Больше рецензий

lustdevildoll

Эксперт

Провайдер альтернативной духовности

6 августа 2018 г. 13:53

835

4.5

Безымянная рассказчица Китамуры повествует о проблеме, освещения которой в художественной литературе я до сих пор не встречала: как быть, если супруги уже не живут вместе, но для всех остальных (особенно для семьи) остаются якобы парой, и тут внезапно один из них умирает?

Героиня и ее муж Кристофер прожили вместе пять лет. Она - переводчица книг, "тень авторов", скромная, тихая и незаметная. Он - писатель-исследователь старше ее на восемь лет, ветреный и несколько инфантильный, склонный к изменам, которые жена в конце концов устает терпеть и супруги решают разойтись. Так как родители мужа богаты и консервативны, он уговаривает жену несколько повременить с разводом, а пока просто пожить раздельно. Не divorce, а separation, в общем. Жена полгода уже живет с другим мужчиной, когда внезапно ей звонит свекровь и говорит, что не может дозвониться до сына, и в ходе разговора выясняется, что он уже несколько недель как в Греции (и матери говорил, что едет туда вместе с женой), а жена об этом ни сном, ни духом. Мучаясь совестью за то, что якобы его подвела, героиня вылетает в Грецию и останавливается в отеле, в котором живет ее муж, но его там уже несколько дней не видели. А через несколько дней на обочине заброшенной дороги находят его тело с пробитой головой.

Вся книга - это один большой внутренний монолог, постоянное сравнение себя с другими, вопросы в духе "тварь ли я дрожащая или право имею?" на современный лад. Вроде как и феминизм давно победил, а все равно женщина чувствует себя неполноценной (с чего бы срываться из Лондона в Грецию, если свекрови так надо, пусть бы сама и ехала искать сына?) и мучается, кем считать себя: разведенной женщиной, готовой к новым отношениям, или все же убитой горем вдовой - тут же еще имущество на кону стоит.

После трагической находки я ожидала сворачивания сюжета куда-то в детективную сторону, благо, подозревать есть кого - номером один напрашивается водитель, влюбленный в двадцатилетнюю служащую гостиницы и уверенный, что ей от жизни нужны только муж и дети (как и всем женщинам, не так ли?), а тут выяснилось, что его пассия замутила с респектабельным английским постояльцем. Но нет, как автор концентрировалась на своей героине, так она и продолжила, муж в этой истории - это предмет и проблема, основание для фундамента лжи, который героиня вынуждена поддерживать из чувства вины, ведь они с мужем договорились, а она слово держать умеет. Что легче в этой ситуации: сбросить груз с плеч, признаться во всем и жить дальше, или все же сдержать данное покойному обещание? Является ли смерть форс-мажором и весомым обстоятельством для расторжения этого неписаного контракта? И как в таких обстоятельствах понять, кто ты: еще жена или уже нет, вдова или уже посторонняя? Разобраться в чувствах к мужу и новому бойфренду - вот первейшая цель, которую ставит для себя героиня, и ее размышления на тему являются костяком романа. Здесь нет динамичного сюжета и вообще сюжета как такового, этот роман - геометрическая задача с "дано" и "найти" с вкраплением программирования "if... then... else". Мне понравилось.

Ветка комментариев


"Девочки" отличная вещь, тебе понравилось?
"Музей невинности" для меня особенная книга, очень не люблю, когда ее ругают... Так что жду твоего отзыва с предвкушением и немножко нервно )


Девочек я пока только 100 страниц прочла, пока ничего, но бесит, что сноски в конце и неинформативные. А "Музей" буду хвалить, скорее, хотя и не все одобряю.


Историю со сносками я как-то пропустила...
Я правильно понимаю, что тебе "Снег" больше понравился? Мои знакомые, читавшие Памука, обычно говорят, что это его лучший роман. Я бы поспорила... Но в тройке лучших он, безусловно.


Мне у него мужские персонажи не нравятся совсем, ни в одной книге - видимо, проекция это. Это косвенно влияет на мнение от книге. Но если сравнивать "Снег" и "Музей", они примерно на одной планке, однако Музею плюсик за Стамбул (кстати, собираюсь туда в ноябре %))


В ноябре? Супер! Раздавим флакончик за встречу ; )
Это да, он меня этой книгой заманил сюда, и я совсем не жалею. Он показал светский, европейский город - то, что я вижу здесь. Но при этом загадочный и меланхоличный.
А мужчины Памука - да, я тоже считаю, что он им передал какие-то черты собственного характера. И все эти любовные истории имеют между собой что-то общее. Что касается Фюсун, то судя по автобиографии Памука "Стамбул. Город воспоминаний", это просто новелизированный портрет его первой любви... А Кемаль - это вариант личности автора, если бы любовь его влекла больше, чем творчество. Вот такая у меня теория.


Непременно и сок гранатовый попьем, и кальян покурим, если будет желание :) мы живем как всегда на Истикляль :)
Памук же в "Музее" есть камео, и он тоже похож на Кемаля - нерешительный и к Фюсун неровно дышит, так что да, наверное, ты права, все эти истории по сути вариации одной.


Истикляль красавец. Мне до него не очень удобно добираться, я больше на трамвае по городу курсирую. Ну и пересекать Босфор на плавсредствах тоже, конечно, обожаю)
Да-да, Памук, он такой. Интересно, кстати, что он таки женился на молодой женщине и даже привозил ее в Москву - я ее видела во время визита. Совсем не Фюсун, проигрывает в плане внешности, но все-таки в чем-то воплотил свою мечту об идеальной любви, наверно. Престарелый романтик, что тут еще скажешь))


С метро не дружишь?) Ну найдемся в любом случае, мы по городу неплохо ориентируемся.
А ты, кстати, ходила в сам Музей невинности? Я вот теперь думаю заглянуть...


Ходила в 2014, но там с тех пор много улучшений произошло, так что с удовольствием бы заглянула вместе с тобой. Если есть бумажный вариант книги - прихвати с собой, по нему можно получить бесплатный билет)


Ага, читала, что есть такая возможность - надо будет проверить, есть ли в моей книге такой билет. Или там просто экземпляр книги считается достаточным основанием?


Они смотрят, чтобы в книге не была проставлена печать на заветном месте (где-то ближе к концу там такая рамочка в тексте). Если уже есть печать - значит по книге уже проходили в музей, а можно только один раз. Но если у тебя новый экземпляр, все должно быть ок)