Сивилла
Пер Лагерквист
Лучшая рецензия на книгу
28 сентября 2012 г. 11:53
644
5
И снова Лагерквист задает трудные вопросы. Человек и бог… Как они взаимодействуют? Перед нами два человека: Агасфер и Сивилла, два бога – Сын Божий, жертвующий собой во имя людей, и языческое божество, таинственное и загадочное. Столько аналогий, столько сходств и столько различий. И вопрос, на который Агасфер ищет ответ, мучительно ищет, но не находит ни доброты, ни милосердия в себе самом. Он хочет, чтобы жалели его, но сам не раскаивается в том, что не помог Иисусу. Он – обычный, такой как все, значит, эгоист. Но теперь он, ненавидя бога, становится неотделим от него. В его голове всегда пульсирует одна и та же мысль, и какие бы эмоции ее ни сопровождали, это мысль о Боге. А Сивилла? Разве ее судьба не параллель с образом Пресвятой Богородицы? Но Сивилла всего лишь человек,…
В образе Сивиллы очень много личного для Лагерквиста, интимного и буквально выстраданного. По словам автора, он изображает здесь «Смоланд в Греции», то есть ощущение стабильности и надежности в кругу близких людей, а избранничество Сивиллы отражает непоколебимую власть творческого таланта над художником. Одновременно являясь и божественным и мучительным, творческий дар обрекает художника на вечную борьбу, сопровождаемую одиночеством и всеобщим отчуждением. Так считал Пер Лагерквист.
Главная героиня романа «Сивилла» посвящает себя служению языческому божеству храма Аполлона. Будучи существом первобытным, стихийным, ревниво-мстительным, находящимся по ту сторону добра и зла, оно лишает главную героиню радостей, любви и счастья, свойственных обычным людям. Одновременно с этим ее жизнь преисполняется высшим содержанием, доставляя ей минуты восторга и ощущение полноты бытия, которые сменяются периодами ужасного опустошения и страдания.
Параллелью жизнеописанию Сивиллы служит в романе история другого отмеченного Богом избранника — Агасфера, который осужден за жестокость и эгоизм. Как и Варавва строптивый и бунтарствующий он тоже тесно связан с личностью автора. Из потребности писателя завершить судьбу самого строптивого из его персонажей родилась повесть «Смерть Агасфера» (1960),
Форма: роман
Оригинальное название: Sibyllan
Первая публикация: 1956
Перевод: Татьяна Величко
Язык: Русский (в оригинале Шведский)
Рецензии
Всего 228 сентября 2012 г. 11:53
644
5
И снова Лагерквист задает трудные вопросы. Человек и бог… Как они взаимодействуют? Перед нами два человека: Агасфер и Сивилла, два бога – Сын Божий, жертвующий собой во имя людей, и языческое божество, таинственное и загадочное. Столько аналогий, столько сходств и столько различий. И вопрос, на который Агасфер ищет ответ, мучительно ищет, но не находит ни доброты, ни милосердия в себе самом. Он хочет, чтобы жалели его, но сам не раскаивается в том, что не помог Иисусу. Он – обычный, такой как все, значит, эгоист. Но теперь он, ненавидя бога, становится неотделим от него. В его голове всегда пульсирует одна и та же мысль, и какие бы эмоции ее ни сопровождали, это мысль о Боге. А Сивилла? Разве ее судьба не параллель с образом Пресвятой Богородицы? Но Сивилла всего лишь человек,…
29 сентября 2012 г. 17:54
447
5
Дева Мария, Богородица. Сивилла, пифия, жрица языческого божества. Их судьбы различны. Их судьбы похожи.
Мария, родившая от непорочного зачатия, будучи девственницей. Сивилла, богова невеста, с той же чистотой девственницы, ведь только такая может служить языческому богу. Мария, мать Иисуса Христа, много претерпевшего и испытавшего страдания, вознесшегося на небеса к божественному отцу. Сивилла, кого родила она? Ее сын – немолодой седеющий мужчина, сохранивший младенческую первозданность своего лица, с вечной улыбкой на нем. Что он олицетворяет: улыбку идиота или вечную молодость? Бессмысленно ли это улыбающееся лицо или наполнено неисповедимого смысла?
Обе женщины отмечены богами, приближены к ним. Каково им? Жизнь, наполненная божественным содержанием, благословенна и мучительна…