Мендель-букинист
Стефан Цвейг
23 сентября 2022 г. 01:22
200
5
В третий, уже, наверное, раз перечитываю новеллу "Мендель-букинист". Это трагическая, но в то же время курьезная история о том, как даже не сама война, а военное время, и то, что везде и во все времена сопровождает любую войну, перемалывает сугубо мирных и бесконечно далеких от войны, но обладающих глубочайшим внутренним миром "маленьких людей". Но этот внутренний мир в условиях войны скорее мешает им адекватно оценивать грозящую опасность и осознавать рискованность своих действий, чем помогает уменьшить эти риски.
17 декабря 2021 г. 18:43
127
5 это так красиво!
Великолепный рассказ! Глубокий, душевный, потрясающее погружение в старые книги, в печаль.
17 апреля 2021 г. 23:16
185
4
Пожалуй, самая необычная зарисовка из всех прочитанных мною новелл Стефана Цвейга. Она не о чувствах, не о женщинах и мужчинах. Она просто о человеке и о таком уникальном даре, как человеческая память.
Память рассматривается не только в контексте главного героя Менделя, но и в контексте рассказчика, совсем этого героя забывшего и внезапно, случайно вспомнившего. Человек ценен для других, пока о нем помнят, пока кто-то в своей голове сохраняет образ. А книги? Книга — запечатлённые слова, но не просто слова, но кусочек личности человека, написававшего её. То есть это тоже вид памяти, её более долговременного сохранения.
Здесь сталкивается человек-букинист, полностью погруженный в книги. Человек с уникальной памятью и воплощенная память. Наверное, этот букинист делал что-то…
13 мая 2018 г. 19:38
1K
5
Превосходная новелла содержит в себе все: интригующий сюжет, драматизм событий, прекрасное владение Цвейгом искусством слова. Писатель, как всегда, на высоте, и любовь к его творчеству тотко увеличивается. В небольшом произведении он говорит о том, что близко ему: о книгах и о еврее-букинисте. Образ Менделя получился необычайно отрешенным от мира, он живёт в своём собственном книжном космосе. Увы, за это он и пострадал в этой жизни. Автор относится к нему очень сочувственно и с любовью, что передаётся читателю. Цвейг, естественно, на страницах новеллы поднимает многие проблемы. Думаю, ему уже в 20-х гг.прошлого столетия было тяжело смириться со всем известным отношением к еврейскому народу, к уничтожению одним народом других. Но больше пишет осамом Менделе как величайший художественный…
19 февраля 2018 г. 18:46
546
4
Грустный рассказ. О том, что самыми уязвимыми остаются увлеченные интеллигенты, как Мендель-букинист. Он даже не заметил, что началась Первая мировая и вокруг стало опасно, так был погружен в свой книжный мир.
17 марта 2017 г. 19:02
605
5
он читал так, как другие молятся, как играют азартные игроки, как пьяные безотчетно глядят в пространство; он читал так трогательно и самозабвенно, что с тех пор всякое иное отношение к чтению казалось мне профанацией.
Очень трогательный рассказ о маленьком человеке, который самозабвенно служит Книге. Весь его мир - это литература, это чтение, это помощь людям, нуждающимся в духовной пище. Что там происходит во внешнем мире, за порогом того места, где он обитает вместе с книгами - совершенно неважно. Мендель живёт на своей собственной планете и искренне не понимает чем он может помешать другим. У него ничего нет, кроме памяти, позволяющей ему назвать выходные данные практически любой книги. Он тихо шуршит страницами в своём уголке и, глядя на него, становится тепло и спокойно на душе.
Но…
29 ноября 2016 г. 18:51
369
5
Не рассказ, а - жемчужина! Какие найдены эпитеты, сравнения, метафоры! Первый раз прочитала лет 30 назад. Сегодня перечитала. Какое мастерство писателя! Видимо, понимание красоты приходит с возрастом. :)
Маленький примерчик:"два бильярда томились без дела, словно зеленые, заросшие тиной пруды"
иллюстрация Саввы Бродского к новелле Стефана Цвейга "Мендель-букинист"
31 октября 2015 г. 11:17
433
5
Тридцать три года тому назад, с еще мягкой черной бородкой и кудрявыми пейсами, он, невзрачный еврейский паренек, прибыл с Востока в Вену, чтобы подготовиться к сану раввина, но вскоре покинул единого сурового бога Иегову и отдался сверкающему и тысячеликому многобожию книг.
Мал золотник, да дорог.
Двоякое чувство - принятия и отторжения жизни Менделя. Принятия - потому что сам склонен к эскапизму. Отторжения - потому что понимаю опасность такой жизни.
Трагизм конца Менделя созвучен концу любого человека.
36 лет он был счастливым человеком. Как много. Как мало..
Когда-то перестанут гореть и наши глаза. (Никогда!)
Новелла сначала опьянила, потом отрезвила.
Рекомендую, как редкий коллекционный напиток. ... Иллюстрация С.Бродского
ЭСКАПИЗМ (ескейпизм) (от английского…
1 декабря 2014 г. 19:29
727
5
Как же я благодарна Стефану Цвейгу за знакомство с удивительным человеком. Якоб Мендель определенно не стандартен. Не-от-мира-сего – это, наверное, самое правильное название для такого явления, как Мендель-букинист. Он должен быть близок большинству завсегдатых LiveLibа. Якоб немного сумасшедший, слишком в себе, живет в мире книг, не замечая ничего вокруг. Рядом происходят, круто меняющие людям жизнь, мировые события. Мимо проходят сотни людей, переживая и пережёвывая, волнуясь и советуясь, опасаясь за свою судьбу, наживаясь или банкротясь, а он, оторвавшись от реальности, погружен с мир шуршащих страницы. Со стороны он весьма одинокий с ограниченными интересами человек. Но главное, ему комфортно, интересно, у него свое маленькое счастья, Мендель достиг в своем увлечении высшей степени…