причина забить болт на свою семью, ставить себя выше других людей, менее умных, образованных или маглов. Смерть сестры, предательство Гриндевальда потрясли его, потому что по канону у Албуса очень доброе серце и имеется совесть. Ему претило собственное безразличие, собственное тщеславие, собственная надменность, именно поэтому он прожил свою жизнь так, чтобы окупить эти прорехи - защищал слабых, исповедовал равноправие, был самым демократичным и веселым директором школы, потому что он понимал, что ум не дает права человеку превосходить над другими. Он понимал что только жадность рождает тщеславие. Он понимал свою слабость перед властью, поэтому никогда не разрешал себе в полной мере этой властью воспользоваться.
А тут Гарри. Скромняга и альтруист, отчаянно смелый спасатель всех на свете задниц и жертвенник. Ни капли тщеславия. он от своей знаменитости убегал все семь лет, описанных в книге, мечтая только о дружбе и семье, любя приключения, но не славу, которую они приносят. Вот вы бы полезли под школу на встречу со гигантским змеем, который убивает взглядом?) Рисковали бы жизнью, чтобы спасти Мелфоя из огня? Пошли бы на верную смерть ради друзей?
Можно спорить о том хорошо это или плохо для самого Гарика, но факт остается фактом - у него были все достоинства, которых не хватало Дамблдору. И Дамблдор ним откровенно восхищался, понимая что именно такие люди имеют право на власть - потому что никогда нею не воспользуются.
Вот такие дела.


Вся рецензия построена на критике целого жанра - книги для подростков. То есть полностью лишена смысла. Зато посмеялась, спасибо :)


полностью согласен со статей. во время чтения, были нелепые моменты, наподобии выручай-комнаты и неправильно изданных учебников, где учат неправильным рецептам. и очень много всего. и тем не менее я люблю эти книги, их было приятно читать и наблюдать за магическим миром. щепетильные моменты. много интересного произошло за семь книг, но на дарах смерти Дж. Р. сдулась. тем не менее это было круто :)

Вот даже и свою рецензию писать не надо - Вы за меня все сказали! Спасибо!


Не согласен, но одобряю! :)


Доброго времени суток!
Вижу, что вы давно не отвечаете комментаторам, но за пять лет эмоции схлынули - и у вас, и у тех, кто готов был с топором отстаивать честь Гарри Поттера.
Недавно упомянула в одной из тем, что с удовольствием почитала бы хейтеров ГП, вчера наткнулась на ваш коммент, улыбнулась, лайкнула. Я как раз из почитателей саги, но меня удивляет и создаёт неприятное чувство, что ГП превращён в священную корову. Ро не такой уж и великий автор, а эти толпы до сих пор зазомбиованных и не могущих критично отнестись к "любимой книге детства" меня пугает, а не радует.

Прокрутила ночью в голове ваш текст и поймала вас на противоречии. Вам не нравится Гарри, за это вы ругаете книгу, мол, Ро виновата, но при этом ругаете так, будто верите в реальность этого Гарри, пусть и считаете крайне неприятным типом. И вот тут мне открылся секрет популярности саги (я этот коммент пишу и ради того, чтобы где-то зафиксировать мысли). Ро сама вводит эпизод, где Гарри предупреждают, к каким последствиям может привести упоминание имени Главного Злодея, а потом заставляет его произнести имя, что приводит к смерти кое-кого из "доброго" бэкграунда.

Я почитала комменты и увидела, как вы сходитесь с кем-то во мнениях, как вам не понравилась пятая книга. Именно с пятой книги мне и понравился весь цикл. Книга, если помните, начитается с того, что Гарри сидит на детской площадке и прикидывает как бы ему докопаться до Дарсли-младшего. Гарри давно никто не обижает, но у Гарри есть сила и желание её применить на тех, кто слабее. Потом Гарри заглядывает в мысли Снейпа (Англия, этические законы о неприкосновенности частного, нельзя читать чужие письма!), потом из-за того, что он опять не поверил Снейпу, погибает Сириус. А следующая книга? Парню пятнадцать-шестнадцать лет, а он вместо того, чтобы потребовать "возьмите меня в Орден, всё равно охота идёт за мной", бегает подслушивать под дверями, а потом бегает по лестницам "не догонишь-не догонишь".

Ро не великий мыслитель, но она поняла схему, которая и сделала её миллиардершей. Гарри - инфантил. Причём не просто инфантил, а сферический. И в этом отношении он гораздо ближе читателю, чем герой ответственный. Тем более, что Гарри добрый и красиво кается всякий раз, как из-за очередной выходки что-то происходит. Сам Гарри, да и вся сага именно и настроена на то, чтобы потрафлять в душе детскому и глупому: "Пусть все погибнут, но я сделаю то, что хочу!" А потом раскаяние, потому что дети не жестоки, они просто крайне эгоцентричны.

Потому вам и обращены призывы читать "открытым сердцем", "незамутнённым взглядом", "со слезой во всех частях тела". Вы выступили против одной из главных черт детства, которую пестует Ро - "я буду делать, что хочу, а взрослые расхлебают последствия". И ваша беда (ну, с моей точки зрения, это ваша удача, но с точки зрения оголтелых фанатов - бяда-бяда), что вы не купились на второй крючок, на котором повисла я, крючок для взрослых. Как только понимаешь, что Гарри - глупый ребёнок, не справляющийся с ролью "спасителя мира", начинаешь сочувствовать окружающим его взрослым. Благо этих взрослых выше крыши. До того, как Гарри подрос настолько, что от него стали ждать взрослых поступков, роль инфантила выполнял Сириус (потому его и убили, что он уже не нужен был, Гарри взял роль "я чо-то натворю" на себя). Чтобы пришёл взрослый и воспитал ребёнка!

Видимо, безответственность не проходит с возрастом. ГП - тайно инфантильная книга, будящая в людях не просто "ощущение детства", то есть волшебства, но ощущение того времени, когда не надо было отвечать за поступки. Обратите внимание, что в западных сказках действует принц или герой умный, у нас, хотя герой и гораздо умнее остальных, но он назван Дурачком. Ро вот так же снизила роль Гарри. Думаю, она не продумывала изначально делать его дебилом, подставляющим друзей, но потом поняла, что эта схема приносит успех, что человечеству нужен герой, которой не думает о последствиях поступков.


Сравнительный анализ сказки "Книга Судеб или приключения девочки Лены в Чудесной стране" и книги "Гарри Поттер и Дары Смерти". Чтобы понять, о чём идёт речь, откройте ссылку на сайт www.demsvet.ru: http://demsvet.ru/detskaya-kniga/avtor-garri-pottera#more-7247
Это статья Светланы Дементьевой, которая раскрывает причины популярности серии книг "Гарри Поттер".
Олег Бессарабов. "Книга Судеб". Глава «Приключения на болоте и гибель злого волшебника.
Зимзибар нашел древнее заклинание и с его помощью попытался погубить жителей Чудесной страны. Однако он нарушил запрет «Книги Судеб» и поэтому погиб от молнии, которая ударила в него после произнесения заклинания. Зимзибар погиб от собственного заклятия.
«Волшебник в бешенстве затопал ногами и закричал:
— Я погублю вас всех до одного. Я нашёл древнее закли¬нание и заставлю Книгу Судеб повиноваться мне снова.
Он закружился, захлопал в ладоши и стал произносить ка¬кие-то непонятные слова.
В этот момент перед изумленными жителями города в лучах заходящего солнца возникла фигура красивой женщины, на ней было длинное белое платье, усыпанное золотыми звездами.
— Фея Добра! Это фея Добра! — послышалось вокруг.
— Остановись, Зимзибар! — произнесла фея. — Ты нару¬шил запрет Книги Судеб и заставил её творить зло.
— Ха! Ха! Ха! Да, нарушил, а сейчас я всех уничтожу! Не мешай мне, фея Добра, сейчас ты увидишь, что зло непо¬бедимо! Я заклинаю молнии и громы сжечь и разрушить этот непокорный город! Эй, гром, отзовись.
В этот момент подул сильный ветер, и небо заволокло свин¬цовыми тучами. Прогремел гром.
— Молния, появись! — продолжал колдовать волшебник.
Небо прорезала сверкающая молния. На площади послы¬шался плач женщин и детей.
— Зимзибар! Ты испытываешь судьбу, — воскликнула фея Добра. — За это ты будешь наказан.
Однако волшебник не унимался и в исступлении вопил:
— Где ты, огненная молния? Порази этот город, сожги его дотла!
Раздался ужасающий треск, и небо прочертила гигантская молния. Народ на площади в ужасе замер. Зимзибар под¬прыгнул, замахал от дикой радости кулаками, и в этот момент молния ударила прямо в то место, где он стоял. От башни откололся огромный кусок и упал в ров с водой. Все были поражены увиденным. Гром прогремел ещё несколько раз. Затем где-то вдалеке сверкнула еще одна молния, тучи раз¬веялись, и гроза прекратилась.
— Что случилось? — удивлялись люди.
— Разве вы не видели? — отвечали другие. — Зимзибар вызвал молнию, и она уничтожила его.
— Ура, мы спасены, Зимзибара больше нет! — кричали Весельчаки. Все обнимались. Веселью не было конца. Один лишь Плакса плакал, но это были слезы радости.

Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и дары смерти».
Волан - де – Морт Заполучил бузинную волшебную палочку. Не зная, что она принадлежит Гарри Поттеру, Волан-де-Морт направляет её против её хозяина. Палочка не слушается Темного Лорда и убивает его.
«Краснозолотое сияние внезапно разлилось по зачарованному потолку над их головами: это ослепительный краешек восходящего солнца проник в Большой зал через восточное окно. Свет ударил им в глаза одновременно, так что лицо Волан-де-Морта вдруг превратилось в пылающее пятно. Гарри услышал крик высокого голоса и тоже выкрикнул в небо всю свою надежду, взмахнув палочкой Драко.
— Авада Кедавра!
— Экспеллиармус!
Хлопок был подобен пушечному выстрелу. Золотое пламя взвилось в самом центре круга, по которому они двигались, — это столкнулись их заклятия. Гарри видел, как зеленая вспышка Волан-де-Морта слилась с его собственной и как Бузинная палочка взмыла ввысь, чернея на фоне рассвета, закружилась под зачарованным потолком, точно голова Нагайны, и пронеслась по воздуху к хозяину, которого не пожелала убивать, чтобы полностью подчиниться его власти.
Гарри, тренированный ловец, поймал ее свободной рукой — и в ту же минуту Волан-де-Морт упал навзничь, раскинув руки, и узкие зрачки его красных глаз закатились. На полу лежали смертные останки Тома Реддла — слабое, сморщенное тело, безоружные белые руки, пустое, отсутствующее выражение на змеином лице.
Волан-де-Морт погиб, убитый собственным обратившимся вспять заклятием, а Гарри стоял с двумя волшебными палочками в руке и глядел на опустевшую оболочку своего врага.
Какое то мгновение вокруг еще стояла тишина. Потом зал очнулся и взорвался шумом, криками, восклицаниями и стонами. Ослепительное солнце залило окна, все рванулись к Гарри, и первыми к нему подбежали Рон и Гермиона; это их руки обвивали его, их громкие голоса наполняли звоном уши. Потом рядом возникли Джинни, Невилл и Полумна, а потом все семейство Уизли, Хагрид, Кингсли, Макгонагалл, Флитвик, Стебль — Гарри не мог разобрать ни слова из того, что все разом кричали ему, не мог понять, чьи руки обнимают, тянут, толкают его; сотни людей теснились к нему, желая прикоснуться к Мальчику, Который Выжил, благодаря которому все наконец кончилось…
Солнце стояло прямо над Хогвартсом, и Большой зал был полон жизни и света. Без Гарри не могли обойтись ни восторги, ни горе, ни празднование, ни траур. Все хотели, чтобы их лидер и знамя спаситель и вождь был сейчас с ними; похоже, никому не приходило в голову, что он страшно устал и что ему страстно хотелось сейчас побыть лишь с несколькими близкими".
Образ Волан-де-Морта скопирован с образа волшебника Зимзибара из сказки "Книга Судеб".

1 2 3 4 5 6 7