Больше историй

14 июня 2013 г. 13:22

7K

Как отвратить вкус к чтению

Работая в детском отделе книжного магазина, я была свидетельницей многих сцен, которые доводили до белого каления, поражали своей абсурдностью, заставляли желать их участникам побиться головой об стену, вызывали истерику и так далее; в общем, на все случаи жизни. Но больше всего эмоций неизменно вызывает конфликт поколений: когда мама или бабушка приводят в книжный ребенка и начинается… (примечательно, что особо острых споров с опекунами мужеского полу мне пока не попадалось). До сих пор с содроганьем вспоминаю, как девчушка пяти лет протягивала бабуле книгу – обычную тонкую дешевую книжку, какую-то сказку.
- Я хочу эту! – говорит.
- Положи! – сердито отвечает бабуля. – Ты не сможешь это прочитать, ты тупая.
- А я научусь, - робко обещает девочка.
- Не научишься. Ты тупая.
Слово в слово. Вот такие бывают, оказывается, бабушки.

Ну да это я для примера. Случай с небезызвестным «Эрагоном» произошел с читателем постарше. Мальчик лет, наверное, одиннадцати-двенадцати пришел в магазин с мамой. Выбиралась литература по списку для чтения на лето – знакомая песня. Но ничего нужного не нашли, и тут мальчик схватился за «Эрагона».
- Положи на место, - велела мать.
- Но она интересная! – пытается отстоять свое право на «Эрагона» мальчик.
- Ты не можешь знать, интересная ли она, - отрезает мать.
- Я знаю, что интересная, - уже совсем тихо отвечает мальчик. – Мне гово…
- Нет, не интересная, - перебивает мамаша ледяным тоном. – Вот то, что вам на лето задали – интересно. А это ты читать не будешь.

Это стало точкой в споре.

Наблюдая такие сцены, к несчастью, не такие уж редкие, невольно задумаешься – а не такие ли родители потом вопиют возмущенно «молодежь совсем не читает!» и обвиняют во всем компьютеры, плохие компании и так далее?

1 2 3 4 5

Комментарии


Мне в детстве как-то достаточно быстро удалось добиться того, что я сам выбирал себе книги для чтения. Да, я прочитал много книг, прочтением которых гордиться не принято, ибо они не входят в список "высокой" литературы. Но с другой стороны, а многое ли я понял бы из тогда из того же Державина, Радищева и иже с ними? А вот любовь к чтению у меня сформировалась, да так, что даже моя учительница литературы не смогла ее победить, как ни старалась это сделать. Зато теперь пришло время и для серьезной литературы, сам почувствовал потребность в этом. Поэтому полностью согласен с автором поста, в детстве больше половины (лучше не менее 2/3) прочитанных должны быть из разряда "интересно ребенку", а все остальное - уже из требуемого программой. Иначе любовь к чтению не сформируется. И больше самостоятельности нужно давать детям в плане выбора книг.


Меня на предмет книг тоже никогда не трогали, слава богу. Поэтому я честно читала школьную программу, потом критику, потом писала сочинение по мотивам критики (но не книги)). Для себя я читала то, что было в домашней библиотеке и что я могла осилить, ну и в библиотеке книжки брала само собой. Даже если не всегда их читала, но мне процесс выбора книги очень нравился.
И поскольку на меня никто не наседал, я иногда ставила себе трудные задачи, например, брала книжки по популярной математике и пыталась хоть что-нибудь понять (дохлый номер). А за лето я читала одну книгу из "списка", но всегда почему-то очень длинную и нудную. У меня до сих пор осталась эта мазохистическая традиция брать в отпуск какую-нибудь умную-преумную, толстую-претолстую книгу и торжественно мучить ее. (Ну не зимой же такие книги читать!))


Мне процесс выбора книг и сейчас очень нравится. Благо выбор огромный, есть из чего выбирать:)


Сейчас у меня процесс выбора очень прозаически происходит. Долгие поиски в интернете, чтение отзывов, поиск продавца. Потом нажать несколько кнопок - и самовывоз на Красносельской или встреча в метро.
А в детстве библиотека была под самой крышей ДК - в закутке с деревянными ступеньками. Все казалось волшебным: этот закуток, книжные запахи, пионеры-герои на стенах, которых я рассматривала, пока книги ждала. Несколько шкафов в открытом доступе, остальные - за закрытой дверью. Библиотекарь подбирала мне стопку, а я потом выбирала из стопки несколько книг с самыми красивыми картинками. Иногда можно было самой поискать на полках. А библиотекарем работала молодая и очень красивая девушка - в те годы молодая мама. До сих пор мне эта библиотека снится, хотя ее уже давно нет в том ДК. ))


Вот что вспомнила)) На лето всегда задают полный вариант книги, в школе же разбирают только сокращние, предложенное в учебнике. Может в России и не так, не знаю)
И еще, от преподавателя зависит, будет ли в на уроках разбираться полный список предложенных на лето книг.
Помню, летом мучала "Чуму" Камю, а в классе на нее один урок потратили, и той трети, что я осилила, хватило мне с головой))


Когда начинается лето мамочки толпами как сумашедшие носятся по книжному, мучая консультантов вопросами "что где лежит".
Очень радуют мамы, которые интересуются какое издательство лучше и какую книгу ребенку будет приятнее держать в руках и интереснее читать. Жаль, что выбирают они в основном то, что рекомендует школа.
Немного сказки и волшебства, приключений и озорства необходимо всем.
Может быть родители так реагируют изза цен на книги? Все таки в наше время это не дешево.


Мне тоже кажется, что родители могут при посторонних ушах стесняться признаться, что просто не могут позволить себе незапланированные траты. Мой муж-экономист советует в таких случаях объяснять детям, что не денег нет, а бюджета. А вообще-то ничего постыдного нет в том, чтобы сказать ребенку, что купить сейчас не можем, давай попробуем в библиотеке найти или у букинистов - подешевле.
...Хотя мне не понять некоторых моих знакомых, у которых квартира, дача и отпуск по три раза в год есть, а детской полки с книгами нет.


Детей жалко прям до слез...:-(((. Они вырастут и отомстят.
Мой тоже из книжек получает то, что хочет, плюс то, что понравилось мне. Сама до сих пор с удовольствием читаю детские книги. На них душа отдыхает.


Иногда родителей хочется бить чем-нибудь тяжелым и железным по голове. Долго. Упорно. Упорото.
Дело даже не в книгах и чтении, дело в отношении родителей к любом занятию их детей. А сказать ребенку "ты все равно тупой" --- это вообще за гранью добра и зла.


А мне прямо везет на встречи с такими родителями. Сегодня, пока ехала на работу в электричке, на все вопросы мальчика мама отвечала: "Помолчи, потише, не говори глупостей" и так все полчаса, что длится поездка от Мытищ до Ярославского вокзала.
А пару лет назад в закрытой кабинке туалета в торговом центре все тех же Мытищ мне "посчастливилось" услышать истерику с матом на тему "Ты такой большой, а обоссался". Не знаю, сколько длился этот ор - не меньше 20 минут точно. Мальчик жалобно просил: "Мама, не кричи, пожалуйста". О-оох, я там чуть не умерла, пока стояла и думала, вмешиваться или нет. Во-первых, не известно куда бежать или звонить. Во-вторых, по собственному опыту знаю, что мамаши, которых публично осуждают за их действия по отношению к ребенку, могут из-за испытанного унижения его просто убить, когда наедине останутся. Так вот до сих совесть мучает, правильно ли я сделала, что не остановила ее... (


на ру_психолог недавно был такой же вопрос. Там пришли к выводу, что говорить необходимо - чтобы взрослый осознал, что такое поведение не одобряется в человеческом обществе. Но не ругаться, а констатировать факт, дать человеку увидеть себя со стороны. Что-то типа "Женщина, что вы делаете? Вы орете на ребенка матом!"


Бабушка убила просто. Карга.


А потом удивляются тому, что дети не любят книги.
Сам после школы долго не мог начать читать книги. Отвращение.
Спасла серия книг Метро 2033. Прослушав аудио книгу стал читать другие книги серии.
А многие дети так и не найдут интересную им книгу да и купить проблема (Цена, трудно достать (Мне помогли мои поездки в Москву).
Разве важно не то, что книга дает человеку, а то, как она написана?


Истории takatalvi покоробили. Очень жаль тех ребят. Соглашусь с первым постом в обсуждении. Порой нужно воспитывать некоторых родителей и бабушек. Такие мамы, затем жалуются на своих "никчемных" детей, которые не хотят читать. Сейчас вспоминаю свое детство - как же мудра была моя мама. О, что я только ни читала! Были и хорошие книги, детско-юношеская классика, но были и детективы Донцовой, и детская серия с историями-ужастиками, отвратительные женские романчики и глупая эзотерика. И ни одну из этих книг мама читать не запрещала. Зато у меня было право и свобода выбора. Читала то, что хотела, и чтение доставляло удовольствие. Важно, что я сама училась на своих ошибках, приходила к выводу, что женские романчики в жутких обложках, Донцова и т.п. шаблонные и однообразные. Таким образом, желание читать это пропадало само по себе. Весь литературный мусор был пройден в подростковом возрасте, и теперь интерес вызывает более достойная современная литература, классика. А что касается школьной программы и методов ее преподавания во многих школах, тут разговор отдельный. Скажу только, что хоть и читала заданные произведения, но мало что из них поняла, осмыслила и запомнила. Теперь хочется школьный курс перечитать сознательно.


Было такое же детство, думала это в порядке вещей, а оказывается нам еще повезло!


Большое спасибо вам за интересные истории! Прочитав комментарии, задумался, может родителям стоит радоваться тому, что их дети хотя бы что-то читают?


Очень знакомая и грустная ситуация.
Но меня лично всегда расстраивает другая: "Зачем ей читать это, она уже фильм смотрела и знает, чем все закончился!" - сказал мне отец 12-летней девочки, когда я предложила ей "Робинзона Крузо".
Грустная тенденция.

1 2 3 4 5