7 августа 2016 г. 21:00

384



Вечер воскресенья, позади выходные, которые прошли примерно так: два дня я настойчиво и безрезультатно искал, куда бы себя деть. Спонтанно передвигаясь по городу, я смотрел по сторонам, в лица прохожим, на вывески кофе и музеев, ожидая сам не знаю чего. В конце концов я обнаруживал очередное приятное местечко и, устроившись, утыкался в биографию божественного Маркиза.

Жизнь Донасьена Альфонса Франсуа де Сада в общих чертах была мне известна, но главного в ней я не знал, а именно - деталей. Деталь всегда важнее целого, в ней таится одновременно и тайна, и ее разгадка. Неслучайно в рожденной пером де Сада вселенной, куда он помещал свои непристойные фантазмы, решающую роль всегда играла деталь, множество деталей и богатое разнообразие их комбинаций.

Книга Елены Морозовой увлекательна, исторична, полна неожиданных фактов и ироничных намеков. Половину жизни маркиз провел в тюрьмах и лечебницах, где и написал большинство своих будущих книг. Он находился в самом сердце террора Французской революции и дважды был приговорен к смерти. Повесть об этой бурной судьбе парадоксальным образом превращается в сказку о непрерывном одиночестве, о существовании на отрезанном от мира людей острове, находящимся, однако, в самой гуще истории.

Как написала совсем другая писательница совсем по другому поводу: "Все мы родом с островов блаженных". Жить на своем острове и вместе с тем быть окруженным множеством равнодушных людей, - здесь нет никакого противоречия. Примерно так и прошли мои выходные, примерно так и прошла жизнь божественного Маркиза. Впрочем, узнавать свое лицо в чужой биографии, вообще во всякой читаемой с увлечением книге, - событие вполне заурядное. К тому же сегодня шел дождь и многие страницы промокли, как будто само небо, заглядывая через мое плечо, сострадало "вечному узнику", который в некотором роде до сих пор остается в застенках сумасшедшего дома литературы.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!