bastanall

Эксперт

Литературный диктатор

13 мая 2018 г. 01:35

2K

3.5 Страсти — вечны

И ведь казалось бы, прошло больше четырёх сотен лет, а произведения Лопе де Веги всё такие же смешные. Страсти вечны, смех над ними — не преходящ. Или дело в том, что он писал доступно, злободневно, для обычных людей, жизнь которых не сильно меняется из века в век? В любом случае, пусть даже я чувствую себя среднестатистическим обывателем, мне было весело, а я ценю всё смешное. Говорят, Лопе де Вега написал около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней, из которых не меньше 30 доступны на русском языке. Радует, что есть, где разгуляться, и если вдруг у меня будет плохое настроение, я всегда смогу принять дозу утешительного лопедевегона.

«Изобретательная влюблённая» — пьеса о девушке Фенисе, влюблённой в сына своего соседа. Её можно сравнить с Червовой Дамой в карточной колоде. Этот самый сын — Люсиндо, Бубновый Валет, — не замечает её, потому что любит, страдает, ревнует, волочится, ухлёстывает за Дамой Пик. Комедия начинается, когда отец Люсиндо (Бубновый Король) предлагает Фенисе руку и сердце, а влюблённая девица видит в этом отличный шанс: сойтись поближе с его сыном, а то и вовсе влюбить его в себя. Много ли молодому парню надо? Красивое личико, обжигающий взгляд, своевременное и необычное признание в любви — и он твой, даже если любит другую. Во всяком случае, по одному из рецептов де Веги.
Достаточно нетривиальный сюжет (пусть даже его нетривиальность и связана с тем, что Лопе де Вега адаптировал одну из многочисленных историй «Декамерона» к современным ему испанским реалиям). Фениса показывает себя весьма изобретательной, что выражается в том, как хорошо у неё получается просчитать действия окружающих и использовать их с выгодой для себя. Всё, что она задумывает, удаётся («червы» — определённо козыри в этой игре). Данный расклад приводит нас к тому, что мы признаём автора весьма щедрым крупье: он не только позволяет Фенисе с лёгкостью изобретать хитроумные комбинации, но и не скупится на неожиданные препятствия, чтобы героине жизнь мёдом не казалась. Это — один из много признаков мастерства. Второй признак можно углядеть в том, как достоверны эти «неожиданные препятствия»: де Вега вовсе не мухлюет, доставая ещё один козырный туз из рукава! Нет! Этот глазастый бес прекрасно разбирается в психологии и понимает, что стоит только Фенисе походить «червовым тузом», как её главная соперница всенепременно, в силу характера, привычек, взглядов на мир, попытается убедить всех, что сегодня козыри — «пики», — и отбиться валетом, десяткой, двойкой пик, да чем угодно — лишь бы «пики» были под рукой. Так что крупье остаётся только делать свою работы — сдавать игрокам карты и следить за развитием событий.

Наверное, моя карточная метафора слишком утомительна, да я и сама от неё уже устала. К тому же у этой партии есть пара откровенно слабых и неубедительных моментов (особенно на фоне столь продуманной азартной психологии). Во-первых, почему Бубновый Король и Трефовая Дама отец Люсиндо и мать Фенисы после стольких препятствий и мытарств так просто согласились с придуманной для них развязкой? Не хочу спойлерить исход игры, но концовка мне кажется откровенно халтурщицкой и легкомысленной по сравнению с хитроумностью основного текста. Наверное, де Веге заплатили за стремительный хэппи энд — других причин не вижу.
Во-вторых, меня смущает влюблённость Люсиндо. Причём, смущает даже не то, как легко он сменил одну даму на другую (приходится на верну принимать, что такое возможно), а то, почему, отвернувшись от Пиковой Дамы, игравшей с его сердцем, он не отвернулся от Червовой Дамы, когда она поступила с ним сходным образом? Я понимаю, что автор поступил так в угоду зрителям, но этому должно быть какое-то объяснение в тексте. Возможно, увлечённая метафорами, я что-то упустила, возможно, не в традициях классической испанской драматургии (которую сотворил де Вега) проводить параллели между положительными и отрицательными персонажами. Но факт остаётся фактом: в чтении классических испанских пьес тоже нужно иметь сноровку, чтобы задавать правильные вопросы, а не то, что первым взбредёт в голову современному неподготовленному читателю (как мне, например).

Так или иначе, эта партия была сыграна — и сыграна удачно: со смехом, музыкой и поцелуями. Главная героиня ошеломительно прогрессивна для 1610-х годов, не слушается маменьки и сама хлопочет о своём счастье. Её ироничность (следует признать — отчасти язвительная), самостоятельность и здравый смысл до сих пор многими маменьками не приветствуется в своих дочерях. Поэтому Фениса производит впечатление. Сюда довольно сложно приплести карточное сравнение, так что воспользуюсь цветочным: Фениса — как единственная здравомыслящая роза среди обезумевших зарослей маргариток, нарциссов и гвоздик (что можно расшифровать как «остальные действующие лица по-своему оригинальны, но блекнут на её фоне»). Уже ради одного знакомства с нею стоит открыть эту пьесу. Как никак, влюблённая эта — до смешного, прямо-таки до ужаса, изобретательная.

P.S. По справедливости, конечно, я должна бы сравнивать Фенису с Королевой Кубков, ведь названия мастей в испанской колоде не похожи на привычные нам, — это Кубки ♥, Мечи ♠, Монеты ♦ и Жезлы ♣. Но тогда, боюсь, моя метафора стала бы настолько запутанной, что без кофе, Таро и Каббалы было бы не обойтись. Хм, кстати… Пойду, что ли, на суженого погадаю.
Спасаю книгу, тур 69

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!