Больше историй

31 марта 2012 г. 00:12

2K

Общие фразы спасают мир

Александр Исаевич Солженицын сэкономил мне как-то кучу денег и/или нервов. Дело было так.

Как все приличные люди, после школы я собиралась поступать в университет. И как почти все приличные люди моего возраста из крупного города понимала, что пройти на бюджет очень сложно, ибо с годом рождения не повезло, на каждое место по десять-двадцать человек. Поэтому я пошла на курсы «чтобы наверняка» — пафос, международные отношения, все дела (с хорошим знанием английского и гуманитарной лабуды поступить туда было самым простым из возможных вариантов). А хотелось мне всё же чего-то более увлекательного.

И тут проходит какая-то очередная олимпиада старшеклассников по русскому языку, где я занимаю какое-то призовое место, месяц бешеной РОНОвской движухи — и всех призёров гуманитарных олимпиад за год собирают в одной аудитории самого престижного гуманитарного ВУЗа Нижнего Новгорода. Около шестидесяти человек очкариков. Сажают за парты и говорят: «Мы вот вам сейчас дадим задания, вы по ним быстро за двадцать минут пишете без подготовки сочинения вроде эссе, сдаёте, а потом мы двоих из вас бесплатно зачислим на любую специальность филфака». А на филфак тогда все поголовно рвались, места там унизительно сократили, журналистов — десять человек на город-миллионник, филологов — тридцать.

Всем раздают листочки с заданиями, я сижу и смотрю, как светлеют лица людей, получивших свои вопросы. Ну, думаю, крутота какая, вопросы лёгкие. Вытягиваю бумажку… А там «Художественные особенности произведений Солженицына на примере романа (на выбор)» Едрит Мадрид! На дворе январь, Солженицын по курсу школьной программы только в мае (да и то мы его так и не успели пройти), на подготовительных тоже дело не дошло, читала я только «Один день Ивана Денисовича», да и то сто лет назад, так что в памяти остались сведения из разряда «Отчество — Исаевич. Против системы. Великий русский писатель». А что делать? Надо ваять. Общими фразами. Налить водички, ну не позориться же, сдавая пустой листок.

Не знаю, что я там вдохновенно выдумывала глубинами своего пустобрёхства, но из кабинета вышла вся в мыле. Расселись по коридору, стали ждать, делиться вопросами, кто о чём писал. Ну, чёрт подери, у одной «Тёмные аллеи» Бунина, у второй — «Мёртвые души», у кого-то там вообще «Преступление и наказание» или «Герой нашего времени», разжёванный ну просто по косточкам даже в самом захудалом школьном учреждении. Одна только девчонка пожаловалась, что ей достался «Матрёнин двор», который они пройти ещё не успели.

Посидели, погоревали, вдруг выходит радостный председатель комиссии и говорит: «Трубина и Терёхина! С документами — быстро заполнять анкету! Берём!» То есть, как раз ту девчонку с «Матрёниным двором» и меня взяли на «элитные» куда-хочешь-туда-и-иди* места. Что ж там такого эти отличники понаписали, что наши работы по непрочитанным книгам оказались лучше этого?

* Бонусная история о том, как Терёхину всё равно университет накрячил. В анкете на поступление из миллиона вопросов был один пункт, где говорилось «Укажите желаемую специальность и специальность, на которую вы бы хотели поступить, если на первой окажется недостаточно свободных мест». Терёхина взяла и написала «Журналистика, зарубежная филология». И взяли её на зарубежную филологию, дескать, раз тебе и это любо, то иди и не рыпайся. А я коварно написала только «журналистика», потому что там все баклуши бьют и в потолок плюют, так университет от меня и не отбрехался, отправил, куда написано.

1 2

Комментарии


А на филфак тогда все поголовно рвались

в Лобач? а в каком году это было?


2005.
У нас в школе-то на гуманитарной параллели было пять классов по 36-37 человек. Плюс-минус один год мои ровесники как-то много наплодились.


эх, всего 4 года и совершенно другая картина.


"Всего"! Целых!
Кстати, ты ведь с журналистики? Если четыре года разницы... То я у вас случайно не преподавала чего-нибудь?


не совсем) я с издательского, но мы к кафедре журналистики относимся + я вечерница.
Если бы ты у меня вела, я бы запомнила)


Хм, с издателями вместе я училась. На "Истории книги" у Гордеевой что ли, кажется. Но вот разницу в курсах не вспомню =)


а я в 2004-м собиралась в Лобачевского на журналистику. но в итоге пошла по пути наименьшего сопротивления и большей надежности и поступила у себя, в Й-О.


Правильно.
У нас в 2005 ещё по бумагам написали какой-то смешной конкурс, восемь или десять человек на место, а взяли на одно место по направлениям, на одно — по олимпиаде, на ещё одно кого-то перевели, так что в итоге так двадцать человек и вышло, поступили только люди с гигантскими головами. Жуткие зануды, серьёзно, я за четыре года совместного обучения смогла запомнить из своей группы только пару человек.


Кулстори, сис!


"Сис" Т___Т Никто ещё меня так не называл...


Высший пилотаж, хехе. Может, когда-нибудь будут эссе по ГИ давать, так я тоже поступлю, не читала, но уже подкована знатно


Во-во! Все тренды ЛЛ к твои услугам =)


Хе-хе, вы не переживайте - в нашем 2008м, когда народу было очень мало (все ж 1990-91 гг рождения)))), и количество бюджетных мест сократили чуть ли не вдвое:)


Я уж в курсе. А ещё тогда ЕГЭшники попёрли вместо олдскула и начался на кафедрах плач и зубовный скрежет после первого же контрольного диктанта.


в смысле выяснилось, что после ЕГЭ так плохо с грамотностью?


Ага, те, кто по сто баллов в ЕГЭ в области русского языка набрали, диктанты писали очень плохо.


Прекрасно :) Интересно было бы теперь то эссе прочитать.


Искренне надеюсь, что его сразу же сожгли.


Как интересно, почти в одно и то же время в разных городах диаметрально противоположная ситуация с предпочтением факультетов. У нас в универе в 2004 на филфаке (да и сейчас) была тьма бюджетных мест и брали всех, кого ни попади, а идти туда никто не хотел.


Ну, у нас классическую филологию тоже не больно жаловали. Не больше семи человек на место.


:) Ну, кстати, не очень удивительно, что именно вас выбрали, ведь во-первых, на "ходовые" вещи язык сам начинает говорить то, что уже много раз было сказано, а потом... хто знает, может, у них на Солженицына разнарядка была?...

Ты мне только вот такую вещь скажи. Хорошо, я понимаю, что 30 мест в год на филолога - это маловато, но с другой стороны, каждый год по 30 - это же через 10 лет будет 300... а люди все-таки чуток поболе живут. Я к чему. А чем вы в итоге занимаетесь, филологи? Ну, это ... what do you do for a living?


"Мы" всё же не филологи =) Недотыкомки. У меня из знакомых филологов больше всего корректоров, разного рода редакторов, издателей, есть библиотекари и много преподавателей.


То есть, в редакциях востребованы?


На редакторские должности — гораздо более, чем журналисты. Журналюг обычно "гоняют ногами" в качестве корреспондентов, пока не дослужатся до чего-то более серьёзного, а филологи начинают с "младших редакторов", "помощников" и всего такого. Ну, а литературные редакторы при издательствах, само собой, тоже хотят филологов или лингвистов.

Мир гуманитарных профессий очень зыбкий, получив гуманитарные корочки можно идти работать в десятки различных областей, очень редко кто-то идёт туда, на кого учился, с точностью до специализации. Вот я радиожурналист по корочкам, "ди-джей", так сказать, кем только не работала.


В Вашем городе востребованы редакторы? Тогда мы едем к Вам! У нас с этим сложнее. Я даже вакансий таких давно не видела, в списках по подбору персонала мелькают одни менеджеры по продажам и дизайнеры.


О, вот ещё переводчиков среди филологов много! Зарубежные филологи хорошо учат всякий немецкий и французский, а "классики" — польский, чешский, болгарский.


Для меня это не вопрос просто любопытства. Вообще не знаю, как там чего у гуманитариев, а вот так сложилось, что у дочки в основном сейчас гуманитарные науки. Будет знать несколько языков, причем на приличном уровне, я надеюсь. Но это же не совсем "профессия", вот я и волнуюсь немного.


Понимаю. Ничего страшного, механизмы поиска работы у гуманитариев и технарей совершенно разные, но при должном умении проявить себя проблем с поиском работы не будет.


Вот в том-то и дело, что для меня это - темный лес. :) Ну, ты поняла, про механизмы поисков у гуманитариев. А ведь все-таки я точно знаю, что когда близкие люди в теме, то само по себе информационное ориентирование может сэкономить много лет и сил. Поэтому и переживаю. Но так, пока не сильно, у нее еще есть несколько годиков детства. :) Просто тут в Австрии у них какая-то дурацкая система, со средней школы зачастую специализация начинается. Нам пришлось выбирать, в языковой класс отдавать, или в более научный. От этого и дискомфорт, мне было было бы много спокойнее, если бы она продолжала бы изучать все подряд еще годика 3-4...


Я знаю насчёт гуманитарной системы в Германии (не знаю, насколько сильно она отличается от австрийской) — там с этим делом точно всё путём, ещё лучше, чем у нас. Только уж больно сильно они к школьным оценкам прицепляются и даже при приёме на работу лет эдак в сорок могут спрашивать задания из общей школьной программы.


Могу ответить из своего опыта, что в свое время не подалась в гуманитарии именно по причине - "Ну и кем я буду работать????" (сегодня только в троллейбусе про это думала в очередной раз). А сейчас посмотреть - мои одноклассники гуманитарии устроены, пожалуй, даже и лучше. У них много возможностей для подработок, для самозанятости, кстати, рекламу некоторые делают, не говоря уже о журналистах и радиожурналистах :) Понятно, что все это тоже на них не с неба упало, но это никак не похоже на наше представление о гуманитариях в школьные годы, когда единственным синонимом слова "гуманитарий" был "беспросветная бедность".


А я всегда считала, что с технической специальностью легче найти работу, всё чётко и по плану.


всё чётко и по плану


Вот с этим, пожалуй, соглашусь - никаких неожиданностей. Но на тему "проще" - наверное, рост благосостояния в обществе дал-таки о себе знать - и гуманитарии стали более востребованы :)


А дело здесь не в легкости поиска, дело в оплате труда :((
Болтающий языком чел (стучащий пальцами по клаве) легче интегрируется на наше постиндустриальное общество, чем технарь, которому еще и рабочее место надо оборудовать (в социуме, где все заняты торговлей, (само)пиаром и финансами) и найти его действительно толкового (на фоне деградации высшего технического образования) и реализовать результаты его труда на рынке, где китайская промышленность в лидерах...
Смотрю на своих соучеников - более удачливых гуманитариев... не, зависти нет... только грусть, что куда-то не совсем туда мы всей страной "развиваемся"


В школе так все уроки и экзамены сдавала, что-то где-то читала, о чём-то знала или могла своими словами рассказать, уже неинтересно было что-то специально учить, особенно по литературе. На первом же институтском экзамене по литературе я кроме своего билета, отвечала по всему курсу, услышала, что у меня хорошая школа (какая школа вообще?), получила 4 и к зачёту уже готовилась со всей серьёзностью!


а че на журфак еще и экзамены сдают?

1 2