Год Литературы — стр. 5

Свет в конце барака

Критик: Андрей Мягков Рецензия на книгу Зона интересов Оценка: * Поговаривают, в крыше газовой камеры второго крематория в Освенциме, куда эсэсовцы, по свидетельствам, засыпали гранулы «Циклона Б», нет ни одного отверстия. «Нет отверстий — нет Холокоста» — с размаху заключает англичанин Дэвид Ирвинг и натягивает на себя футболку с аналогичной надписью. Его соотечественник Мартин Эмис конспирологией не увлекается, а потому «Зона интересов» — второй роман Эмиса о том Холокосте, о котором говорить страшно. И если первый, «Стрела времени, или Природа преступления», рассказывал о жизни врача-нациста задом наперед и сохранял за счет этого…

Развернуть

«Поезд М»: пиши не как полагается, а как душа положит

Критик: Светлана Силакова Рецензия на книгу Поезд М Оценка: * Когда переведенный «Поезд М» уже ехал в типографию, в нью-йоркском районе Фар-Рокуэй произошло то, на что Патти Смит давно надеялась. Был целиком восстановлен променад на океанском побережье. Так сама жизнь подтвердила: «Поезд М», вторая книга мемуаров Патти Смит, — книга о стойкости и о любви. Потому что Патти влюбилась в Фар-Рокуэй и купила там ветхое бунгало незадолго до того, как буря «Сэнди» превратила побережье в кривую карикатуру. Но домик Патти, осмеянный риэлторами и забракованный страховщиками, устоял под натиском урагана. А теперь и променад восстал из руин.…

Развернуть

Андрей Мягков: рецензия на книгу «Ночное кино»

Критик: Андрей Мягков Рецензия на книгу Ночное кино Оценка: * «Книга года по версии Cosmopolitan» — сомнительная рекомендация для настоящего книгочея, но перед нами — тот случай, когда стоит залезть на колокольню повыше, прицелиться и плюнуть на предвзятость. «Ночное кино» Мариши Пессл — роман на удивление поджарый, несмотря на 640 страниц, и о нем нужно знать одну-единственную вещь. «Ночное кино» — не высокая литература в том смысле, в котором это слово используют безработные выпускники филфаков. Но и от бульварной литературы в уничижительным смысле книга Пессл также отстоит на почтительном расстоянии. Точнее всего ее характеризует эпитет…

Развернуть

У кого видно?

Критик: Александр Беляев Рецензия на книгу Зачем нам стыд? Человек vs. Общество Оценка: * Вообще-то в оригинале работа Джекет называется немного более подробно: Is Shame Necessary? New Uses for an Old Tool, то есть «Нужен ли/обязателен ли стыд? Как по-новому использовать старое средство». Из русского названия вычитывается, скорее, история о происхождении чувства стыда в человеке. Об этом тоже есть немного, но, к счастью, читателя не погружают в антропологию. Скорее — в социологию. Автор начинает с известного тезиса о положении стыда в условной Западной и условно Восточной культурах и обществах. Западу более свойственно чувство вины, а вот…

Развернуть

Дарья Грицаенко: рецензия на книгу «Малиновый пеликан»

Критик: Дарья Грицаенко Рецензия на книгу Малиновый пеликан Оценка: * Навязчивое сравнение с Гоголем. Уверения, что автору нет равных в борьбе с несправедливостью с помощью самого острого оружия — смеха. Обещание, что эта книга станет самой обсуждаемой в году и заставит людей что-то изменить в жизни своей страны… И правда, есть что обсудить: живой классик Владимир Войнович после долгого молчания выпустил в издательстве «Эксмо» новый роман. Громкой рекламной кампании соответствует вычурное название «Малиновый пеликан». Сюжет, впрочем, несложен: старого писателя Смородина (в котором угадывается сам Войнович) укусил клещ, он не смог его…

Развернуть

Игорь Шумейко: рецензия на книгу «Тень Мазепы»

Критик: Игорь Шумейко Рецензия на книгу Тень Мазепы Оценка: * Труд Белякова — пример Преодоления с большой буквы. К русско-украинским сущностям ему приходится пробиваться сквозь хаос терминов, да еще в ситуации, когда одно и тоже словосочетание для одних смотрится вполне научным определением, для других — почти непечатным ругательством. Русские, украинцы, россияне, русины, хохлы, москали, карпато-россы, малороссы, великороссы, червоно-русские, казаки/козаки, черкассы… Терпеливо перебираемые Беляковым свидетельства историков, путешественников, этнографов, писателей, антропологов говорят то о космических различиях, то, выражаясь языком…

Развернуть

Владимир Березин: рецензия на книгу «Азеф»

Критик: Владимир Березин Рецензия на книгу Азеф Оценка: И дело не в том, что она посвящена людям страшным — они сами называли себя «террористами», причём именно в том значении, которое применимо к ним сейчас, и не в том, что в этой истории здесь и там разбросаны оторванные руки и ноги. Дело в том, что эта книга, при постепенном вдумчивом чтении погружает читателя в отчаяние. Биография Азефа, написанная очень спокойно (хотя, опять же, внимательный читатель видит, как автор иногда не может скрыть отвращения ко многим своим персонажам) превратилась в популярный очерк русского революционного движения конца позапрошлого — начала прошлого века.…

Развернуть

Если жить на Марсе

Критик: Александр Беляев Рецензия на книгу Как мы будем жить на Марсе Оценка: * «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — науке это неизвестно», говорил персонаж одного кинофильма 50-х годов. Конечно, никакой жизни на Красной планете нет, но за полвека воззрения изменились радикально: жизнь на Марсе может быть, в том смысле что принесёт её туда человек. Марсианскому проекту посвящена книга журналиста Стивена Петранека, вышедшая в серии просветительского проекта TED Books; серия основана на популярных лекциях. Стивен Петранек, писатель, популяризатор науки и статусный журналист (бывший редактор отдела «Наука» журнала Life, ) — звезда…

Развернуть

Мрачные очертания Уэльбека

Критик: Антон Секисов Рецензия на книгу Очертания последнего берега Оценка: * О том, что один из главных возмутителей спокойствия современной литературы, автор «Элементарных частиц», «Возможности острова» и недавней «Покорности» Мишель Уэльбек еще и поэт, говорят меньше. Между тем, свои первые шаги в литературе Уэльбек сделал именно на поэтическом поприще — подобно, впрочем, своему великому предшественнику Виктору Гюго и многим другим романистам. «Очертания последнего берега» — первый сборник стихов после пятнадцати лет поэтического молчания. А в русскую книгу вошли тексты и из предыдущих авторских сборников — «Погоня за счастьем» (1992),…

Развернуть